Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагменты языковой картины мира




В ДУХОВНОМ СТИХЕ

 

Приступая к этой теме, необходимо вспомнить, что к ней
обращалось большое количество исследователей, поскольку именно
в картине мира, представленной в духовном стихе, заключается
его специфика.

За сто с лишним лет изучение семантики духовного стиха
прошло несколько стадий — в соответствии со сменой научных
школ. Мифологическое и сравнительно-историческое направления,
исследуя народное сознание, сосредоточивали свое внимание на
отдельных сюжетах или элементах картины мира, анализируя их
истоки, трансформации или соответствия в других культурах. Класси-
ческим образцом сравнительно-исторических исследований являются
"Разыскания в области русского духовного стиха" А.Н. Веселовского
[1879—1891].

Анализ мировидения в духовных стихах как системы впервые был
проведен Г. Федотовым [1935]. В его книге взаимосвязанными
предстали такие важнейшие элементы народной картины мира,
как небесные силы (Троица, Христос, Богородица и святые), мать-сыра
земля, человеческая жизнь с грехом, святостью и ожиданием Страш-
ного суда. Исследование народного богословия, этики, ценностных
ориентации по текстам духовных стихов было проведено Н. Штаммле-
ром [Stammler, 1939], а в наши дни — Дж.Л. Майна [Mina, 1979]
и X. Ковальской [Kowalska-Lewiska, 1979; Kowalska, 1987].

Книга X. Ковальской ценна тем, что народное богословие,
выраженное в духовных стихах пермских старообрядцев поморской
веры, анализировалось в тесной связи с важнейшими ориентирами
их духовной жизни.

Наша работа по тезаурусному описанию языка духовного стиха
также ставит своей задачей построение ценностно ориентированной
картины мира, но с позиций не философа, культуролога или историка
литературы, а лингвиста, анализирующего семанические связи слов в
тексте и создающего на этой основе словарное описание.


Заметим, что многие примеры, которые мы будем приводить
в качестве иллюстраций, принадлежат не одному произведению,
а входят в качестве клише в ряд текстов или по крайней мере
повторяются в многочисленных вариантах определенного стиха.

 

 

ВСЕЛЕННАЯ

 

Начнем с устройства Вселенной. Две главные ее части — небо
и земля. На земле живут люди, на небесах находится рай. Еще есть и
ад, но он расположен не на земле, а под морем, под землею.
Итак, мир ориентирован по вертикали, верх противопоставлен низу.
Однако весьма существенна другая ориентация — по оси восток—запад.

Ориентация эта общая для всех текстов русского фольклора и
отличает его от фольклора некоторых других народов. Так, якутская
фольклорная картина мира ориентирована по оси север—юг: это
притивопоставление одно из главных и связывается с противо-
поставлением черный (север)—белый (юг), женский—мужской, холод-
ный—теплый, влажный—сухой, а в ценностной шкале — с противо-
поставлением плохой—хороший [Габышева, 1987]. Русская фольклор-
ная модель ориентирована на ход солнца; и в церковной службе
у старообрядцев движение идет "посолонь" в отличие от никонианской
церкви; на старообрядческой свадьбе до сих пор свадебные столы
после благословения родителей обходят "посолонь".

Со восточной стороны идет небесный царь [В. 172].

Во всех жанрах русского фольклора ветры дуют, как правило,
с восточной стороны, оттуда же идет туча грозная.

Вы подуйте, ветры буйные,
Со восточной сторонушки, —

говорится в причитаниях. Или:

1. Сошли с неба погодушку
Со восточной сторонушки;
2. Из-под той страны из-под восточные
Выставала туча темная.

Именно с восточной стороны ветры приносят тучу, из которой
выпадает Голубиная книга, содержащая все знание о мире. Изредка
ветры призывают с полуденной сторонки; так, воевода, отправляющий-
ся разорять Соловецкий монастырь, находящийся на севере, просит:

Вы подуйте, буйны ветры, со полуденной сторонки,
Принесите легки лодки вы ко острову большому.

В духовных стихах ориентация восток—запад особенно ощутима
в стихах о Страшном суде. Тогда, когда придет конец небу и земле,

Часты звезды с неба свалятся от востоку до западу

и

Протечет река огненная от востока и до запада.

На Страшный суд Господь и души праведные идут с восточной

 

стороны, грешники — с западной:

Со восточной сторонушки идут души праведные,
С западной стороны идут души грешные.

Туда же они и уходят:

Подите вы грешные, раби беззаконные,
В западную сторону, во место во адовое [В. 17].

