Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории развития акселерации (Ю. П. Лисицин, 1973).




 

1. Физико-химические 1. гелиогенная (влияние солнечной радиации)
2. радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля)
3. космическая радиация
4. повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства
2. Теории отдельных факторов и условий 1. алиментарная
2. нутритивная
3. информационная
3. Генетические 1. циклические биологические изменения
2. гетерозис (смешение популяций)
4. Теории комплекса факторов условий жизни 1. урбаническое влияние
2. комплекс социально-биологических факторов

С 30-х годов прошлого столетия ученые обратили внимание на то, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а полное созревание на­ступает у них в более раннем возрасте. Это явление получило название АКСЕЛЕРАЦИИ (от латинского acceleratio - ускорение). Наблюдаемый в продолжение 60 - 70-х годов процесс акселера­ции подрастающего поколения носил глобальный характер, охватывал почти все страны и континенты, хотя сила проявления его в различных дет­ских коллективах была не одинакова. В Западной Европе в среднем увеличение роста взрослого человека происходило на 1 см в каждое десятилетие.

Основные особенности акселерации:

1. Ускорение процессов роста.

2. Повышение его конечных результатов.

3. Опережение срока начала ростовых сдвигов.

Одновременно ускоряется и окостенение скелета, т.е. биологическое со­зревание ребенка.

Признаки акселерации отмечались во всех возрастных периодах, очемсвидетельствовали данные, приведенные в работах А.Зельцер,1968; Рыбаловой, 1973; И.М.Воронцова, А.В.Мазурина, 1980 и др. авторов:

1. За последние 30-40 лет наблюдается увеличение длины тела новоро­жденных на 1-2 см, а массы - на 150-500 гр. До 10-16 % увеличилось число ново­рожденных с массой больше 4000 гр.

2. Рост годовалых детей в среднем на 4 -5 см, а масса на 1-2 кг больше, чем 50 лет назад. Удвоение массы тела после рождения про­исходит к 4-4,5 мес., что на 1-2 месяца раньше, чем в довоенные годы.

3. Отмечается более раннее прорезывание молочных зубов.Смена ихна постоянные происходит примерно на год раньше, чем у детей прошлого столетия.

4. Ядра окостенения у мальчиков и девочек появляются в более ранние сроки, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков на 2 года раньше, чем в 20-30-е годы нашего столетия.

5. Наблюдается более раннее увеличение длины и массы тела у детей в возрасте по­сле года, причем чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия.

6. Половое развитие девочек и мальчиков заканчивается на 1,5-2 года раньше, чем в начале XX века, причем первая менструация в каждое после­дующее десятилетие наступает в среднем примерно на 4 месяца раньше, чем в предыдущее.

7. Конечные размеры (длина и масса) тела у детей, как правило, больше, чем у их родителей. За последние 20 лет длина тела увеличилась в среднем на 8 см.

На основании учета соотношения антропометрических показателей и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный типы акселерации. К гармоничному относят детей, у которых антропометриче­ские показатели и биологическая зрелость выше средних значений для дан­ной возрастно-половой группы, к дисгармоничному типу - детей, у кото­рых, по сравнению с их сверстниками, отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое со­зревание без усиленного роста в длину.

Конкретные социальные условия путем реализации генетического потенциала роста и развития определяют темп процесса акселерации. В наше время при неблагоприят­ном влиянии внешних факторов (войны, кризисы) скорость акселерации сни­жалась, и как только восстанавливались нормальные условия жизни, следовали периоды ее интенсификации.

В происхождении процесса акселерации предполагались две основные концепции:

1. Акселерация обусловлена максимальной реализацией генетической программы роста.

2. Акселерация происходит в результате генетической расшатанности (гетерозиса), смешения наследственных характеристик.

В результате такой генетической нестабильности резко повышается чув­ствительность организма к внешним воздействиям, что приводит к ускорению роста. Закономерность процесса акселерации: рост и созревание отдельных систем происходит непропорционально (явление гетеродинамии), это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, разви­тия сердечно-сосудистой и других систем. Во время акселерации образуется разрыв между соматическим (физическим) развитием ребенка и его соци­альным развитием. Отсюда резкое увеличение социальных, психологических конфликтов, рост психических заболеваний у детей и подростков, увеличение преступности, ранние половые отношения, т.е. социальная неуправляемость акселерированного поколения. Акселерация резко расширяет границы нормы, от­сюда подход к центильным распределениям, все более широкое использование индексов и относительных величин.

