Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи для контроля усвоения темы




1. В пробирке находится смесь 0,1 М растворов: хлорида натрия, бромида калия и йодида калия. Постепенно по каплям к этой смеси добавляют 0,1% раствор нитрата серебра. В какой последовательности будут выпадать в осадок соли? Ответ объяснить пользуясь величинами ПР соответствующих солей.

2. Возможен ли перевод PbSO4 в PbS? В чем визуально это выражается? Возможен ли перевод PbS в PbSO4?

3. В растворе имеются фосфат- и хлорид- ионы. При введении какого катиона будут наблюдаться: а) выпадение в осадок только одного иона; б) выпадение в осадок обоих ионов?

4. В растворе имеются ионы магния и кальция. При введении какого аниона в системе будет наблюдаться: а) изолированное гетерогенное равновесие; б) совмещенное гетерогенное равновесие? Какой из двух конкурирующих процессов будет преобладать в случае (б)?

5. К насыщенному водном раствору SrSO4 добавили: а) раствор Ca(NO3)2; б) раствор Ba(NO3)2. Опишите возможные изменения в обоих случаях и объясните их.

6. Сколько грамм ионов Ag+ находится в 10 л насыщенного раствора AgBr (ПР=5,3×10-13).

7. Раствор карбоната калия с концентрацией 0,001 М находится в контакте с осадком карбоната кальция. Чему равна концентрация ионов кальция в жидкости над осадком? Вычислите массу кальция, находящегося в виде ионов в 0,5 л такой жидкости (ПР = 3,8×10-9).

8. Раствор ацетата кальция приготовили смешением соли массой 1 г с водой 350 мл. Этот раствор смешали с раствором сульфата натрия с концентрацией 0,025 моль/л, причем объемы смешиваемых растворов были равны между собой. Образуется ли осадок в этих условиях? (ПР = 2,5×10-5)

9. Смешали 100 мл 2%-ного раствора K2SO4 (r=1,02) и 150 мл 5%-ного раствора Pb(NO3)2 (r=1,04). Выпадет ли осадок? (ПР = 1,6×10-8)

10. При какой концентрации СО -ионов образуется осадок из 0,5 моль/л раствора Ca(NO3)2? (ПР = 3,8×10-9).

11. Вычислите массу Pb(NO3)2, которую надо добавить к водному раствору Na2CO3 с концентрацией 0,01 моль/л объемом 200 мл, чтобы получить осадок (ПР = 7,5×10-14).

12. Какой концентрации ионов Ва2+ следует достичь, чтобы из насыщенного водного раствора СаSO4 выпал осадок ВаSO2? (ПР = 2,5×10-5, ПР = 1,1×10-10)

 

Домашнее задание

Тема: «Комплексные соединения и лигандообменные равновесия».

Литература: [1] с. 191; [3] с. 174; [4] с. 72.

Дополнительная:

1. Лекционный материал.

2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. –М., Высшая школа, 2002.

3. Неорганическая биохимия. Под ред. Г. Эйхгорна. М., Мир, 1978. т. 1 и 2.

 

 


ЗАНЯТИЕ №16

 

Тема: Комплексные соединения и лигандообменные равновесия.

Актуальность темы: Практически все ионы d-элементов в условиях организма находятся в связанном состоянии, т.к. образуют комплексные соединения с различными биолигандами, в состав которых входят донорные атомы кислорода, азота, серы. Биокомплексные соединения значительно различаются по своей устойчивости. Одни из них настолько прочны, что постоянно находятся в организме и выполняют определенную функцию. Роль металла в таких комплексах высокоспецифична; замена его даже на близкий по физико-химическим параметрам металл приводит к значительной или полной утрате физиологической активности. Примерами таких соединений является гемоглобин (только кобальтовый аналог этого соединения обладает незначительной способностью связывать и переносить кислород); витамин В-12, хлорофилл. С другой стороны, в организме есть весьма непрочные комплексные соединения, которые часто образуются только на то время, которое нужно для выполнения определенных функций (например, образование между ионом металла - активатором и ферментом комплексного соединения на период осуществления катализа). Специфичность металла таких комплексов часто не ярко выражена, он может быть заменен на другой без потери физиологической активности.

К биокомплексам с невысокими значениями констант устойчивости можно отнести и такие, которые стабилизируют сложные структуры. Например, образование металлополинуклеотидных комплексов стабилизирует двойную спираль ДНК.

В живых организмах найдено много ферментов, в состав которых входят ионы металлов. Для организма характерно не только протолитический и ионный гомеостаз, но также поддержание на постоянном уровне и концентрации веществ лигандообменных равновесий. Нарушение металлолигандного гомеостаза приводит к различным патологиям. В таких случаях организм включает защитные механизмы и со временем возвращает основные показатели к норме. Однако в ряде случаев возникает необходимость в проведении фармакотерапии.

Учебные цели: сформировать системные знания по теории равновесий комплексообразования для обоснования протекающих в условиях живых организмов образования и разрушения биокомплексных соединений и поддержания металлолигандного гомеостаза.