Словом, объединяющим представление о земле и небе, является
слово сеет в одном из его значений (два других значения — аппозитив-
ный эпитет к собственным именам, например, едет Егорий Храбрый,
и свет, противопоставленный тьме или мраку). Свет, обычно
с эпитетом белый (другой эпитет — вольный, о котором речь
будет впреди), объемлет все сотворенное: он включает не только
землю, но и небесные светила — солнце, звезды, луну — и имеет
своим источником Иисуса Христа или Свята Духа.

В "Голубиной книге" описываются составляющие белого света,
имеющие своим источником отдельные части Христова тела — бо-
жественной плоти:

Начинался белый свет от Свята Духа,
От Свята Духа — самого Христе..,
Солнце красное от лица Божий,
Млад-светел месяц от грудей Божьих,
Звезды частые — оны от риз Божьих,
Зори светлые от очей Божьих,
Самого Христа, царя Небесного [Л. 9].

При этом, как справедливо замечает Г. Федотов [1935], белый свет
(Вселенная) не сотворен (в наших терминах, у него нет каузатора):
Бог в нем растворен и одновременно остается отдельно от него;
расстояние между творцом и творением минимально.

В то же время свет делится на этот (сей) и тот: эпитет
белый может быть отнесен только к этому свету и ассоциируется
с земной жизнью. Тот свет включает в себя рай и ад и, возможно,
какие-то более древние дохристианские элементы. Дейктические место-
имения сей и тот появляются в ситуациях противопоставления
этого и того света:

1. Стал он от сего света отходен [Л. 162].
2. И с того света нищих сюда не вытянут.

Во многих контекстах слово свет синонимично слову мир.
Так, нищие будут

А по миру — миру да ходити,
А по свету Христа эвелицатв [В. 66].

Синонимом слову свет может стать слово земля. Так, в двух фразах:

1. Расходилися волки по всему свету по белому [В. 106].
2. Много грешных на земле, на сырой земле, на матушке —

слова свет и земля имеют одинаковый смысл: это местопребывание
людей и животных. Однако во многих других контекстах слова
свет и мир, свет и земля невзаимозаменяемы.


ЗЕМЛЯ

 

Остановимся на слове земля — одном из центральных элементов
мира духовного стиха. Оно обычно появляется, как и в традици-
онных фольклорных текстах, с эпитетом мать-сыра. Слово земля
имеет несколько значений. Для каждого из них можно найти
контексты, где одно из этих значений будет вполне определенным.
Так, земля как государство (царство-государство), пространство,
духовно (по вере) определенное, предстает в следующих стихах:

И есть тот Ильмень, кой в Турецкой земли [В. 125].
На головушках шляпа земли Греческой [Л. 137].

Егорий Храбрый едет

По всей земле светлорусской,
По святой земле православной,
По той земле заповеданной.

В этом значении слово земля не имеет эпитета мать-сыра
и может иметь мн. число. Земли могут противопоставляться. Так,
Святая земля светлорусская в стихах о Егорий Храбром противо-
поставляется иной земле, неверной.

Именно в этом значении слово земля вступает в иерархические
отношения: у него заполняется соответствующая тезаурусная функция
„множество — главный элемент множества”: Которая у нас земля
всем землям отец!
(в другом варианте — мать). Ответ держит
премудрый царь Давид Осеевич: Светла Русь-земля всим землям
отец [В. 34].

Другое значение слова земля — вещество, составляющее поверх-
ность земли. Грешная душа с чужой нивы земли украдывала [Л., 39],
душа умершего вопрошает: Вы почто меня землею засыпаете!
В могиле... задернет грешных рабов Святым Духом Господним,
землей, травой и муравой
[В. 168].

Вместо земли тело можно засыпать хрящем и песком: так поступает
царь Кудреянище с Егорием Храбрым.

Основное же значение слова земля — место, созданное Богом
для жизни:

1. Всяк человек на земле живет как трава в поле растет.
2. Обошло окиян-море вокруг земли,
вокруг земли, всей подселенный [В. 25].
3. И стоит Иерусалим-город посреди земли [В. 25].

Во втором пришествии

Среди земли престол божий поставится.

Эта земля — белый свет:

Ты взойди, человече, на Сион-гору,
Посмотри, человече, под-год низ под гору:
Ище чем-то земля принаполнена?
Ище чем-то земля приукрашена?
Приукрашена земля красным солнышком,
Првяаполнеяа земле Божьей милостью.


Вспомним:

Не видать Егорью света белого,
Не видать Егорью солнца красного...

Именно в этом значении у слова земля постоянный эпитет —
мать-сыра или сыра-мать.