Акселерация касается и созревания различных систем: раньше наступает изменение содержания в крови лимфоцитов и нейтрофилов, "второй перекрест" в формуле крови может наблюдаться на 1 год раньше, раньше возникает "возрастной лимфатизм" - с 6 мес. до 2-3 лет (раныше-9-10 лет). Тимус (по данным 1930 г.) интенсивно рос до 12 лет, сейчас уже с 5 - 6 лет начинается его инволюция.

В процессе акселерации имеется дефицит массы тела. Дети становятся астеничнее, увеличивается количество "узкогрудых" и длинноногих подростков, уменьшается половой диморфизм (девушки становятся похожими на юношей).

Для педиатра является существенным омоложение ряда заболеваний. Более раннее созревание иммунной системы привело к сдвигу заболеваемости в более младший возраст такой патологии, как нефриты, диффузные заболевания соединительной ткани и ряда других.

Резкое ускорение роста в период ростовых сдвигов приводит нередко к столь значимой диспропорции между соматическим ростом и развитием других систем, которая может рассматриваться на грани патологии. Для таких детей характерны нарушения вегетативной регуляции, временные иммунодефицитные состояния, нарушения минерального обмена и т.д.. Патологические воздействия у таких детей легко приводят к возникновению тяжелых заболеваний.

Важно иметь в виду, что акселерация, происходящая последние 50 лет, имела не только положительные, но и отрицательные стороны. Не за­тронув интеллектуального и духовного развития детей, она создала существенные трудности в их обучении и воспитании. Например, раннее насту­пление половой зрелости привело к ранним поло­вым контактам и сформировало большие социокультурные, медицинские и педагогические про­блемы.

С конца 80-х годов нашего столетия появились сообщения ученых разных стран о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного развития детей и подростков. И даже об их децелерации. Процессы децелерации на протяжении 90-х годов продолжали усугубляться. По результатам комплексной оценки по межгрупповым нормати­вам, доля детей с нормальным физическим развитием в России снизилась с 68-70% в I99I-I993 годах до 55-56% в I995-I996 годах.

А.А. Баранов (1995г.) сообщает о том, что дисгармоничное разви­тие наблюдается у каждого десятого подростка, а С.В. Мальцев (1997г.) описал характерный для нашего времени "трофологический синдром", характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов и задержкой полового созревания. Децелерация физического развития школьников сопровождается снижением их функциональных возможностей.

Нами проведена оценка уровня физического развития у 664 детей 12-17 лет, обучающихся в школах Металлургического и Курчатовского районов г.Челябинска. Обследование включало: осмотр учащихся с проведением антропометрических измерений, оценкой физического развития с использованием метода центильного анализа. Проводился опрос учащихся с внесением данных в специально составленную анкету, анализ учетной формы 026/у (медицинская карта ребенка). Для уточнения данных анамнеза проводилось анкетирование родителей и анализ формы № 112/у (амбулаторная карта ребенка). Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием методов параметрической статистики. Достоверность полученных результатов устанавливалась по критерию Стьюдента. Результат считался достоверным при р<0,05.

В результате проведенной работы выявлено снижение показателей физического развития у детей старшего школьного возраста, как проявление децелерации и синдрома трофологической недостаточности. Так, гармоничное физическое развитие со средним темпом имело место у 54,4% детей, т.е. чуть больше половины обследуемых имели показатели и темпы физического развития, соответствующие возрастным нормам.

У 20,2% детей отмечалось гармоничное физическое развитие со сниженными темпами роста. И лишь 1% составляли дети с макросоматотипом.

Дисгармоничное физическое развитие отмечалось у 24,4% от всей обследуемой группы. Среди детей с дисгармоничным физическим развитием преобладали школьники с дефицитом массы относительно роста. В равной степени, по 26%, среди детей с дисгармоничным развитием, составили школьники с преобладанием массы и с превышением роста относительно возрастных величин.

