Введение……………………………………………….4. I. Формирование навыка правильного речевого дыхания, голосообразования………………………….5. II. Звуки раннего онтогенеза
Стр 1 из 20Следующая ⇒
Департамент дошкольного образования администрации г. Липецка
Формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР на индивидуальных занятиях
В помощь учителям – логопедам
Липецк - 2006 Составители:
Косолапова Т. С. – методист методического кабинета департамента дошкольного образования; Завершинская Е. В. – учитель- логопед (ДОУ №89).
Учителя – логопеды: Вагина О. А. (ДОУ№128) – звук [ж]; Воронина Е. В. (ДОУ№6) – звук [з’]; Давыдова Д. Е. (ДОУ№88) – звук [с]; Коковина Н. А. (ДОУ№75) – звук [щ]; Копаева Е. Н. (ДОУ№113) – звук [ц]; формирование навыка правильного речевого дыхания, голосообразования; Москвичёва Г. А. (МОУ прог. №73) – звук [л’]; Острякова И. А. (ДОУ№112) – звук [л]; Петросова О. И. (ДОУ№122) – звук [с’]; Полякова С. Д. (ДОУ№136) – звук [ш]; Трушкова И. В. (ДОУ№128) - звук [ч]; Тоценко Е. Д. (ДОУ№1) – звуки [р], [р’], [н], [н’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’], [ы]. Черкасова О. Г. (ДОУ№136) – звук [з].
В сборнике представлены материалы по формированию правильного звукопроизношения у детей на индивидуальных занятиях.
Творческая группа учителей – логопедов обобщила и систематизировала материал по исправлению наиболее часто встречающихся нарушенных групп звуков.
Представленный материал поможет учителям – логопедам определить структуру и содержание индивидуальных занятий, использовать материал с учётом его усложнения.
Тренировочные упражнения имеют своей целью формирование у детей навыков автоматизированного произношения.
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Введение……………………………………………….. 4 I. Формирование навыка правильного речевого дыхания, голосообразования…………………………. 5 II. Звуки раннего онтогенеза звуки [т] [т’] [д] [д’]……………………………………………17 звуки [н] [н’]... …………………………………………………39 звуки [к] [к’] [г] [г’]……………………………………………47 звук [ы] …………………………………………………………61 III. Свистящие звуки звук [с] …………………………………………………………. 77 звук [с’] …………………………………………………………90 звук [з] …………………………………………………………. 102 звук [з’] …………………………………………………………109 звук [ц] …………………………………………………………. 114 IV. Шипящие звуки звук [ш] …………………………………………………………122 звук [ж] …………………………………………………………138 звук [ч] …………………………………………………………. 152 звук [щ] …………………………………………………………164 V. Соноры звук [л] …………………………………………………………. 174 звук [л’] …………………………………………………………206 звуки [р], [р’]……………………………………………………216 Список источников и литературы………………………233 Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости в школе по многим дисциплинам. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, осуществляемая учителем-логопедом, строится на основе общих педагогических принципов: постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей. Необходимо учесть, что при постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука. Вводится утрированное произношение поставленного звука в слогах, словах, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.
Вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудных для произношения словах. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно. В данном сборнике представлены примерные перспективные планы индивидуальной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, индивидуальные планы занятий с детьми по формированию правильного звукопроизношения, подобран и систематизирован материал по развитию фонематического восприятия, артикуляционные упражнения для постановки различных групп звуков, приёмы исправления дефектного произношения звуков, речевой материал по автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях, потешках, дидактических играх, стихотворениях, рассказах. Успех всей работы по формированию у детей правильной речи при подготовке дошкольников к успешному обучению в школе может быть достигнут только в тесном контакте учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Формирование навыка правильного речевого дыхания, голосообразования Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Вдох при речи короткий, легкий. Выдох - длительный, плавный (в соотношении 1: 10; 1: 15). В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т. е. синтагмы). Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса. Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки: • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; • слишком большой вдох; • учащенность дыхания; • укороченность выдоха; • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха; • неправильная осанка. Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.
Задача гимнастики: освоить технику диафрагмально-реберного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:
• Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. • Не заниматься после еды. • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений. • Не переутомляться, при недомогании отложить занятия. • Дозировать количество и темп проведения упражнений. При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций. • Осваивать технику дыхательных упражнений в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине - это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа, необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным. • Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох. • Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного " добрать". Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох естественный, экономный, без усилий. • Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные) • На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого. В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха. • Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе - не опускались. • Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
В начале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, и некоторое время проводятся без речи. Постепенно эти упражнения включается речевой материал. Упражнения приведены в порядке освоения. В процессе систематических ежедневных тренировок необходимо добиваться правильности, легкости, непринужденности их выполнения. Каждое упражнение повторять 3-5 раз. Следует сочетать дыхательные упражнения с другими видами артикуляционной и релаксационной гимнастики, чередовать различные виды упражнений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|