Посмотри, человече, на мать-сыру землю:
Ище чем-то мать-сыра земля изукрашена? —

поется в другом варианте стиха "Ты взойди, человече". Именно
эта земля противопоставлена небесам: после битвы Правды с Кривдой

Кривда осталась на сырой земле,
А правда пошла пo-поднебесью [В. 15].

Иногда земля и небо образуют радостное единство:

Лик ликуют здесь ангелы на земли,
Царствуют праведники на небесах [Л. 50].

Эта земля сырая или мать-сыра земля — сударыня, кормилица,
хлебодарница, всем грешным отец и мать.
Она несет в себе
сакральное начало, магическую силу; к ней со словами причитания
обращаются Иосиф Прекрасный, тоскующий по своей матери Рахили:

Иосиф во рву слезно плачет
Ко матушке сырой земле причитает —

и Егорий Храбрый в надежде, что земля "пожрет силу жидовскую":

Расступись, расколись, мать-сыра земля…
Расступилась мать-сыра земля ш четыре стороны [Л. 81].

Земля персонифицирована; она ведет себя км живое существо:
она говорит, отвечает; не в силах терпеть беззаконие многогрешных
людей, она расплачется и растужится перед Господом:

Тяжело-то мне, Господи, под людьми-то стоять,
Тяжелей того — людей держать,
Людей грешный, беззаконных...
Повели им, Господа, расступиться
И пожрать люди-грешницы. беззаконнницы [Л. 134].

Образ плачущей матери-сырой земли устойчив в народной поэзии.
В полесских селах и теперь поют поздний стих-псальму на тот же
сюжет:

Плаче мать земля сырая: не могу грехов снести,
Стала мать земля сырая Сына Божьего просить:
Измилуйся, Сыне Божий, надо мной, сырой землей,
Сними с мене, сыне Божий, беззаконие грехов.

Земля, на которой живут, которую распахивают и засевают,
и земля, которая стонет и тужит, говорит и плачет, — одна
земля. Персонификация — не художественный прием, а языковое
представление мировидения. В причитании к матери-сырой земле
и покаянном стихе, обращенном к ней, женщина, идущая на исповедь,

присит прощения за то, что \

Плевала на тя скорлупоньку...
рвала я твою грудушку
сохой острою, разрывчатой... [Соболев, 1914].

О культе матери-земли существует обширная литература, эта тема
стала центральной в книге Г. Федотова. Мы здесь отметим только те
проявления культа, которые существуют и поныне. Почитание святой
матери-земли сохранилось до сих пор в Полесье [см.: Топорков, 1984;
Оболенская, Топорков, 1990], где мать-сыра земля сближается с
матерью-Богородицей: "Одна маты - Божия маты, а другая маты -
шо хлиб дае..." [Оболенская, Топорков, 1990]; ср. с духовным стихом:

Первая мать — Пресвятая Богородица,
Вторая мать — сыра земля,
Третья мать — кая скорбь приняла [Б. 6.73].

Последние полевые исследования духовной культуры старообрядцев
Приуралья также позволяют говорить о сохранившемся культе земли:
в отсутствие духовного отца или матери старообрядцы-бесщоповцы
поморской веры могут исповедоваться и каяться земле. Поэтому
естественно, что мать-сыра земля принимает покаяние и в духовных
стихах: Каелсе молодец сырой земли [В. 161].

И сегодня в народном сознании эта связь между Божьей матерью
и землей прослеживается в отношении к матерным выражениям:
так на мое замечание о том, что информантка часто употребляет
матерные слова и это плохо, женщина-старообрядка ответит убеж-
денно- "Почему же? Это природные слова. С ними нельзя поминать
только матушку-сыру землю и Богородицу" [ср.: Успенски», 1983].
В духовных стихах земля при осквернении ее матерным словом
потрясется; потрясется она также при остатней поре, при времени,
т.е. при конце света.

От этого главного значения слова земля как бы отпочковывается
значение 'поверхность земли' и тем самым некоторый простран-
ственный предел: Стоят леса темные от земли и до неба;
Пламя пышет от земли и до небеси; От земли и до неба
явился столб белокаменный.

Человек — тварь земная, поэтому тело умершего — земля; А тебе,
земля во землю идти.
В этом тексте первое слово земля употреблено в
значении 'вещество', второе — источник и место жизни и смерти; в
этом же последнем смысле слово земля употреблено в контексте:

Земля еси, земля матерая,
Всем ты грешникам, земля, отец и мать [В. 152].

Как же устроено тело матери-сырой земли и что на ней расположено?

