Характеристика основных групп средовых ресурсов
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Развитие системы специального образования Республики Беларусь осуществляется в соответствии с основными современными тенденция-ми развития европейской педагогической теории и практики. Разрабатываемая в последнее десятилетие идея компетентностной модели образования активно проникает в сферу обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и задает основные ориентиры целевому и содержательному компоненту коррекционно-педагогического процесса. Сегодня в качестве основной цели образования как здоровых детей, так и детей с особенностями психофизического развития признается подготовка к самостоятельной, независимой жизни через овладение ключевыми жизненно важными компетенциями. К таким ключевым компетенциям, исходя из мирового опыта, относят: • компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации; • компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья); • компетенции в социальной сфере (выполнение различных социальных ролей); • компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации);
Обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития стремится обеспечить формирование названных компетенций, однако расстановка приоритетов и уровень овладения той или иной компетенцией определяются исходя из их реальных и потенциальных психофизических возможностей. Поэтому на фоне определенной общности целевого и содержательного компонентой образовательной подготовки при работе с детьми с особенностями психофизического развития просматривается выраженная дифференциация ее акцентов и прогнозируемых достижений.
Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции ребенка с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений. Один из путей практической реализации социальной интеграции - интегрированное обучение. Оно позволяет детям с особенностями психофизического развития выйти за пределы общества себе подобных, ощутить себя равноправной и равноценной частью человеческого общества, лучше познать и реализовать свой личностный потенциал. Реализация идеи интегрированного обучения требует максимальной гуманизации, гармонизации и упорядочения всех аспектов деятельности современной общеобразовательной школы. Школа, создающая условия для интегрированного обучения, берет на себя обязанность не только дать каждому ученику соответствующий его потенциальным возможностям уровень образования, жизненной компетентности, но и обеспечить ему безопасность, необходимые удобства, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также стимул для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Кроме того, она стремится к достижению взаимного принятия, взаимопонимания и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями, школьным персоналом. В этой связи для теории и практики итерированного обучения особую актуальность приобретает вопрос: как, за счет каких педагогических средств обеспечить реализацию основных целей образования детей с особенностями психофизического развития и необходимую для этого модификацию учебно-воспитательного взаимодействия.
Идея психолого-педагогического сопровождения ребенка сегодня активно разрабатывается в специальной психологии и педагогике (Е. И. Казакова, А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, Л. М. Шипицына) и рассматривается как возможность комплексного решения проблем интегрированного обучения. Внедрение в сферу образования категории «сопровождение» является признаком его гуманизации. Сопровождение предполагает четкую ориентацию на индивидуальное развитие ребенка в системе его взаимоотношений с самим собой, ближайшим окружением и «широким» миром, а также стимулирование проявлений субъектности всех участников педагогического взаимодействия и в первую очередь сопровождаемых.
В этой связи особое внимание уделяется обеспечению самостоятельности детей в принятии как оптимальных решений в разнообразных жизненных ситуациях, так и ответственности за их последствия. Естественно, что речь идет о решениях, способствующих прогрессивному развитию в соответствии с физическими и психическими возможностями конкретного ребенка. С целью достижения подобного результата сопровождение на первый план выводит педагогическую работу по формированию умения ориентироваться в веере возможностей и делать выбор, адекватный поставленной задаче. В такой ситуации непосредственная «прямая» помощь ребенку постепенно сводится к минимуму, и все большее значение начинает приобретать опосредованная, проявляющаяся через специально организованные средовые влияния и взаимодействия. Концептуальные положения идеи психолого-педагогического сопровождения применительно к специальному образованию и интегрированному обучению как одной из его разновидностей без сомнения являются продуктивными. Их творческое переосмысление позволяет представить сопровождение детей с особенностями психофизического развития как систему работы, включающую в себя изучение имеющихся ресурсов ребенка и среды, организацию этих ресурсов в действенные поддерживающие и корректирующие программы, вовлечение в реализацию этих программ широкого круга людей.
