Характеристика средовых ресурсов, обеспечивающих сенсомоторное развитие детей с нарушениями зрения
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Интегрированное обучение требует от педагога иного уровня подготовки, высокого профессионализма, творческого опыта и мастерства. Важным элементом педагогической деятельности и одной из самых продуктивных мер повышения квалификации педагога являются анализ открытого урока (занятия) и самоанализ своего урока (занятия). Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего - от привычки педагога к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Ниже предлагается схема анализа занятия (урока) с позиции оценки ресурсного обеспечения адаптивной образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития. Примерная схема анализа занятия с позиции оценки ресурсного обеспечения адаптивной образовательной среды для детей с ОПФР 1. Тип занятия, его место в общей системе коррекционного воздействия. 2. Характеристика пространственных ресурсов:
• структурирование пространства на специально организованные зоны и их использование на занятии; • рациональная пространственная организация рабочего места и рабочей позы ребенка; • организация полисенсорного восприятия пространства. 3. Характеристика предметных ресурсов: • использование специального учебного оборудования, расширяющего познавательные возможности ребенка; • рациональное построение деятельности ребенка в системе «слово- - наглядность - действие»; • структурирование информации (таблицы, схемы, алгоритмы и т. д.);
• эргономичность и эстетичность используемого оборудования, пособий. 4. Характеристика организационных ресурсов: • использование на занятии режимов учебной работы и введение правил, обеспечивающих их соблюдение (в том числе для детей с ментирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения); • дифференцированные дозировки различных видов нагрузки (зрительной, слуховой, речевой, тактильной, физической, интеллектуальной); • подбор лингвистического материала: коммуникативно-значимого для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям; • речь педагога как образец (орфоэпическая правильность, неторопливый теми, достаточная громкость и выразительность, слитность речи, правильное речевое дыхание и т. д.); • наличие разумной и понятной ребенку системы требований, регулирующей его отношения с окружающими на занятии; • обеспечение индивидуального темпа и ритма деятельности ребенка. Характеристика социально-психологических ресурсов: • организация взаимодействия ребенка с микросоциумом; • формирование социального опыта на занятии: моделирование форм общения, усвоение социальных форм поведения; • характер общения субъектов образовательного процесса: доверительные, доброжелательные отношения, позитивное настроение; • эмоциональная насыщенность занятия и обеспечение разнообразия деятельности; • создание ситуаций успеха; • наличие у ребенка способов коммуникации, адекватных его возможностям. Общее впечатление об оптимальности и эффективности организации образовательной среды с точки зрения стимулирования различных видов деятельности детей, обеспечения их результативности. Педагогические выводы, пожелания, рекомендации. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................ 3 1. ИДЕЯ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ {Гайдукевич СЕ.)..................................... 7 2. СРЕДОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (Гайдукевич С Е.) 19 3. СРЕДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (Гайдукевич СЕ.)................................................................................................................ 30
3.1. Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи (Баль Н.Н.) 30 3.2. Организация образовательной среды для детей с интеллектуальной недостаточностью (Зыгманова И. В.) 43 3.3. Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения (Гайдукевич С.Е., Миненкова И.Н.)...................................................................... 59 3.4. Организация образовательной среды для детей с нарушением слуха (Григорьева Т. А.)............................................................................................... 89 ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................... 108 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................. 112 Учебное издание Гайдукевич Светлана Евгеньевна Григорьева Тамара Алексеевна Баль Наталья Николаевна Зыгманова Ирина Витальевна Минснкова Инна Николаевна ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Для детей с особенностями Психофизического развития В условиях интегрированного обучения Учебно-методическое пособие Редактор В. Н. Захаревич Техническое редактирование А. А. Покало Компьютерная верстка К. Е. Яблочкина Подписано в печать 11.05.06. Формат 60x841/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать Riso. Усл. печ. л. 6,7. Уч.-изд. л. 7,1. Тираж220 экз. Заказ В^$ Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». ЛИ № 02330/0133496 от 01.04.04. ЛП № 02330/0131508 от 30.04.04. 220050, Минск, Советская, 18.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|