Мы пройдемся по земному ландшафту, не задерживаясь ни на
одной детали надолго — оттого, что каждая из них либо уже была,
либо может стать предметом большого самостоятельного исследова-
ния ибо практически все составляющие ландшафта семантически
и семиотически очень нагружены, аккумулируют дохристианские и
христианские представления. Наша же задача - дать описание этих

 

составных частей земного пространства через их названия и функции
этих слов в анализируемых текстах.

У земли есть пуп — так стоит Иерусалим-город, на земле
расположена масса государств — Астрачинское царство, Индея,
Иудейская земля, Египет, Персия, Турция и, конечно, Русь, или Расея.
На земле много городов: Рим, Вавилон, Вифлеем, Киев, Москва,
Ярославль... На земле есть множество гор безымянных — высоких,
крутых
и даже толкучих, преграждающих путь Егорию Храброму;
есть горы святые — такие, как Сион-гора, где царствует и ликует
сам Иисус Христос и стоит церковь апостольская. Сион-гора — место
высшего просветления и видения, место, откуда смотрят на мир,
на землю:

Ты взойди, человече, на Сион-гору,
Посмотри, человече, по-под низ под гору,
Еще чем-то земля изукрашена?

На Сион-горе трубит в трубу Михаил Архангел, возвещающий
о Страшном суде.

Во многих стихах одна Сионская гора превращается в три,
Сионские — в Сиянские (ассоциируется со словами сиять, сияние),
а в современных текстах, записанных в Сибири, Сионские горы
превратились в Саянские: Ходила Богородица по Саянским горам;
На Саянских горах древо выросло,
из которого строилась церковь,
где находится Гроб Господень. Наконец, за три горы, за Сиянские,
ведут душу на вечные муки:

Повели-то душу да за три горы,
Да за три горы, за Сиянские.

Сион-гора — отмеченное место не только в духовных стихах,
но и в заговорах: Ехав Сус Христос на своем хвабром коне
на Сияньску гору. На Сияньской горе стоит калинов мост;
На море на Кияне, на горе на Сияне стоит дуб
[Р. 5, 48].

Эта гора становится общей важной точкой в фольклорных
пространствах разных жанров.

Другая святая гора — Фаворская, или Фавор-гора, всем горам мать.

Почему ж Фавор-гора над горами мать?
На славной было на Фавор-горы
Преобразился на горы сам Иисус Христос
Со двум — на-десятями со апостолам,
Потому Фавор-гора над горами мать [В. 24].

На ту же гору выпадает из тучи Голубиная книга, содержащая
все знания о Вселенной.

С крестными страданиями Христа связана гора Голгофа. Она
особенно часто упоминается в поздних духовных стихах:

Он шел на Голгофу, на место страданий,
На место последних терзаний и мук.

С именем Христа и Богородицы связана другая гора, которой
в духовных стихах присваивается имя Вертеп — место рождения
Христа. Вертеп-пещера стала горой Вертепом, и затем началась

трансформация названия: Ертеп, Ертепа и в современных записях
Артепа:

Матушка ты Мария,
Пречистая дева святая,
Где ты ночесь ночевала,
Где ты эту ночь коротала?
Спала я ночесь ночевала
У святой горы у Артепы...

Есть еще одна очень важная гора — Афон. Это гора поздних
духовных стихов, средоточие горней красоты и святости на земле:

Гора Афон, гора святая,
Не знаю я твоих высот,
И твоего земного рая,
И под тобой шумящих вод.

Собственное имя имеет также гора, у которой похоронена мать
Иосифа Прекрасного — Рахиль. Она называется Патроной.

Наконец, последняя именованная гора, которую мы отметим, —
Росстань-гора. На ней расстается душа с телом. Голуби белые — анге-
лы-архангелы рассказывают:

А мы летали на Росстань-гору,
На Росстань-гору, на расставание.
Как душа с телом расставалася...

Другие горы безымянны, но очень значимы в жизни человеческой.
На горе братья нападают на Иосифа. Во время потопа люди

Видя воды многи люты,
Убежали в горы круты
Там спастись [В. 200].

Но спасения не было. При последних днях люди молят горы о
скорой смерти:

Вы скажите — падите, покройте нас, горы,
Но горы на вас не падут.

Гора — место, где происходит общение с богом: на крутую
гору восходят сначала убогий, а потом богатый Лазарь, прося
Господа о смерти.

Есть безымянные горы, составляющие часть фольклорного ланд-
шафта: они соседствуют с полями, лесами, лугами; в старообрядческих
стихах — с пустынями, пещерами (вертепами), долами:

Нигде не будет вам (верным христианам. — С.Я.) юходу,
Ни в горах, ни в пещерах,
Ни во дальних во пустынях.