Признавая значимость всех направлений работы в рамках психолого-педагогического сопровождения, мы в своем исследовании акцентировали внимание на вопросах создания образовательной среды, компенсирующей каждому ребенку имеющиеся у него отставания в развитии и вызванные ими ограничения жизнедеятельности, способствующей его личностному развитию и решению проблем социализации. Предлагаемое пособие представляет собой теоретическое обоснование необходимости и возможности специальной адаптации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития и Практические рекомендации по ее реализации в условиях интегрированного обучения. Оно включает в себя три раздела, которые последовательно раскрывают: идею средового подхода в образовании, ее трактовку в отношении рассматриваемого контингента детей, а также конкретные рекомендации по организации образовательной среды как применительно ко всей группе «дети с особенностями психофизического paвития», так и к ее отдельным категориям. Материалы пособия позволяют сориентироваться в основных группах средовых образовательных ресурсов, оценить их коррекционно - развивающий потенциал. Вниманию читателей предлагается обстоятельный анализ средовых ресурсов, которые могут быть использованы при организации интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями зрения и нарушением слуха. Вопросы организации образовательной среды для каждой категории детей представлены самостоятельным параграфом. Логика изложения параграфов позволяет четко проследить связь между ограничениями жизнедеятельности, которые испытывает ребенок с особенностями психофизического развития, и процедурой отбора средовых ресурсов, обеспечивающих их профилактику либо преодоление.
Представленные в пособии рекомендации имеют прикладной харак- тер и затрагивают практически все известные аспекты проектирования, моделирования и организации в учреждениях образования безбарьерных адаптивных образовательных сред. I. ИДЕЯ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Введение. Учебно-воспитательный процесс всегда осуществляется в определенном социальном и пространственно-предметном окружении. Данное окружение представляет собой образовательную среду, которая выступает как в качестве источника разнообразного культурного опыта, так и совокупности условий его успешного присвоения. Одной из тенденций развития современной системы образования является разработка вопросов организации образовательной среды. Активное внимание к данному вопросу обусловлено широким распространением в педагогической практике идей средо-ориентированного или средового подхода. Основные положения данного подхода, представленые в исследованиях Г. Ю. Беляева, Ю. С. Мануйлова, сева, В. И. Слабодчикова, В. А. Левина и др., могут быть выражены следующим образом: 1. Среда - источник разнообразного культурного опыта. Особая организация среды может стимулировать ее влияние на развитие личности. Достигается особая организация за счет привнесения в среду, а также акцентирования в ней разнообразных элементов культуры (предметы искусства, быта, нестандартные дизайнерские решения, определенные правила, манеры поведения и т. д.), которые специальным портом выделяются, приближаются к ребенку, включаются в доступную ему деятельность. 2. Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог, родитель), способен выполнять систему действий по превращению среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования задуманного образовательного результата. Он не только активно взаимодействует с ребенком, но обеспечивает формирование обучающей среды, способствующей его самообучению и саморазвитию. Таким образом, средовой подход представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) образовательным процессом, направленным на развитие личности ребенка. Данный процесс становится трёхсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда. Образовательная среда, ее состав и границы. Реализация средового подхода требует четкого осознания такой категории, как образовательная среда. Анализ представленных в психолого-педагогической литературе определений образовательной среды свидетельствует, что чаще всего она рассматривается как совокупность влиянии и условии, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (Н. Б. Крылова, А. Куракин, Л. И. Новикова, В. И. Панов, В. А. Левин). Средовые влияния и условия образуют состав образовательной среды.
