Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.
Пять уровней нормативно-правового регулирования Первый уровень: 1) законы, полностью посвященные аудиту (например, Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Федеральный закон № 307-ФЗ определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе; 2) законы, касающиеся аудита лишь в какой-то своей части, — законы «Об АО», «О ЦБ РФ». К ним можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ. Второй уровень — Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Они определяют общие вопросы регулирования деятельности (отнесение к данному уровню и правильное и неправильное). Законодательные и подзаконные нормативные акты. Третий уровень — методические рекомендации по проведению аудиторских проверок и сбору аудиторских доказательств отдельных видов активов и обязательств, одобренные Советом по аудиторской деятельности. Регламентируют порядок осуществления проверок применительно к конкретным отраслям промышленности и сельского хозяйства. Четвертый уровень — стандарты СРО аудиторов - определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным МСА, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО аудиторов. Пятый уровень — внутрифирменные аудиторские стандарты, разрабатываемые аудиторскими организациями. Первые три уровня нормативно-правового регулирования относятся к государственному регулированию аудиторской деятельности, а четвертый и пятый — к саморегулированию (негосударственному регулированию).
В России аудиторская деятельность регулируется: 1) Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (УФОИВ) — Министерством финансов РФ; 2) Советом по аудиторской деятельности; 3) СРО аудиторов. УФОИВ осуществляет функции государственного регулирования аудиторской деятельности, которыми являются: 1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; 2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) ведение государственного реестра СРО, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; 4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ; 5) иные функции, предусмотренные настоящим ФЗ. Для осуществления функций уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору вправе запрашивать у СРО копии решений органов управления и специализированных органов СРО и иную необходимую информацию и документацию. Совет по аудиторской деятельности создается при уполномоченном федеральном органе в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Он осуществляет следующие функции: 1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудита; 2) рассматривает проекты нормативных правовых актов, регулирующих аудит, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом; 3 ) одобряет правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене; 4) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
5) рассматривает обращения и ходатайства СРО в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа; 6) осуществляет в соответствии с настоящим ФЗ и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности. Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа и включает в себя: 1) 10 представителей пользователей БФО (ротация 1 раз в 3 года не менее чем на 25 % их общего числа); 2) 2 представителя Министерства финансов РФ; 3) по 1 представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, и от Центрального банка РФ; 4) 2 представителя от СРО аудиторов (ротация 1 раз в год). Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании. Саморегулируемая организация аудиторов (СРО) - некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО и утрачивает статус СРО с даты исключения сведений о ней из указанного реестра. Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРО при условии соответствия ее следующим требованиям: 1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим законом требованиям к членству в такой организации; 2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов; 3) обеспечения СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
Для осуществления деятельности в качестве СРО некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. СРО наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях": Ø разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности СРО, Ø принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, Ø участвует в разработке проектов стандартов в области БУ и БФО, Ø организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|