В результате освоения темы студент должен уметь:

· Различать простые и комплексные соединения;

· Написать по названию и называть по формулам комплексные соединения;

· Писать уравнения реакции образования комплексных соединений по реакциям внедрения и присоединения;

· Писать уравнения реакции диссоциации комплексных соединений и выражать константы устойчивости или нестойкости комплексного иона;

· Определять валентность (или степень окисления) и координационное число комплексообразователя и заряд комплексного иона, дентантность лигандов;

· Предсказывать комплексообразующую способность металлов и неметаллов на основе электронного строения их атомов;

· Оценивать прочность комплексных соединений на основании их констант устойчивости или нестойкости.

Для формирования умений студент должен знать:

· Сущность координационной теории А. Вернера;

· Понятия: комплексообразователь (центральный атом), лиганды (адденды), координационное число, дентантность лиганда;

· Классификацию комплексных соединений по заряду комплексного иона и по природе лиганда;

· Современную номенклатуру комплексных соединений;

· Типы гибридизации комплексообразователя и геометрическую форму комплексных ионов;

· Изомерию комплексных соединений;

· Биологическую роль важнейших биокомплексов и применение комплексообразования в медицине.

Вид занятий: лабораторно-практическое.

Продолжительность занятия: 3 академических часа.

Оснащение рабочего места: штатив с пробирками, мерные пробирки, пипетки, фильтровальная бумаги, стеклянная палочка, таблица с константами устойчивости и нестойкости комплексных соединений, калькуляторы.

Реактивы: 0,1 М растворы CuSO4, Bi(NO3)3, KJ, KOH, NaCl, FeCl3, H2C2O4, KCNS, HNO3, H2SO4; 10% раствор NH3; 0,1% растворы AgNO3 и KMnO4; сухие соли K4[Fe(CN)6] и FeSO4; металлический Zn.

Содержание занятия

1. Контроль исходного уровня знаний (тест).

2. Разбор теоретических вопросов и решение ситуационных задач.

3. Выполнение лабораторной работы:

а) получение комплексных соединений;

б) диссоциация и разрушение комплексных ионов;

в) изучение окислительно-восстановительных свойств комплексных ионов.

4. Выходной контроль знаний. Проверка протоколов лабораторных работ.

5. Подведение итогов занятия. Задание на дом по теме: «Электрохимические методы исследования. Потенциометрия».

Вопросы и задачи для подготовки к занятию

1. В чем различие простых и комплексных соединений?

2. В чем сущность координационной теории А. Вернера чем сущность координационной теореии А. ненийных ионовкомплексообразования в медицинеивости или нестойкости комплексного иона;?

3. Классификация комплексных соединений: а) по заряду комплексного иона, б) по природе лиганда.

4. Внутрикомплексное соединения (хелаты).

5. Константы устойчивости и нестойкости комплексных соединений. Связь между ними.

6. Лигандообменные процессы в жизнедеятельности и их значение.

7. Понятие о металло-лигандном гомеостазе.

8. Понятие о хелатотерапии и ее применение.

9. Приведите примеры биокомплексных соединений, содержащих железо, кобальт, цинк.

10. Напишите формулы следующих комплексных соединений: гексанитрокобальтат (III) натрия; хлорид гексаамминникеля (II); дибромодихлороаурат (III) кальция; сульфат бромопентааминкобальта (III); хлорид дихлородиамминплатины (IV).

11. Возможно ли в стандартном состоянии замещение лигандов: а) в тетрацианоцинканат-ионе на аммиак; б) в динитроаргентат-ионе на цианид-ион; в гексацианоферрат (III)-ионе на фторид-ион? Ответ подтвердите, пользуясь справочными данными.

12. Вычислите концентрации иона цинка в растворе тетрацианоцинката натрия с концентрацией 0,01 моль/л, если цианид-ионы имеют концентрацию 0,3 моль/л, а константа нестойкости комплекса равна 2,4×10-20.

13. Напишите уравнения диссоциации комплексных соединений: K3[Co(NO2)6]; [Ni(NH3)6]SO4; [Co(NH3)4Cl2]SO4; Mg[Pt(CN)4]. Приведите выражения полных констант нестойкости комплексных ионов.

14. Константа нестойкости комплексного иона [Ag(NH3)2]+ равна 6×10-8. Рассчитайте концентрацию ионов комплексообразователя в 0,001 М растворе.

15. Пригототвлен раствор объемом 1 л смешением воды с 0,2 моль нитрата серебра и 0,5 моль аммиака. Вычислите концентрацию ионов серебра в этом растворе, если kнест комплекса равен 6×10-8.

Литература:

[1] с. 191; [3] с. 174; [4] с. 72.

Дополнительная:

1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М., Высшая школа, 2002.

2. Неорганическая биохимия. Под ред. Г. Эйхгорна. М., Мир, 1978. т.1 и 2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...