Элементы культуры, сосредоточенные в окружающей ребенка среде, представляют собой источник влияний на его развитие, при этом их действенность необязательно является гарантированной. Однако ситуация меняется, если данные элементы культуры подвергаются специальному отбору в соответствии с определенными образовательными целями и становятся объектом направленного взаимодействия в организованной системе «ребенок - среда». Степень их действенности значительно возрастает, и они преобразуются в образовательный средовой ресурс. Чем большее число элементов культуры преобразовано в образовательные ресурсы (цвета, формы, материалы, из которых сделаны предметы, сами предметы, правила взаимодействия с ними, мотивы поведения и др.), тем более богатой в плане влияний будет образовательная среда. Успешное, гарантированное влияние элементов культуры на развитие ребенка нередко становится возможным только при наличии определенной совокупности условий. Данные условия позволяют оптимизировать процесс взаимовлияний в системе «ребенок - среда» (приближение объекта к ребенку, наличие доступного ребенку правила пользования объектом, обеспечение удобной позы, маршрута передвижения и т. д.). Каждое такое условие также представляет собой образовательный средовой ресурс. Любая образовательная среда кроме состава характеризуется границами. Границы образовательной среды определяются совокупностью локальных сред, в которых функционирует ребенок; я - ситуация, семья, класс (группа), учреждение образования, двор, микрорайон и др., при этом не столько их физическими показателями, сколько культурным уровнем (К. А. Ковалев, С. К. Нартова-Бочавер, В. И. Слабод-чиков, В. А. Левин). Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность локальных сред, обеспечивающих ребенку познание и развитие, ее основными элементами являются средовые ресурсы, представленные в виде средовых влияний или средовых условий. Структурно-содержательная характеристика средовых ресурсов. С целью обеспечить более дифференцированную ориентировку в
средовых ресурсах (влияниях и условиях) их классифицируют на группы (Г. А. Ковалев, С. К. Нартова-Бочавер, В. А. Левин). Выделение групп происходит в соответствии с основными сферами образовательной среды: предметной, пространственной, организационно-смысловой, социально-психологической (см. табл. 1.1). Таблица 1.1 Характеристика основных групп средовых ресурсов
Подобная характеристика средовых ресурсов дает возможность отделить их от конкретной образовательной ситуации и рассматривать в качестве явлений, обладающих собственной ценностью. Увидеть их функциональные возможности в плане трансляции социального опыта, интенсификации деятельности по его присвоению. Обобщенно образовательную среду можно представить следующим образом: замысловатое переплетение разнообразных влияний и условий, как целенаправленных, так и стихийных. При этом, согласно идее средового подхода, преобладать должно целенаправленное, но и для стихийного обязательно должно оставаться место, поскольку именно из стихийного появляются новые средовые ресурсы. Образовательная среда современной школы. Образовательная среда - неотъемлемая характеристика любою учреждения образования. Она проявляется как реальность, питающая детей, позволяющая им актуализировать и удовлетворять свои потребности и интересы. Образовательная среда современной школы призвана объективировать новую цель образования - обеспечить самоформирование личности, способной осваивать и преобразовывать мир и себя. Данная цель задаёт определенные ориентиры при построении образовательной среды. Во-первых, это уменьшенная модель современной культуры, для которой значимы диалогичность, равноправие различных предметных областей, возможность их синтеза. Во-вторых, это источник формирования яркой неповторимой личности, способной ценить индивидуальность, самобытность, самостоятельность и инициативу. В-третьих, образовательная среда школы - реальность, способная к быстрой трансформации, восприятию и проявлению любых эпизодов детской познавательной и деятельной активности. Согласно современным исследованиям (А. А. Леонтьев, К). С. Мануйлов, В. И. Панов, О. Р. Радионова, Е. А. Ямбург, В. А. Ясвин), именно такая образовательная среда способна обеспечивать: • реализацию потребностей и возможностей в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития; • самостоятельное упорядочение ребенком индивидуальной картины мира; • раскрытие творческого потенциала, самореализацию и свободное самоопределение. Кроме того, по мнению П. И. Третьякова, современная образовательная среда также призвана выполнять функции: пропедевтико - реабилитационную (поддержание уверенности учащихся в себе, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров); коррекционно-компенсаторную (преодоление педагогической запущенности, дезадаптивных форм поведения). Образовательная среда имеет содержательный и процессуальный аспекты, Ёе содержание определяется теми внутренними задачами, которые конкретная школа ставит перед собой, и проявляется совокупностью средовых влияний. Их отбор и организация - управляемый
