Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период - тип грудного ребенка (грудной возраст).




Он характеризуется относительно большой головой и туловищем при корот­ких конечностях. Средняя точка длины тела приходится на область пупка. Ручка, вытянутая вдоль туловища, достает только до середины паховой склад­ки. Шея короткая и скрыта за нижней частью лица. Окружность плеча и пред­плечья, бедра и голени соответственно очень близки между собой, т.е. форма конечностей цилиндрическая. На бедрах 2-3 глубокие поперечные складки, стопы и кисти пухлые и выпуклые. Живот относительно большой, выступаю­щий вперед.

2 период - тип маленького ребенка, период округления - характерен для периода первой полноты (1-4 года). Здесь сохраняется относительное пре­обладание высоты головы и длины туловища над конечностями, но индек­сы показывают начавшееся вытягивание длины ног. Вытянутая ручка уже достигает до конца верхней трети или середины бедра. Форма туловища стано­вится цилиндрической, граница груди и живота еще не отчетлива, но выступание живота уже мало заметно. На всем протяжении живота отчетливо выра­жена, так называемая, поперечная брюшная линия благодаря хорошо развито­му подкожно-жировому слою. Есть мнение, что эта линия очень точно ха­рактеризует развитие ребенка, и некоторые исследователи считают, что при наличии поперечной брюшной складки нельзя рекомендовать оформлять ребенка в школу, так как он инфантилен. Рельеф лица неглубокий, черты округлые. Нос мало высту­пает за выпуклость щек. Характерно кукольное лицо с неглубокими складками и рельефом. В этом возрасте все дети похожи другна друга и мало -насвоих родителей. У ребенка практически нет складок кожи.

3 период - период первого вытяжения (4(5)-7(8) лет в среднем). Здесь происходит отчетливое уменьшение жировой прослойки и нарастание массы мышц, поэтому округлость конечностей уменьшается. Хорошо видна разница диаметров бедра и голени, плеча и предплечья. Начинает просматриваться рельеф мышц. Туловище теряет цилиндрическую форму. Хорошо дифферен­цируются грудь и живот. Исчезает поперечная брюшная складка. Углубляет­ся рельеф лица, возникают определенные индивидуальные черты его строения. Увеличивается размер нижней челюсти.

Увеличение длины рук подтверждается результатами Филиппинского теста. Уменьшается относительная высота головы. Начинается смена молоч­ных зубов на постоянные. Происходит уплощение грудной клетки.

4 период - период второй полноты (8-10 лет) - совпадает с некоторым тор­можением нарастания длины тела после первого вытягивания. Здесь снова происходит некоторое округление тела, но, в отличие от периода первой пол­ноты, отчетливо начинают проступать черты половой специфичности внешне­го облика и телосложения. У девочек в это время становится заметным расши­рение таза, больше и равномернее жироотложение. У мальчиков отложение жира больше на туловище, меньше на животе и конечностях. У мальчиков на­растает масса мышц, становится отчетливым их рельеф на плече и голени. У девочек в положении рук, вытянутых вдоль туловища, намечается пространство, формируется талия. Пропорции те же, что и в 5-8 лет.

5 период - период второго ростового сдвига, период второго вытяжения. В этот период имеет место очень резкое изменение пропорций тела, связанное с интенсивным вырастанием ног и рук. Это период максимальной длиннорукости и длинноногости, что у ряда детей приводит к определенным трудностям координации движений. Ребенок становится долговязым, что смущает де­тей. В этот период очень ярко проявляется краниокаудальный градиент роста. Быстрее всего растут дистальные части, и первый признак начала ростового скачка - жмет обувь. Только к периоду половой зрелости растет туловище. Весовые прибавки отстают некоторое время от роста, и поэтому истончается подкожно-жировой слой. Этот период характеризуется дисгармонией: воз­можно резкое отставание роста мышц, дифференцировки тканей. Средняя точка тела опускается на бедро до тех пор, пока не начнется фаза вытягива­ния туловища. Углубляются элементы полового диморфизма: у девочек ин­тенсивно увеличиваются размеры таза, у мальчиков происходит дальнейшее увеличение ширины плеч и нарастание мышечного рельефа. Параллельно с этим начало полового созревания вносит во внешний облик уже и появление элемен­тов вторичных половых признаков. Нередко в этот период ребенок находитсянагранице нормы и патологии, что необходимо учитывать как в медицине, так как появляется склонность к заболеваниям, которые протекают очень своеобразно, так и в спор­те. Возникают различные дистонии, эндокринные нарушения, снижение ра­ботоспособности. Не ясен механизм самого "толчка". Интересно, что рос­товой сдвиг появляется только тогда, когда созрел скелет и морфологически созрели ткани. Есть мнение, что сдвиг происходит только после окончания формирования ферментных систем. Заканчивается этот период в 17-18 лет.

Столь неравномерное развитие ребенка, чередование фаз и направлений роста связано с тем, что спектр гормональных влияний и чувствитель­ность рецепторного аппарата в разные периоды оказываются особенными, что требуется учитывать при диагностике различной эндокринной патологии.

Проблемы акселерации

Важной характеристикой физического развития является его темп. Ускорение и замедление развития именуются соответственно как акселерация и ретардация. Умеренное замедление или ускорение физического развития может быть вариантом нор­мы у конкретного индивидуума, но это всегда должно учитываться врачом. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития велико. Если его параметры укладываются в грани­цы “нормы”, то можно считать, что оно отражает адек­ватность условий существования ребенка его морфофункциональным возможностям. Однако наряду с индивидуальными сдвигами наблюдаются популяционные изменения показате­лей физического развития.

В последние 30 лет широко в литературе обсуждались процессы акселерации, которые отмечались в развитых странах мира. Существует несколько гипотез появ­ления этого феномена. Наиболее распространены в настоящее время три.

Первая — улучшение качества жизни людей.

Вторая — увеличение информационного потока, который стимулирует ростовые процессы и развитие организма.

Третья связывает процесс акселерации с не­кими неуточненными экзогенными и эндогенными причинами, которые на протяжении века при­водят к циклическим ускорениям или замедлениям физического развития. Есть и еще ряд гипотез появления этого состояния (табл. 2).

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...