Часто в горах находятся пустыни и монастыри:

Монастырь верхний издавна стоит,
Издавна стоит на крутой горе.

Итак, гора или горы — один из самых важных локусов. Другой
важный локус на земле — море. Слово море, так же как гора,

вступает в иерархические отношения особого типа:

А еще ты, государь наш, нам про то скажи:
Которое у нас море над морями мать?

Царь Давыд Евсеевич отвечает:

У нас киянь-море всем морям мать.
Почему киянь-море над морям мать?
Обошло киянь-море вокруг земли,
Вокруг земли, всей подселенный,
Потому киянь-море над морями мать [В. 25].

В другом варианте "Голубиной книги" главенству океана дается
иное объяснение:

Окиян-море зголубаетсе —
Вся моря ему поклоняетсе [В. 18].

Семантические связи слова море представляют собой образец
совмещения двух тезаурусов — тезауруса традиционного фольклора
и тезауруса христианской книжности. "Книжное" море, кроме того,
что оно географично и связано с важнейшими событиями священной
истории, глубоко метафорично: море нечестия, житейское море —
суетный мир:

Бушует житейское море,
В волнах потопает народ.

В упоминавшемся старообрядческом стихе о встрече инока, или
старца, с Богом рассказывается, что инок плачет, потому что уронил
он ключи от церкви во синее (или черемное) море. Ключи бросают
в море и в текстах заговоров — так "слова" становятся крепче.
Но есть в тексте стиха то, что присуще только стиху, — христи-
анская символика: бросить в море ключи от церкви, так же как и
потерять златую книгу, — значит, уклониться от праведного пути.
Поэтому одновременно с фольклорным морем — синим морем
с крутым бережком — здесь присутствует море житейской суеты
и прелести, куда потянуло младого инока (он же старец). Таким
образом, фольклорная синтагматика (сочетаемость) соединяется здесь с
книжной парадигматикой.

Море входит в общефольклорный ассоциативный комплекс лес,
поле, море,
В отличие от фольклорного моря, которое практически
всегда синее, море духовного стиха может быть черным, чермным
(т.е. красным) и глубоким:

Ишла ишла мать-Марья
Как через поле широкая,
Как через море глыбокая.

Как и фольклорное море, оно является границей: души грешные
мучаются в аду под морем.

Корабль, который появляется на море, может быть обычным
кораблем, на котором едет герой: так, на корабле возвращается
Алексей Божий человек "во Рымское царство", но корабль, как мы
отметили, символизирует церковь во главе с Христом; тогда ко-
рабль — единственное спасение в житейском море.


Символический корабль может плыть не только по морю, но и
по реке: река также является некоторой пограничной зоной, уже
не принадлежащей миру людей:

По лугу-лугу течет реченька,
Течет реченька, знать, медовая,
А по той реке корабель плывет,
А на том корабле сам Исус-от Христос,
Сам Исус-от Христос со апостолы.

Образ корабля с ангелами присутствует при исходе души и,
по мнению Ф.И. Буслаева, связан и с языческим началом: корабль
плывет по водам, подобно ладье в погребальном обряде [Буслаев,
1861].

Если в фольклоре главными реками являются Смородина и Дунай,
то в духовных стихах есть свои две главные реки, имеющие
собственные имена. Первая река — Иордань-река, всем рекам мать.
Как объясняет "Голубиная книга",

Во славной матушки во Иордань-реки
Окрестился в ней сам Иисус Христос:
Потому Иордань-река над реками мать [В. 25].

Однако с Иорданью-рекой связывается место не только крещения,
но и распятия:

Над Ерданью было над рекою —
Очудили крест животворящий,
Очудвлось древо кипаристо,
Как на том кресте на распятом
Гвоздьями ручи пригвождеты,
Копием ребра прободеты.

В некоторых вариантах стиха "Сон Богородицы" Богородица видит
свой пророческий сон тоже на берегу Иордана,

Другая река — Сион-река огненная, которая протечет при конце
света, перед Страшным судом и "пожрет всю землю". Она тоже
служит границей между временем и вечностью, раем и адом,
греховной жизнью и Страшным судом и сама есть ад [см.: Успен-
ский, 1982, 143—144].