процесс, призванный обеспечить образовательной среде такие характеристики, как: • векторность: соответствие обучающего эффекта определенному спектру задач; • насыщенность культурными элементами; • представленность признаков принадлежности детей к определенной возрастной группе, роду, этносу; • событийность: цепь взаимосвязанных событий, в каждом из которых происходит встреча ребенка с фрагментом культуры; • значимость для субъектов; • способность стимулировать развитие субъектности (обеспечивать порождение личностных смыслов); • динамичность, способность к изменению; • возможность выбора того или иного фрагмента культуры; • наличие возможностей, превосходящих потребности личности в данный момент времени. Процессуальный аспект образовательной среды отражает комплекс средовых условий, благодаря которым средовые влияния реализуют свое развивающее влияние. Выявление и организация адекватных потребностям и возможностям детей средовых условий призваны сделать образовательную среду: • комфортной; • эмоционально насыщенной; • аутентичной: обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп жизнедеятельности; • расширяющей познавательные возможности; • стимулирующей различные виды активности; • побуждающей к самостоятельности и творчеству; • гетерогенной, позволяющей осуществлять пространственный и предметный выбор всеми участниками образовательного процесса (возможность отыскивать и конструировать предметы собственной активности); • здоровьесберегающей. Перечисленные характеристики в современной психолого-педагогической литературе представлены в качестве набора основных требований к построению образовательных сред. Образовательная среда школы зона жизнедеятельности различных возрастных групп. В этой связи ряд авторов (М. В. Бушнова,
Н. Н. Зубкова, Т. В. Озерова, О. Б. Рудченко) выделяют четыре уровня школьной образовательной среды: начальная школа (1-3 класс), младший подростковый возраст (4—5 класс), подростковый возраст (7-9 класс), старший школьный или ранний юношеский (10-11 класс). При этом для каждого возраста существует своя концепция наполнения и организации образовательной среды. Образовательная среда младших школьников ориентирована на удовлетворение их ведущих потребностей в движении, общении и исследовании. При этом особенно акцентируется формирование учебной деятельности как «квазиисследовательской» (учащимся постоянно предлагается в упрощенной, доступной форме воспроизводить ход и результаты исследования). Эго помогает им открыть для себя особый смысл как отдельных учебных действий, так и учебной деятельности в целом. Образовательная среда младших подростков обеспечивает переход из начальной в основную школу и призвана помочь избежать многих кризисных явлений данного периода. Она имеет выраженную направленность на развитие учебной мотивации, профилактику роста тревожности и появления дисциплинарных проблем, а также создает возможности для формирования самооценки учащихся. Образовательная среда подростков помогает раскрыть личностный смысл обучения через познание своих способностей. Создает широкие возможности для взаимодействия и общения со сверстниками, взрослыми и использования данных социальных проб опять же для исследования собственного «Я». Образовательная среда старшего школьного возраста создает условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, которые обеспечивают управление самоопределением и саморазвитием. Она стимулирует проявления инициативы, творчества, задает ориентиры на дальнейшую самореализацию в рамках учебно-профессиональной деятельности. Образовательная среда общеобразовательной школы представляет собой комплекс локальных сред: класс (кабинет), мастерская, клуб, школьный коридор, рекреации, спортивный зал, столовая, пришкольный участок и др. Каждая из данных локальных сред может иметь собственный обучающий, воспитывающий эффект или так называемую функцию. Она может представлять собой информационный центр (крыльцо школы, вестибюль, рекреация в точке пересечения движения основных потоков учащихся и т. д.); быть местом для экспериментирования и творческого самовыражения (класс, клуб, мастерская, зимний
