Виды сопутствующих аудиту услуг.
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Понятие аудиторской деятельности. Роль и место аудита в системе финансового контроля РФ. Исторические этапы развития аудита: 1) В 1850—1933 гг., с принятием в Англии закона 1862 г. все компании не реже одного раза в год должны были проверять свои счета, привлекая для этого специалистов по бухгалтерскому учету и финансовому контролю. Английские теоретики Ф. Пикслей и Л. Дикси в 1881 — 1892 гг. сформировали теорию адекватности, основанную на выявлении ошибок в БФО в результате сравнения содержащейся в ней информации с данными БУ. В 1932 г., в Германии был создан институт аудиторов. В 1933—1940 гг. в аудите возник новый качественный метод проверки — тестирование, при котором внимание аудиторов было направлено на изучении систем внутреннего контроля проверяемых компаний, а в США был учрежден (1939 г.) комитет по аудиторским процедурам. Системно-ориентированный характер аудита на следующем этапе (1940—1970 гг.) выражался в оценке эффективности функционирования системы внутреннего контроля. В 1949 г. появилась теория контроллинга, сущность которой заключалась в выявлении недостатков в управлении организацией со стороны администрации. Позднее, на рубеже 70-х гг., появилась теория консалтинга, основанная на оказании консультационных услуг организациям. Аудит базировался на риске, т.е. осуществлялся с учетом аудиторского риска. Применялись различные технологии аудита — выборочная или сплошная проверка. 2) В России звание аудитора было введено Петром I с принятием на должность присяжного бухгалтера. 3) Этапы становления и развития аудита в РФ: 1-й этап (1987—1993 гг.), когда Правительством СССР в 1987 г. была создана первая аудиторская организация «Инаудит» на базе государственного ведомства (Минфина СССР) и впоследствии произошло ее разделение на несколько самостоятельных аудиторских организаций, что обусловило стихийное зарождение аудиторской деятельности;
2-й этап (декабрь 1993 г. — август 2001 г.), для которого характерно: Ø принятие Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», устанавливающего основные функции аудитора: Ø проверка достоверности финансовой отчетности в отношении ее соответствия действующему законодательству; Ø введение правил лицензирования аудиторской деятельности; Ø установление порядка проведения аттестации аудиторов; Ø разработка стандартов по аудиторской деятельности; 3-й этап (с августа 2001 г. по настоящее время), в период которого: 1) принят ФЗ от 07.08.2001 N9 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; 2) утверждены федеральные правила (стандарты) по аудиту; 3) введен в действие Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В настоящее время аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Предметом аудита является совокупность аудиторских доказательств, необходимых для формирования профессионального суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения. Объектами аудита могут быть: 1) качество продукции; 2) экологические характеристики производства и окружающей среды; 3) эффективность использования бюджетных средств; 4) финансовое состояние организации; 5) бухгалтерская финансовая отчетность организации; 6) надежность системы внутреннего контроля организации и т.д. Субъектами аудита являются аудиторы и аудируемые лица. Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов. Для вступления в члены СРО аудитор должен иметь письменные рекомендации, подтверждающие его безупречную деловую (профессиональную) репутацию, от трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов. К аудируемым лицам относятся организации и индивидуальные предприниматели, проверяемые индивидуальными аудиторами или аудиторскими организациями. Аудиторская организация — это коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРО. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган). Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Основным отличием аудита от других форм контроля является независимость аудиторов. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Цели и задачи аудита. Целью аудита является высказывание профессионального суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения. Профессиональное суждение высказывается в аудиторском заключении — документе, завершающем работу аудитора с информацией о данном объекте. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения БУ законодательству РФ (обязательный аудит). При инициативном аудите цели могут быть любые: Ø собственник хочет проверить работу руководства эконом субъекта; Ø смена главбуха; Ø предстоящая проверка налоговых органов либо фондов. Инициативный аудит - проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников), государственных и судебных органов, третьих лиц и т.д. Обязательный аудит - проводимый в обязательном порядке в отношении экономического субъекта (аудируемого лица), соответствующего установленным законодательством РФ критериям (например, организационно-правовая форма, виды деятельности, финансовые показатели деятельности и т.д.). Задачи аудита: Ø подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности; Ø контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методология оценки активов, обязательств и собственного капитала; Ø проверка полноты, достоверности иточности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период; Ø выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых результатов и заемных средств;
Ø установление фактического наличия по состоянию на отчетную дату и принадлежности аудируемому лицу активов и обязательств, отраженных в БФО (реальность существования активов и обязательств); Ø установление отсутствия не отраженных в БУ активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота); В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о финансовых результатах, других форм отчетности, установленных Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» и достоверности данных пояснительной записки.
