Ситуационные задачи для контроля усвоения темы
1. Напишите формулы следующих комплексных соединений: гексанитрокобальтат (III) калия; бромид гексаамминникеля (II); дибромодихлороаурат (III) магния; хлорид этилендиаминплатины (II); динитродиамминкобальт (II) калия. 2. Назвать следующие комплексные соединения: [Pd(H2O)(NH3)2Cl]Cl; [Co(NH3)5SO4]NO3; K2[Co(NH3)2(NO2)4]; K2[Pt(OH)5Cl]; [Cu(NH3)2(CNS)2]; [Pt(NH3)2Cl4]. 3. Установите (пользуясь константами нестойкости комплексов), в каких случаях произойдет взаимодействие между растворами электролитов: · K[Ag(CN)2] + NH3 ® · [Ag(NH3)2]Cl + K2S2O3 ® · K2[HgJ4] + KCN ® 4. Вычислите концентрацию иона цинка в растворе тетрацианоцинката натрия с концентрацией 0,1 моль/л при избытке цианид-ионов, равном 0,3 моль/л, если константа нестойкости комплекса равна 2,4×20-20. 5. Вычислите массу серебра, содержащегося в виде ионов в растворе хлорида диамминсеребра (I) с концентрацией 0,01 моль/л объемом500 мл. Раствор содержит аммиак, концентрация которого 0,1 моль/л, kнест[Ag(NH3)2]+=9,3×10-8. 6. Константы нестойкости комплексных ионов [Zn(NH3)4]2+ и [Zn(CN)4]2- составляют: 2×10-9 и 1×10-19. В каком из комплексов концентрация ионов Zn2+ больше, если комплексные ионы имеют одинаковую концентрацию – 0,001 моль/л? 7. Вычислите концентрацию иона ртути (II) в растворе тетраамминртути с концентрацией 0,1 моль/л при избытке NH3, равном 0,5 моль/л и kнест[Hg(NH3)4]2+=5×10-20. 8. Во сколько раз уменьшается концентрация ионов кадмия в растворе нитрата кадмия с концентрацией 0,1 моль/л после введения 0,4 моль/л аммиака (kнест[Cd(NH3)4]2+ = 2,8×10-7)? 9. Рассчитайте массу золота, находящегося в виде ионов в 100 мл раствора дицианоаурата (I) калия с концентрацией 0,01 моль/л при избытке цианида калия, равном 0,1 моль/л (kнест[Au(CN)2]-=5×10-30). 10. При какой концентрации Na2S начнет выпадать осадок из раствора тетрацианокадмиата (II) калия с концентрацией 0,1 моль/л, содержащего избыток цианид-ионов, равный 0,5 моль/л? kнест[Cd(CN)4]2- = 7,8×10-18; ПРCdS = 8×10-27.
Домашнее задание Тема: «Электрохимические методы исследования. Потенциометрия». Литература: [1] с. 464; [3] с. 156; [4] с. 85. Дополнительная: 1. Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Кн.2. М., Высшая школа. 1982. 2. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Аналитика. Кн.2. М., Высшая школа. 2002.
ЗАНЯТИЕ №17
Тема: Электрохимические методы исследования. Потенциометрия. Актуальность темы: Из электрохимических методов исследования в медицине и биологии наиболее часто применяются методы потенциометрии. Потенциометрия – незаменимый во многих случаях метод определения физиологически активных ионов (H3O+, Na+, Ca2+, NH , K+, Cl-, Br-, J- и др.) в биологических жидкостях (крови, спинномозговой жидкости, моче и др.) и тканях организма. Миниатюрные ионселективные электроды позволяют проводить исследования на клеточном уровне. Потенциометрический метод определения рН по сравнению с колориметрическим методом является более точным и надежным. Он используется и в тех случаях, когда колориметрические методы неприемлемы (окрашенные и мутные среды: кровь, суспензии бактериальных клеток; системы, содержащие агрессивные по отношению к индикаторам вещества). Эти достоинства потенциометрического метода измерения рН обусловили его широкое применение в биохимических, клинических и санитарно-гигиенических лабораториях. Потенциометрическое титрование используется для определения концентрации биологически активных и лекарственных веществ в биологических объектах. Учебные цели: сформировать системные знания о возникновении электродных потенциалов и их измерении; ознакомить измерением рН потенциометрическим методом. В результате освоения темы студент должен уметь:
· Рассчитывать электродные и окислительно-восстановительные потенциалы по уравнениям Нернста и Нернста-Петерса; · Правильно записывать гальванические цепи; · Уметь измерять и рассчитывать ЭДС гальванических элементов; · Подбирать соответствующие электроды для потенциометрических измерений; · Электрометрически определять рН растворов. Для формирования умений студент должен знать: · Механизм возникновения электродного и окислительно-восстановительного потенциалов; · Уравнения Нернста и Нернста-Петерса для расчета потенциалов; · Гальванические элементы и правила их составления; · Различные типы электродов, применяемые в потенциометрических измерениях; · Редокс-процессы, протекающие в живых системах; · Методы прямой потенциометрии и потенциометрического титрования. Вид занятий: лабораторно-практическое. Продолжительность занятия: 3 академических часа. Оснащение рабочего места: электроды: стеклянный и хлорсеребряный, рН-метр (рН-150 МИ), штатив со стаканом, инструкция по работе с рН-метром, калькуляторы, справочные таблицы со стандартными значениями потенциалов, фильтровальная бумага. Реактивы: буферные растворы с известными значениями рН, исследуемые растворы с неизвестными значениями рН, дистиллированная вода. Содержание занятия 1. Контроль исходного уровня знаний (тест). 2. Разбор теоретических вопросов и решение ситуационных задач. 3. Разбор и выполнение лабораторной работы: Измерение рН потенциометрическим способом. 4. Выходной контроль знаний и умений студентов. Решение ситуационных задач. 5. Подведение итогов занятия. Проверка протокола лабораторной работы. 6. Задание на дом: «Рубежная контрольная работа по IV блоку». Вопросы и задачи для подготовки к занятию 1. Что называют редокс-системой? Приведите примеры двух разных редокс-систем, в состав которых входят: а) Fe2+; б) NO ; в) Н2О2. 2. Что называют стандартным и формальным редокс-потенциалом? 3. Какие факторы влияют на величину редокс-потенциала? 4. Объясните, почему нитрат-ион не окисляет ион Fe(II) в растворе с рН=7, но окисляет в растворе с рН=1. 5. Приведите примеры редокс-процессов в живых системах, сопровождающихся изменением степени окисления d-элементов.
6. Приведите примеры измерительных электродов, используемых для: а) потенциометрического определения рН; б) определения концентраций ионов кальция в крови. 7. Какие требования предъявляются к электродам сравнения? Приведите примеры двух электродов сравнения. 8. Приведите схему гальванического элемента, составленного для измерения рН. 9. Опишите устройство стеклянного электрода. 10. Как практически определяют величину редокс-потенциала? 11. Какие процессы происходят на электродах гальванического элемента: Zn/Zn2+//Cu2+/Cu0, если =1 моль/л? В каком направлении перемещаются электроны во внешней цепи? 12. Вычислите рН слюны, если потенциал водородного электрода при 298о К равен -372 мВ. Литература: [1] с. 464; [3] с. 156; [4] с. 85. Дополнительная: 1. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Аналитика. Кн. 1 и 2. М., Высшая школа, 2002. 2. Лекция по теме «Электрохимия».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|