сад, цветник на пришкольном участке и т. д.); обеспечивать презентацию результатов детского творчества (галереи, выставки, размещенные в школьных коридорах, рекреациях, вдоль лестничных пролетов и т. д.); стимулировать физическую активность (шведские стенки, лесенки-стремянки, щиты для метания в цель, полосы препятствий и г. д.); временно «трудоустраивать» учащихся (увидев возможности разнообразных превращений образовательной среды, многие ребята чувствуют вкус к различным видам рукотворной деятельности, по своим проектам, в соответствии со своими эстетическими представлениями они обустраивают рабочие места в классе, места для отдыха и проявления физической активности). Повышение эффективности образовательной среды связано с педагогически целесообразной интеграцией воспитательных воздействий ее локальных сред. Ориентир на педагогизацию образовательной среды стимулировал попытку ее типизации и в этой связи типизации современных школ. И.М. Улановская выделяет два типа школ: ориентированные на детей и не ориентированные на детей. Школы, ориентированные на детей, представлены: обучающей школой (нацелена на формирование знаний, умений и навыков), гуманистической школой (ставит своей главной пенью создание психологического климата, комфортного для всех), развивающей школой (сознательно действует в направлении достижения высокого развивающего эффекта). Школы, не ориентированные на детей, представлены: школой престижа (главная цель их деятельности - формирование собственного имиджа), школой-«камерой хранения» (она имеет формальные отношения между всеми участниками образовательного процесса и не обременяет себя ответственностью за происходящее). Без сомнения данный перечень остается открытым, но сам факт существования в современной образовательной практике различных типов школ указывает на необходимость серьезного осмысления педагогическими коллективами своих образовательных целей и умелого выстраивания соответствующих им образовательных сред. Проектирование и моделирование образовательной среды современной школы. Представления о современной образовательной среде, её составляющих, функциях, предъявляемых к ней требованиях обеспечивают понимание возможности и необходимости ее целенаправленного проектирования и моделирования. Практика показывает, что средообразовательный процесс включает в себя несколько этапов. Постановка образовательных целей (т. е. какой учебный или воспитательный плат мы стремимся получить). В зависимости от цели образовательная среда приобретает ту или иную функцию. Отбор средовых ресурсов осуществляется как с учетом образовательных целей (функций среды), так и возраста детей. Организация образовательной среды предполагает объединение отобранных средовых ресурсов в действенные комплексы. Она осуществляется с учетом требований, предъявляемых к современным образовательным средам. Управление средообразовательной деятельностью обеспечивается специальной системой принципов. В качестве ведущих в современных педагогических исследованиях рассматриваются принципы, реализующие развивающую, личностно-ориентированную модель обучения: уважение к потребностям ребенка, уважение к мнению ребенка, функциональности, опережающего характера содержания обучения, динамичности. Принцип уважения потребностей ребенка. Любой ребенок наряду с потребностями в защищенности, эмоциональном комфорте, движении, общении, познании, экспериментировании испытывает разнообразные социальные нужды, обусловленные характерными для каждого возраста сенситивными периодами. В этой связи организация образовательной среды, подбор оборудования, материалов, видов и форм детского взаимодействия определяются особенностями их возрастного развития, а также принадлежностью к определенной тендерной и этнической группе. Принцип уважения к мнению ребенка. Образовательную среду выстраивают для детей взрослые. Они стараются, чтобы окружающая их обстановка была содержательной, функциональной, комфортной. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями детей. Целесообразно при организации разнообразных локальных образовательных сред учитывать результаты наблюдений за деятельностью детей и мнение самих детей о том, к чему они проявляют склонности, какие виды активности предпочитают, какие места в школе кажутся им наиболее привлекательными и т. д. Кроме того, источником интересной и полезной информации о детских интересах и предпочтениях могут стать родители. Учет мнения детей позволит обеспечить эффект, когда окружающая ребенка обстановка становится для него более родной, уютной и комфортной, в первую очередь потому, что он сам принимал участие в ее создании. Принцип функциональности среды. Образовательная среда заполняется ресурсами, которые востребуются детьми, являются для
