Период - тип грудного ребенка (грудной возраст).
Он характеризуется относительно большой головой и туловищем при коротких конечностях. Средняя точка длины тела приходится на область пупка. Ручка, вытянутая вдоль туловища, достает только до середины паховой складки. Шея короткая и скрыта за нижней частью лица. Окружность плеча и предплечья, бедра и голени соответственно очень близки между собой, т.е. форма конечностей цилиндрическая. На бедрах 2-3 глубокие поперечные складки, стопы и кисти пухлые и выпуклые. Живот относительно большой, выступающий вперед. 2 период - тип маленького ребенка, период округления - характерен для периода первой полноты (1-4 года). Здесь сохраняется относительное преобладание высоты головы и длины туловища над конечностями, но индексы показывают начавшееся вытягивание длины ног. Вытянутая ручка уже достигает до конца верхней трети или середины бедра. Форма туловища становится цилиндрической, граница груди и живота еще не отчетлива, но выступание живота уже мало заметно. На всем протяжении живота отчетливо выражена, так называемая, поперечная брюшная линия благодаря хорошо развитому подкожно-жировому слою. Есть мнение, что эта линия очень точно характеризует развитие ребенка, и некоторые исследователи считают, что при наличии поперечной брюшной складки нельзя рекомендовать оформлять ребенка в школу, так как он инфантилен. Рельеф лица неглубокий, черты округлые. Нос мало выступает за выпуклость щек. Характерно кукольное лицо с неглубокими складками и рельефом. В этом возрасте все дети похожи другна друга и мало -насвоих родителей. У ребенка практически нет складок кожи. 3 период - период первого вытяжения (4(5)-7(8) лет в среднем). Здесь происходит отчетливое уменьшение жировой прослойки и нарастание массы мышц, поэтому округлость конечностей уменьшается. Хорошо видна разница диаметров бедра и голени, плеча и предплечья. Начинает просматриваться рельеф мышц. Туловище теряет цилиндрическую форму. Хорошо дифференцируются грудь и живот. Исчезает поперечная брюшная складка. Углубляется рельеф лица, возникают определенные индивидуальные черты его строения. Увеличивается размер нижней челюсти.
Увеличение длины рук подтверждается результатами Филиппинского теста. Уменьшается относительная высота головы. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Происходит уплощение грудной клетки. 4 период - период второй полноты (8-10 лет) - совпадает с некоторым торможением нарастания длины тела после первого вытягивания. Здесь снова происходит некоторое округление тела, но, в отличие от периода первой полноты, отчетливо начинают проступать черты половой специфичности внешнего облика и телосложения. У девочек в это время становится заметным расширение таза, больше и равномернее жироотложение. У мальчиков отложение жира больше на туловище, меньше на животе и конечностях. У мальчиков нарастает масса мышц, становится отчетливым их рельеф на плече и голени. У девочек в положении рук, вытянутых вдоль туловища, намечается пространство, формируется талия. Пропорции те же, что и в 5-8 лет. 5 период - период второго ростового сдвига, период второго вытяжения. В этот период имеет место очень резкое изменение пропорций тела, связанное с интенсивным вырастанием ног и рук. Это период максимальной длиннорукости и длинноногости, что у ряда детей приводит к определенным трудностям координации движений. Ребенок становится долговязым, что смущает детей. В этот период очень ярко проявляется краниокаудальный градиент роста. Быстрее всего растут дистальные части, и первый признак начала ростового скачка - жмет обувь. Только к периоду половой зрелости растет туловище. Весовые прибавки отстают некоторое время от роста, и поэтому истончается подкожно-жировой слой. Этот период характеризуется дисгармонией: возможно резкое отставание роста мышц, дифференцировки тканей. Средняя точка тела опускается на бедро до тех пор, пока не начнется фаза вытягивания туловища. Углубляются элементы полового диморфизма: у девочек интенсивно увеличиваются размеры таза, у мальчиков происходит дальнейшее увеличение ширины плеч и нарастание мышечного рельефа. Параллельно с этим начало полового созревания вносит во внешний облик уже и появление элементов вторичных половых признаков. Нередко в этот период ребенок находитсянагранице нормы и патологии, что необходимо учитывать как в медицине, так как появляется склонность к заболеваниям, которые протекают очень своеобразно, так и в спорте. Возникают различные дистонии, эндокринные нарушения, снижение работоспособности. Не ясен механизм самого "толчка". Интересно, что ростовой сдвиг появляется только тогда, когда созрел скелет и морфологически созрели ткани. Есть мнение, что сдвиг происходит только после окончания формирования ферментных систем. Заканчивается этот период в 17-18 лет.
Столь неравномерное развитие ребенка, чередование фаз и направлений роста связано с тем, что спектр гормональных влияний и чувствительность рецепторного аппарата в разные периоды оказываются особенными, что требуется учитывать при диагностике различной эндокринной патологии. Проблемы акселерации Важной характеристикой физического развития является его темп. Ускорение и замедление развития именуются соответственно как акселерация и ретардация. Умеренное замедление или ускорение физического развития может быть вариантом нормы у конкретного индивидуума, но это всегда должно учитываться врачом. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития велико. Если его параметры укладываются в границы “нормы”, то можно считать, что оно отражает адекватность условий существования ребенка его морфофункциональным возможностям. Однако наряду с индивидуальными сдвигами наблюдаются популяционные изменения показателей физического развития.
В последние 30 лет широко в литературе обсуждались процессы акселерации, которые отмечались в развитых странах мира. Существует несколько гипотез появления этого феномена. Наиболее распространены в настоящее время три. Первая — улучшение качества жизни людей. Вторая — увеличение информационного потока, который стимулирует ростовые процессы и развитие организма. Третья связывает процесс акселерации с некими неуточненными экзогенными и эндогенными причинами, которые на протяжении века приводят к циклическим ускорениям или замедлениям физического развития. Есть и еще ряд гипотез появления этого состояния (табл. 2). Таблица 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|