Есть еще один очень важный локус, чья общефольклорная функция
быть границей между мирами. Это камень. Семиотическая
функция камня в разных жанрах фольклора давно привлекала
к себе внимание. В последнее время появилась работа, богатая
фактическим материалом [Демиденко, 1987]. Давнюю историю имеет
исследование этимологии слова Латырь (Алатырь)-камень, которую
связывают либо со словом алтарь [Веселовский, 1881], либо со словом
янтарь (довольно убедительные аргументы в пользу последнего
приводит Агеева [1982]). Наша задача — указать на разные значения
олова камень, исходя из непосредственных контекстов.

Прежде всего речь должна пойти о камне Алатыре, или Латыре,
Или Белатыре. В "Голубиной книге" он назван камнем всем каменям


мать, потому что

На том камне-Белатыре
На нем беседовал сам Исус Христос,
Со двум-на-десяти со апостолам
Утверждали веру христианскую [В. 27].

Описываемая здесь ситуация дает возможность сближать камень
Белатырь с алтарем: ведь камень участвует в устроении церкви;
однако в другом варианте "Голубиной книги":

Латырь каминь каминям отец;
Лежит он сириди моря,
Сириди моря сириди синява,
Идут по морю много корабельщиков,
Гли тово камня останавливаются,
Яны берут много с яво снадобья,
Посылают по всему свету белому... [Б. 1,367].

Здесь же Белатырь-камень предстает таинственным целебным камнем
и, конечно, сближается с янтарем.

Думается, что в фольклоре наличествуют обе смысловые ауры
камня и они — с безусловным акцентом на первую — "алтарную" —
присутствуют в духовных стихах. Камень Латырь может быть
началом, источником жизни:

С-под каменя, с-под белого латыря
Протекли реки, реки быстрые
По всей земле, по всей вселенной,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание [Б. 1,367].

Эта функция позволила сблизить камень духовного стиха с философ-
ским камнем [Мяло, 1987].

Камень Латырь, он же бел горюч камень песен и заговоров,
существует в ед. числе, но в стихах есть и другие камни, они
множественны и могут называться камешками, каменьями, камением,
камнями.
Это более обыкновенные камни. "Горюч камень" привязывал
царь Кудреянище Егорию на тело, чтобы его потопить, его же
желтым песком призасыпывал, серым каменьем призаваливал [В. 96].

Объединяет камень Латырь со всеми остальными камнями общая
функция — быть границей или преградой между мирами. Важна
роль камня во время распятия и второго пришествия: знаменуя
смерть Спасителя и конец света, камение на двое распадется.

Пограничная функция камня видна и в его модификациях, одной
из которых является каменная гора. Каменная гора может быть
границей как между земным и божественным мирами, так и между
земным и дьявольским. Так, мати Мария идет через море глыбокия,
поля широкия
и через гору каменную; узнав о смерти сына,
она ударяется о гору каменную, и на том месте встает церковь,
где на престоле сидит сам Господь. Здесь является мир божественный.
В старообрядческом стихе антихрист — десятирожный зверь — вы-
ходит из расселины горы каменной, из мира дьявола.

Камни могут быть драгоценными и самоцветными. Так, царь
Максимьян обещает Кирику, если он будет веровать его веру, дать

злата-серебра и драгоценного самоцветного каменя [Л. 73]. Драго-
ценные камни сияют на окладах икон и церкви.

Из конкретных драгоценных камней чаще всего упоминаются
жемчуг и яхонт:

Взяли они по камушку яхонту,
И скоро калнки во поход пошли [Л. 137].

Эти же камни любят и в традиционном фольклоре: Что не яфонты
по блюдечку катались.

Возвратимся к Латырю-камню. Смысловое развитие этого име-
ни-символа в духовном стихе идет в направлении книжного христиан-
ства: от камня веры стих приходит к отождествлению Христа
и камня, что звучит в известном стихе о царевичеИоасафе и Варлааме:

Из пустыни старец
В царский дом приходит,
Он принес с собою
Прекрасный камень драгий.

Оказывается, что этот камень нельзя увидеть. Старец объясняет
царевичу, что это за камень:

Пречистая дева
Родила сей камень,
Положен во яслях...

Этот символический смысл слова камень в русском фольклоре при-
сутствует только в текстах духовных стихов [см. также: Мяло, 1987].

НЕБЕСА

 

Небеса, как и земля, сотворены Богом; на небе находятся
солнце, луна и звезды, принимающие активное участие во вселенских
событиях; они, как и земля, одушевленны. К ним обращается в скорби
Богородица:

Плачьте — рыдайте, солнце и луна;
Плачьте — рыдайте, месяц и звезды:
Учителя-наставника не стало у нас...

Однако прежде всего небеса — это локус божественных сил.
Как же предстают в стихах божественные силы?