них привлекательными, имеют развивающий потенциал, а также способны стимулировать самостоятельность и творчество. Материалы и оборудование должны быть многофункциональными, вариативными и в случае необходимости легко перестраиваться из одних средовых комплексов в другие. При этом дети сами, используя свои знания и умения, имеют возможность создавать для себя то окружение, которое им нужно в той или иной ситуации. Принцип опережающего характера обучения. При подборе средовых ресурсов около 15 % из них должны быть ориентированы на детей старшего возраста (примерно на год). Это обеспечивает сглаживание неоднородности детской группы (более способные ребята могут ними себе интересное занятие), стимулирует активное взаимодействие новыми более сложными материалами, дает возможность перенести уже освоенную информацию и способы деятельности в незнакомые, нетипичные условия. Подобное детское экспериментирование откры-1вет перспективы для саморазвития, воспитывает стремление узнать, попять, разобраться в новом. Принцип динамичности. Ребенок постоянно изменяется, развивается, естественно, что его окружение не может быть застывшим и тоже требует изменений. Обстановка - это оболочка, «одежда» из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ним. Образовательная среда не может быть построена окончательно, иначе завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра начнет тормозить его. Из этого следует, что необходимо с достаточной частотой изменять количественные и качественные характеристики школьной среды (размеры, геометрию, объем пространственных ячеек, их функцию, наполняемо, и, и т. д.). Принято считать, что первоначальный период построения среды составляет примерно два месяца, а далее начинается процесс ее насыщения и реорганизации. Примерно один раз в два месяца рекомендуется заменять отдельные средовые ресурсы, перемещать их на новые Пространственные позиции, вводить новые смысловые, стилевые и отношенческие элементы. Процесс создания функциональной образовательной среды имеет определенную этапность, при этом реализация каждого этапа предполагает соотнесение трех основных групп данных: образовательных целей, возрастных особенностей, требований к моделированию образовательных сред. Работа по созданию образовательной среды школы начинается с изучения разрешающих способностей окружающего, а именно: здания, прилегающих территорий, психологического климата, потенциала педагогического коллектива и т. д. Затем осуществляется определение смысловых значений тех или иных локальных сред и их пространственное позиционирование. Современная теория и практика образования накопила достаточно сведений о возможных функциональных значениях отдельных элементов школьной среды. Их реализация осуществляется путем выделения так называемых функциональных зон. Зонированию может подвергаться школа как целостное образование и отдельные ее территории: классы, коридоры, столовая, вестибюль, пришкольный участок и т. д. Вопрос пространственного позиционирования той или иной функциональной зоны является на сегодняшний день менее разработанным. Результаты проведенных нами исследований позволили выявить в этом плане определенные резервы. Ответы учащихся начальных классов на вопрос: «Какое место в школе тебе нравится больше всего и почему?» - показали, что «любимое место» у них чаще всего связано с удовлетворением потребностей в двигательной активности и общении. Возможность реализации двигательной активности ребятам видится только в спортивным зале и на школьном стадионе, что, по их мнению, является недостаточным. Они готовы осваивать новые территории, такие как школьный коридор и пришкольный участок. Что касается общения со сверстниками, то здесь самый высокий рейтинг получили такие места, как столовая, подоконник в школьном коридоре, ниша под лестничным пролетом. Определение значения и пространственной локализации зоны образовательной среды позволяет приступить к се конструированию Она может быть определенным образом отделена от окружающего: цветом, подиумом, ширмой, разграничивающими полосами, турникетами и т. д. Продумывается ее соответствие эргономическим требованиям: