Принципы аудита. Кодекс этики аудиторов РФ.
Принципы аудита можно разделить на две группы: Основные принципы, регулирующие аудит — этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Основные принципы проведения аудита — правила и нормы, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки. В основе аудиторской деятельности лежит принцип независимости — отсутствие у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или иной зависимости в делах проверяемого экономического субъекта. Первый в России Кодекс профессиональной этики аудиторов утвержден Аудиторской палатой РФ в 1996 г. После введения в действие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» был разработан новый Кодекс этики аудиторов России. Действующий Кодекс одобрен 31 мая 2007 г. Министерством финансов РФ. Кодекс подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров. Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования. В первом разделе Кодекса изложены основные принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению, во втором — применение концептуального подхода к их соблюдению в конкретных ситуациях. Первый раздел помимо перечня основных принципов профессиональной этики аудиторов содержит общее руководство по их соблюдению, которое аудитор должен применять:
1) при выявлении угроз нарушения основных принципов этики; 2) оценке значимости выявленных угроз; 3) принятии мер предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам этики не подвергается опасности. К основным принципам этики, которые должен соблюдать аудитор, относятся: 1) честность; 2) объективность; 3) профессиональная компетентность и должная тщательность; 4) конфиденциальность; 5) профессиональное поведение. 1) честность - аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях; 2) объективность - аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений; 3) профессиональная компетентность - аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или аудиторской организации, в которой он работает, квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве; 4) Добросовестность - действовать добросовестно в соответствии с применимыми профессиональными стандартами при оказании профессиональных услуг; 5) конфиденциальность - аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию; 6) профессиональное поведение - аудитор должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать действий, которые могут дискредитировать аудиторскую профессию либо являются действиями, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей не обходимой информацией, расценит как отрицательно влияющие на репутацию аудитора.
Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Сущность концептуального подхода состоит в том, что обстоятельства работы аудитора могут создавать угрозы нарушения основных принципов этики, и поэтому аудитор должен идентифицировать такие угрозы и предпринимать ответные действия в отношении таких угроз. Большинство угроз можно подразделить на следующие виды: а) угрозы личной заинтересованности, которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов аудитора; б) угрозы самоконтроля, которые могут возникнуть в случаях, если аудитор при формировании суждения входе выполнения текущего задания будет безапелляционно полагаться на суждение, вынесенное ранее им самим или иным работником аудиторской организации, или на оказанные ранее им или иным работником аудиторской организации услуги; в) угрозы заступничества, которые могут возникнуть в случаях, когда, продвигая какое-либо мнение клиента или аудиторской организации, аудитор доходит до некоторой границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению; г) угрозы близкого знакомства, которые могут возникнуть в результате длительных и (или) тесных взаимоотношений с клиентом; д) угрозы шантажа в случаях угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) аудитору пытаются помешать действовать объективно. Во втором разделе кодекса приводятся примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть такие угрозы.
Так, к угрозам личной заинтересованности относятся: 1) финансовая заинтересованность в клиенте у участника группы, выполняющей задание, обеспечивающее уверенность; 2) чрезмерная зависимость аудиторской организации от общего размера вознаграждения, получаемого от одного клиента. В этом же разделе приводятся меры предосторожности, которые подразделяются на следующие три группы. 1) Общие внутрифирменные меры предосторожности — стиль руководства аудиторской организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов этики, дисциплинарный механизм. 2) Меры предосторожности, относящиеся к конкретному заданию, — привлечение к проверке выполненной работы аудитора, не участвовавшего в выполнении задания, не обеспечивающего уверенность, или обращение к нему для получения необходимой консультации, ротация руководящего состава группы, выполняющей задание. 3) Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах клиента, — наличие у клиента компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|