Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение……………………………………………….4. I. Формирование навыка правильного речевого дыхания, голосообразования………………………….5. II. Звуки раннего онтогенеза




 

Департамент дошкольного образования

 администрации г. Липецка

 

Формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР

 на индивидуальных занятиях

 

В помощь учителям – логопедам

 

Липецк - 2006

Составители:

 

Косолапова Т. С. – методист методического кабинета департамента дошкольного образования;

Завершинская Е. В. – учитель- логопед (ДОУ №89).

 

Учителя – логопеды:

Вагина О. А. (ДОУ№128) – звук [ж];

Воронина Е. В. (ДОУ№6) – звук [з’];

Давыдова Д. Е. (ДОУ№88) – звук [с];

Коковина Н. А. (ДОУ№75) – звук [щ];

Копаева Е. Н. (ДОУ№113) – звук [ц]; формирование навыка правильного речевого дыхания, голосообразования;

Москвичёва Г. А. (МОУ прог. №73) – звук [л’];

Острякова И. А. (ДОУ№112) – звук [л];

Петросова О. И. (ДОУ№122) – звук [с’];

Полякова С. Д. (ДОУ№136) – звук [ш];

Трушкова И. В. (ДОУ№128) - звук [ч];

Тоценко Е. Д. (ДОУ№1) – звуки [р], [р’], [н], [н’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’], [ы].  

Черкасова О. Г. (ДОУ№136) – звук [з].               

 

В сборнике представлены материалы по формированию правильного звукопроизношения у детей на индивидуальных занятиях.

 

Творческая группа учителей – логопедов обобщила и систематизировала материал по исправлению наиболее часто встречающихся нарушенных групп звуков.

 

Представленный материал поможет учителям – логопедам определить структуру и содержание индивидуальных занятий, использовать материал с учётом его усложнения.

 

Тренировочные упражнения имеют своей целью формирование у детей навыков автоматизированного произношения.   

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                  Стр.

             Введение……………………………………………….. 4

I. Формирование навыка правильного речевого дыхания, голосообразования…………………………. 5

II. Звуки раннего онтогенеза

         звуки [т] [т’] [д] [д’]……………………………………………17

         звуки [н] [н’]... …………………………………………………39

         звуки [к] [к’] [г] [г’]……………………………………………47

         звук [ы] …………………………………………………………61

III. Свистящие звуки

звук [с] …………………………………………………………. 77

звук [с’] …………………………………………………………90

звук [з] …………………………………………………………. 102

звук [з’] …………………………………………………………109

звук [ц] …………………………………………………………. 114

IV. Шипящие звуки

звук [ш] …………………………………………………………122

звук [ж] …………………………………………………………138

звук [ч] …………………………………………………………. 152

звук [щ] …………………………………………………………164

V. Соноры

звук [л] …………………………………………………………. 174

звук [л’] …………………………………………………………206

звуки [р], [р’]……………………………………………………216

Список источников и литературы………………………233


 Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости в школе по многим дисциплинам.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, осуществляемая учителем-логопедом, строится на основе общих педагогических принципов: постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей. Необходимо учесть, что при постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука. Вводится утрированное произношение поставленного звука в слогах, словах, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.

Вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудных для произношения словах. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно.

В данном сборнике представлены примерные перспективные планы индивидуальной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, индивидуальные планы занятий с детьми по формированию правильного звукопроизношения, подобран и систематизирован материал по развитию фонематического восприятия, артикуляционные упражнения для постановки различных групп звуков, приёмы исправления дефектного произношения звуков, речевой материал по автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях, потешках, дидактических играх, стихотворениях, рассказах.

Успех всей работы по формированию у детей правильной речи при подготовке дошкольников к успешному обучению в школе может быть достигнут только в тесном контакте учителя-логопеда, воспитателей и родителей.           

 

Формирование навыка правильного речевого дыхания, голосообразования

   Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

    Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. Ко­личество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.

  Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межребер­ных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верх­ние отделы грудной клетки, а также плечи практически оста­ются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание по­может собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живо­та и грудной клетки сокращаются.

  Вдох при речи короткий, легкий. Выдох - длительный, плавный (в соотношении 1: 10; 1: 15).

В процессе речи существенно увеличивается функ­циональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только   через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько не­обходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказыва­ния (т. е. синтагмы).

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Непра­вильное дыхание приводит к форсированности и неустойчи­вости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если вы­являются следующие ошибки:

• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

• слишком большой вдох;

• учащенность дыхания;

• укороченность выдоха;

• неумение делать незаметный для окружающих до­бор воздуха;

• неправильная осанка.

Комплекс упражнений для воспитания навыков рече­вого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.

 

Задача гимнастики: освоить технику диафрагмально-реберного дыхания с активизацией мышц брюшного прес­са; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на оп­ределенные речевые отрезки, диктуемые логикой.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой спо­собствуют воспитанию правильного речевого дыхания с уд­линенным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине ре­чевых отрезков.

   

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

• Не заниматься в пыльной, непроветренной или сы­рой комнате.

• Не заниматься после еды.

• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесооб­разно придерживаться следующих рекомендаций.

• Осваивать технику дыхательных упражнений в поло­жении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать зани­маться диафрагмальным дыханием надо лежа на спине - это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа, необходимо продолжить тре­нировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

• Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу пере­ходит в выдох.

• Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного " добрать". Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох естественный, экономный, без усилий.

• Выдыхаемый воздух расходовать в основном на глас­ные звуки (в первую очередь на ударные)

• На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов, сло­ва произносить слитно, не отделяя одно от другого. В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

• Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе - не опускались.

• Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

 

В начале дыхательные упражнения направлены на ко­ординацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафраг­мы, и некоторое время проводятся без речи. Постепенно эти упражнения включается речевой материал.

Упражнения приведены в порядке освоения. В процессе систематических ежедневных тренировок необходимо до­биваться правильности, легкости, непринужденности их выполнения. Каждое упражнение повторять 3-5 раз.

Следует сочетать дыхательные упражнения с другими видами артикуляционной и релаксационной гимнастики, че­редовать различные виды упражнений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...