степень заполненности, освещенность, цветовое решение, возможность проветривания. Далее осуществляется оборудование и оформление зоны в соответствии с заданной функцией. Она наполняется необходимыми предметами: мебелью, материалами, инструментами, деталями. Очень важно при конструировании функциональных зон стремиться к состоянию незавершенности. Часть стен заполнена детскими рисунками, другая часть - пустая пока! На некоторых деревьях «волшебного леса» висят сделанные детьми журавлики, на некоторых - нет. Необходимо уловить меру между насыщенностью и незаполненностью. Если создать абсолютно насыщенное, невероятно интересное пространство, то дети восхитятся, но ничего делать не будут. Если же его чрезмерно
опустошить, то не будет повода и заводящего напряжения, необходимою для творчества. Оборудование и оформление среды должно сделать ее «живой»: говорящей, способной оглушить, успокоить, утешить, возбудить, обрадовать и опечалить. При проектировании той или иной зоны необходимо помнить, что система «ребенок - среда» продуктивна только тогда, когда является активной, когда между двумя ее элементами происходит какое-либо взаимодействие (созерцание, сопереживание, соучастие, сотрудничество, соперничество, соревнование и т. д.). А так как всякое взаимодействие - процесс регулируемый и управляемый, то создается специальная система правил поведения в функциональной зоне. Они должны быть простыми, легко запоминаться детьми и носить в большинстве своем разрешительный, а не запрещающий характер («каждой вещи - свое место», «можно делать то, что не мешает другим», «начатое дело нужно довести до конца», «сделал сам - помоги другому», «если тебе что-то не понятно, спроси у взрослого» и т. д.). Правила можно визуализировать с помощью рисунков, занимательных высказываний, вопросов. Через систему правил педагогами задаются определенные социально-психологические характеристики образовательной среды: установки, мотивы, стиль и характер взаимоотношений, привычки и т. д. Каждая зона представляет собой комплекс средовых ресурсов, сре- ди которых различают монофункциональные (обеспечивающие решение узкого круга учебно-воспитательных задач) и полифункциональные (обеспечивающие решение разнообразных учебно-воспитательных задач). В современной образовательной практике широкое распространение получили такие ресурсы, как: «волшебное дерево», «стена настроения», «веселые дорожки», «оценочное полотно», «небольшая свалка», «лента событий» и др. «Волшебное дерево» (дерево желаний): взаимодействуя с данным ресурсом, ребенок формирует желание в связи с предстоящим занятием или каким-либо другим событием, записывает его на цветном листочке (у каждого свой цвет), делает из листочка простую фигуру (чтобы невозможно было прочитать запись) и помещает ее на волшебном дереве. Подобная деятельность стимулирует процессы целеполагания, планирования, флексии, что, в свою очередь, способствует развитию способности к саморегуляции. «Стена настроения» представляет собой плакат большого размера (примерно 2м х 2м), на котором изображен информационно-значимый для детей данного возраста сюжет (лес, огород, море, космос, стадион и т. д.) и набор меток, которые могут крепиться к плакату. Каждая метка изображает какой-либо объект или персонаж, созвучный сюжету, и выполнена в определенной цветовой гамме. С помощью метки и места на плакате ребенок выражает свое настроение в тот или иной период времени. Работа со стеной настроения предполагает соблюдение системы правил, которые педагог устанавливает вместе с детьми. «Веселые дорожки» представляют собой участки пространства (спортивный зал, школьный коридор, двор), где с помощью специальных меток заданы разнообразные способы передвижения: • кружки -- прыжки (желтые - на двух ногах, синие - на левой ноге, зеленые - на правой ноге); • сплошная линия - пройти, сохраняя равновесие; • пунктирная линия - пройти на носочках, сохраняя равновесие; • двойная линия - пройти на корточках. Существуют варианты веселых дорожек, когда создаются условия преодоления определенного расстояния, не касаясь земли (кольца, канаты, бревна). Передвижение по дорожкам может быть организовано по маршрутам разной степени сложности (маркируются специальными метками). Кроме того, обязательно устанавливается система правил поведения на веселых дорожках. «Оценочное полотно» представляет собой стенд, на котором может быть изображен сюжет (забег животных) или объекты (группа многоэтажных домов) и набор меток (
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|