Слово Троица, обозначающее единого Бога в трех лица, в стихах;
не имеет точного смысла. Правда, святой младенец Кирик, мучимый
неверным царем Максимильяном, жалко вопиет ко царю ко небес-
ному: Господи Отец, Сын, Святой Дух!

Интерпретация Троицы дана еще в одном стихе:

Показался Господь в трех лицах:
Отец, Сын и Свят Дух [Б. 6,49].

В большинстве текстов Троица упоминается рядом с Христом и
Богородицей:

Я верую веру самому Христу, царю небесному,
Его матери, пресвятой Богородице,
Святой Троицы неразделимоей [Б. 1,403].


Из этой формулы может выпасть первый член:

Я верую веру хрещеную —
В мать Божию Богородицу,
В Троицу неразделимую [В. 100]

или последний:

Самому Христу, царю небесному,
его матери Владычице,
Владычице Богородице [Б. 1,311].

Г. Федотов, детально исследовавший народную религиозность
в духовных стихах, обратил внимание на деформацию понятия
Троицы. Имени Бога Отца в стихах почти нет, Дух Святой
является Духом самого Христа, и Христос остается единственной
Божественной ипостасью [Федотов, 1935, 23]. Действительно, в стихах
Иисус Христос почти всегда имеет эпитет царь небесный, он творец
мира, грозен и всемогущ и по своим функциям соединяет в себе
Бога Отца и Бога Сына. Часто упоминаемый в стихах Святой
Дух отождествляется с Христом; Богородица обращается к нему:

О святой Дух пресладкий!
Мой сыне, Иисус Христос Царь небесный свет [Б. 5,131].

Белый свет начинается

От свята Духа, самого Христа,
Самого Христа, Царя небесного [В. 21].

Итак, вместо Троицы остается одно лицо — грозный Иисус
Христос, он же Святой Дух.

Однако в ассоциативном комплексе, связанном с Троицей, ря-
дом с именем Христа часто упоминается Богородица. Как предпо-
лагает Г. Федотов, слово Троица, воспринятое вне числового
своего смысла, должно было звучать как имя женской божественной
сущности и вступить в ассоциацию с именем Богоматери. Автор
приходит к выводу, что в народной Троице за троичным именем
скрывается религиозная двоица мужского и женского божественных
начал [Федотов, 1935, 26, 27].

В стихах и народном миропредставлении очевидным образом
сближается имя Христос и слово крест [см.: Федотов, 1935;
Успенский, 1969]. Иисус Христос именуется иногда животворящим
крестом [Б. 1, 316]. Известно также, что первые славянские учители
перевели греческое baptizw ('погружаю') как 'крещу'; смыслы слов
крест и Христос сближаются на основании языковой звуковой
близости. Крещение, как и крестная смерть Христа, становится
центральным событием в христианской истории, и оба эти события
происходят в стихах на реке Иордани.

Итак, Господь Бог и Иисус Христос — одно лицо — царь
небесный, Спас Вседержитель. На небесах вместе с ангелами он
царствует и ликует; его активность проявляется в отношениях
к людям, которые находятся полностью в его власти: он дарует,
избавляет, спасает, создает, милует, наказует, судит, велит,
наделяет долей, ссылает в ад
и т.д. Он слышит и отвечает,

речет, глаголет, спроговорит, показывает, похваляет, может радо-
ваться и гневаться. Он является главным адресатом человека: перед
Господом рассылают грехи, ему молятся (творят молитву),
поклоняются, проливают слезы, говорят речь,
у него просят и т.д.
Сам Господь, будучи в образе человеческом, крестился, терпел муки,
его распяли, а затем он вознесся на небеса.

Христос — суровый судья, который не знает снисхождения:
обреченность, столь явная в стихах о Страшном суде, связана
с образом Христа как судьи не милующего [Федотов, 1935].

Если Иисус Христос — законодатель и судья, то Богородица —
утешительница и заступница. Как отмечает Г. Федотов, народная
любовь к ней выражается в самых нежных эпитетах, почтительных
и ласковых обращениях: свет мати Мария, солнце красное, скорая
помощница, теплая заступница
и т.д. Она страдалица, мучительно
переживающая крестную смерть своего сына. Ее скорбь — скорбь
матери — близка и понятна народу.

1. Пречиста Мати, где стояла,
Где стояла, там и впала.
2. Услышал глаголы Святая Дева
Ударилась об землю, едва бысть жива [Б. 4, 216].