Существует мнение, что колебания уровней физического развития разных поколений - это процесс волнообразный и связан с изменениями природных факторов (В.В. Бунак, 1940). Ю.Е. Вельтищев и Г.Г. Грачева (1979 г.) наиболее вероятными причинами колебаний параметров физического развития называют изменения наследственных свойств человека и влия­ние социальных факторов. Приведенные данные о значительных отрицательных тенденциях в физическом развитии детей различных возрастов в критические годы жизни общества и критические периоды их развития, а так же сведе­ния о максимальных проявлениях этих отрицательных тенденций у детей из социально неблагополучных групп населения свидетельствуют в по­льзу последнего высказывания.

В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости на­растания массы тела и других показателей физического развития должны пе­риодически пересматриваться нормативы, которыми мы располагаем, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами. Однако в методических рекомендациях ВОЗ Европейского регионального бюро (Копенгаген, 2000 г.) в качестве контрольных, базисных групп одобрено использование категорий населения, которые были определены национальным центром медицинской статистики США (НЦМС) в качестве базисных. Использование базисов, основанных на категории грудных детей и детей старшего возраста из одной страны, для оценки физического развития детей в другой стране оказалось небесспорным. Часто в качестве обоснования необходимости иметь отдельные эталонные показатели физического развития для каждой страны или региона, приводятся различия в генетическом потенциале физического развития. Тем неменее хотя генетические различия и существуют, именно факторы окружающей среды оказывают большее воздействие на потенциал физического развития. Это было четко показано в работе R.Martorell et. al. (1994 г.), который измерял рост детей школьного возраста из разных социально-экономических категорий населения в разных странах. ВОЗ признало, что данные по базисным категориям будут использоваться в качестве нормативов, и рекомендует прилагать усилия к тому, чтобы выбрать базисные категории, напоминающие международные нормативы. ВОЗ на сегодняшний день выбрала базис НЦМС США, потому что категория населения, на которой он был основан, жила в здоровой окружающей среде, имела хорошее питание и, по всей вероятности, сполна реализовала свой потенциал физического развития. Однако ВОЗ признает, что в качестве норматива он имеет свои недостатки. Кривые физического развития первоначально были построены в 1975 году по данным из четырех источников. Данные длины тела в лежачем положении для возраста от 0 до 23 месяцев были взяты для продольного исследования народонаселения 1923-1975 г.г., выполненного научно-исследовательским институтом Фельса. Грудные дети, включенные в эту совокупность данных, кормились главным образом детскими питательными смесями (то есть они не находились на исключительно грудном вскармливании) и входили в относительно ограниченную генетическую, социально-экономическую и географическую совокупность. Данные роста стоя детей в возрасте от 2 до 18 лет были взяты из американских обследований, проводившихся в период с 1960 по 1975 год. В большинстве категорий населения разница в среднем увеличении роста или в распределении вокруг среднего значения невелика, но следует помнить о том, что в эту базисную категорию были включены как здоровые, так больные дети, дети на грудном и исскуственном вскармливании, и особенно нужно помнить об этом, сравнивая с этим базисом отдельных детей или определенные группы. Недавно комитет экспертов ВОЗ рекомендовал разработать новый эталон физического развития для грудных детей и детей старшего возраста, основанный на группах грудных детей, вскармливающихся грудью согласно рекомендации ВОЗ из разных регионов мира (цитировано по методическим рекомендациям для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза - “Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста”, Копенгаген 2000 г. Kim Fleishcher, Lawrence Weaver, Francesco Brahce, Aileen Robertson).

Принципиальным является тот факт, что в целом физическое развитие является важнейшим интегральным проявлением адекватности роста и развития условиям выживания организма в изменяющихся условиях среды. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание. Одной из главных целей использования расчетных показателей физического развития является прогнозирование последующих проблем здоровья, особенно заболеваемости, смертности, умственного развития, работоспособности, репродуктивных функций и риска хронческих заболеваний.

 

Глава 3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ У ДЕТЕЙ, РОДИВШИХСЯ С МАЛЫМ ВЕСОМ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...