Виды сопутствующих аудиту услуг. Аудиторские услуги можно подразделить на: Ø сопутствующие аудиту, которые могут оказываться только аудиторами; Ø прочие, для оказания которых наличие аттестата аудитора необязательно. К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся: Ø согласованные процедуры (ФСАД 30); Ø компиляция финансовой информации (ФСАД 31); Ø обзорные проверки (ФСАД 33); Цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации заключается в проведении аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом (например, организацией, являющейся собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика, и т.п.), а также для подготовки отчета об отмеченных фактах. Поскольку аудитор лишь предоставляет отчет, он не выражает мнение о достоверности БФО и финансовой информации. Пользователи отчета сами дают оценку выполненным согласованным процедурам в отношении финансовой информации и фактам, указанным в отчете, а также делают собственные выводы, основанные на отчете. Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов БФО (например, ББ) или БФО в целом. Отчет предоставляется только тем сторонам, которые дали свое согласие на проведение указанных процедур, так как другие стороны, не знающие причин проведения этих процедур, могут неверно истолковать их результаты.
Этическими принципами, которыми руководствуется аудитор при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации, являются: честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение; следование регламентирующим указанную деятельность документам. Процедуры, используемые при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации, могут включать: запросы и анализ; пересчет, сравнение и другие действия по проверке точности записей; наблюдение; инспектирование; получение подтверждений. Компиляция финансовой информации — сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация. Целью компиляции финансовой информации для аудитора является использование экспертных знаний в области БУ, а не экспертных знаний в области аудита, для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. Выполняемые процедуры не предназначены для выражения мнения и не позволяют аудитору выразить мнение о достоверности финансовой информации. При проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности. Трансформация финансовой информации представляет собой преобразование форм БФО, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в иные формы отчетности: консолидированной, управленческой и т.д.. Этическими принципами, которыми руководствуется аудитор при компиляции финансовой информации, являются: честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение; следование регламентирующим указанную деятельность документам. Целью обзорной проверки БФО является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что БФО не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. Исполнитель должен планировать и выполнять обзорную проверку с позиции профессионального скептицизма, осознавая, что могут существовать обстоятельства, способные вызвать существенное искажение БФО. Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления БФО, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями. Несмотря на то что проведение обзорной проверки связано с применением аудиторских навыков, а также со сбором доказательств, оценка систем БУ и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы посредством сбора подтверждающих доказательств, получаемых в ходе процедур, характерных для аудита, как правило, не предусматриваются. Этические принципы: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение. Аудитор охватывает все существенные аспекты при проведении процедур обзорной проверки, при этом обнаружение возможных существенных искажений БФО менее вероятно по сравнению с аудитом и уровень уверенности, выраженный в заключении по обзорной проверке, ниже уровня, предоставляемого в аудиторском заключении. Т.о. при проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. В заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности. Негативной уверенность названа потому, что указывает на отсутствие негатива (в случае выражения немодифицированного мнения), а позитивная уверенность в аудите в том же случае означает, что аудитор имеет право выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. При обзорной проверке достоверность отчетности не устанавливается, а недостоверность может быть установлена. Таким образом, сопутствующие услуги различаются по степени уверенности, выражаемой аудитором в ходе их проведения. В отличие от аудита независимость не является обязательным требованием при выполнении сопутствующих ему услуг. Однако условия или цели задания могут требовать от аудитора соблюдения норм, касающихся его независимости. В случае если аудитор не является независимым, он должен указать об этом в отчете. Сравнительная характеристика аудита и сопутствующих аудиту услуг
Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги: 1) постановку, восстановление и ведение БУ, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование; 2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; 3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации; 4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; 6) оценочную деятельность; 7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|