В пересказе духовного стиха о страстях Христовых прибавляются
совсем заземленные, бытовые детали: "Без ума лежала больше часа.
Две девки при ней были — Марфа да Марья. Ну оне качали-качали
ее, едва откачали". Очнувшись, она вспоминает, как отговаривала
Христа:

Говорила вчерась — не ходи Исус —
Волею пошел аа крестную смерть.

В стихе "Сон Богородицы" матушка Мария говорит теми же
естественными в ситуации прощания фольклорными стереотипными
формулами:

На кого меня покидаешь,
На кого ты здесь оставляешь?

Богородица, так же как и Христос, действует в стихах в двух
своих реализациях: в своей земной жизни как страдающая мать
и в жизни небесной как божественная сила. Наборы предикатов,
относящихся к двум ее бытиям, различны. В первой ситуации
она плачет, молит, ее утешает Христос; как мы видели, она
без ума лежала больше часа и ее откачивали; во второй ситуации
она повелительница: глаголит, повелевает, провозглашает с небес.
Изменив свой локус (землю на небо), она одновременно остается на
земле — здесь хранятся ее мощи и здесь, за церковным престолом,
ее лик на иконе, списанной самим Христом. Божественные действия
могут производить три ее формы проявления: сама Богородица
на небесах, ее святые мощи и чудотворная икона. Один из наиболее
привычных ее локусов — престол: на престоле спала-почивала
матушка Мария
и видела вещий сон про распятие, за престолом
она преставилась; за престолом или около него находится ее икона;


в стихе о взятии Соловецкого монастыря говорится:

Как стрелял же воевода
Во соборяу божью церковь,
Уразил же воевода
Божью матерь у престола.

Богородица Царица небесная является святым — Егорию, Алексею
Божию человеку, Василию, — указывая, что им надлежит делать,
и помогая в беде. Она — покровительница девства и целомудрия,
но она же помогает родиться всему живому:

Аще пресвятая Богородица
Помощи своей не подаст,
Не может ничто на земле в живе родиться [Б. 6, 73].

Образ Богородицы, связанный с идеей Троицы и с культом мате-
ри-земли, является соединительным звеном между небом и землей.
Как мы уже отмечали, небеса в духовном стихе довольно сложно ус-
троены. Белый свет включает небеса как пространство, где существуют
небесные светила: солнце, луна/месяц, звезды. Но на небесах находятся
рай, Бог, Богородица, небесная сила — это уже не белый (сей) свет, это
тот свет, на котором царствуют и ликуют святые, преподобные
и мученики, куда возносится после распятия Христос со всей
со небесною силой.
Из кого состоит небесная сила, или войско
(слово сила употребляется именно в этом значении, ср.: набежала
неверная сила)!
Это ангелы, архангелы, грозные херувимы и страшные
серафимы.
Херувимы и серафимы, судя по текстам, небогаты по
своим функциям: они, как правило, просто сопровождают Христа.
Ангелы же имеют определенные функции. Прежде всего они хранители
и заступники:

Посмотрю я, многогрешная,
На восточную сторонушку,
Не увижу ль там эаступушку,
Свово ангела-хранителя,

Они же забирают душу после смерти:

Прилетели тут две ангелы,
Они взяли душу, душу грешную,
Повели душу они ко лестнице.

Ангелы образуют войско ангельское, полки ангельски, все архангель-
ски.
В текстах, как мы упоминали, часто не различаются ангелы
и архангелы.

Пошли, Господи, ты ангелов-архангелов,
Протрубили бы во трубы золоченые [Прич, 1, 28].

Трубить в трубы — одна из ангельских/архангельских функций.
Трубным гласом возвещает Михаил Архангел наступление Страшного
суда. В стихах о конце света часто трубят безымянные ангелы:

Древян гроб сосновый
Мене ради строен,
Буду я в нем лежати,
Трубнаго гласа ждати,


Ангелы вострубят —
Ото сна разбудят.
Нази и убози
Пойдем на суд божий.

Ангел — вестник, он извествует как о конце света, так и о
разных дивных делах: например, ангелы-архангелы рассказывают о
том, как душа с телом расставалась.

Ангелы противопоставлены бесам: именно с ними у них происходят
споры за душу.

Слово ангел часто встречается с эпитетом светлый, святой и
грозный; они могут быть тихими, смирными, милостивыми и,
наоборот, не тихими, не смирными, не милостивыми в зависимости
от того, к кому являются: к убогому или к богатому Лазарю.

Ангелы живут на небесах, в раю, где лик ликуют, но часто
сходят на землю — это их типичное действие, так же как
летать. Но сходят они не своей волей: они посланы или сосланы.
Ангелы имеют воскрылья и иногда руки, при себе у них скипетры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...