Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»
Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
Профиль «Управление проектами». «Финансовый менеджмент»
Квалификация бакалавр
Форма обучения
Очная и заочная форма обучения
Ростов-на-Дону – 2015
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ РАНХиГС
Кафедра менеджмента
Баева В.Д.,
Бизнес-планированние: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. – 62 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО.
Предназначен для подготовки бакалавров по направлению: 38.03.02 «Менеджмент" бакалавр» (для очной и заочной форм обучения).
Печатается по решению кафедры.
Протокол № от «_____» _____________ 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о курсе …………………………………………………………………
|
|
Учебно-тематический план………………………………………………………………
|
|
Программа курса………………………………………………………………………….
|
|
Семинарские занятия……………………………………………………………………
|
|
Тестовые задания …………………………………………………………………………
Требования для подготовки к итоговой аттестации ……………………………. …..
|
|
Вопросы к экзамену………………………………………………………………………
|
|
Темы рефератов………………………………….……………………………………….
|
|
Глоссарий………………………………………………………………………………….
|
|
Рекомендуемая литература……………………………………………………………….
|
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Учебная дисциплина «Бизнес-планирование» входит в число обязательных дисциплин (вариативная часть профессионального цикла) подготовки менеджеров по профилю «Фиансовый менеджмент», «Управление проектами», предусмотренных ФГОС ВПО. Среди общих и специфических функций менеджмента планирование играет ведущую роль в принятии эффективных управленческих решений, так как позволяет снизить степень неопределенности и риска при осуществлении хозяйственной деятельности, грамотно распределить имеющиеся ресурсы и установить нормативные (плановые) критерии достижения результатов.
Особое место в системе внутрифирменного планирования занимает бизнес-планирование, которое дает возможность руководителю оценить потенциал организации, определить ее сильные и слабые стороны, наметить стратегию ее развития, проанализировать финансово-экономические результаты работы, эффективность использования имеющихся ресурсов и необходимость привлечения заемных средств.
Дисциплина «Бизнес-планирование» раскрывает теоретические и практические аспекты бизнес-планирования по созданию нового предприятия (реорганизации уже существующего) или реализации проекта. Базируясь в комплексе на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении курсов «Менеджмент», «Экономическая теория», «Маркетинг», «Производственный менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Инвестиционный менеджмент», она направлена на формирование умений определять цели, стратегию деятельности организации (предприятия), разрабатывать план действий на перспективу, определять сумму инвестиций для достижения поставленных целей и оценивать эффективность инвестиционных затрат в проекте.
Объектом изучаемого курса выступает методика бизнес-планирования создания нового предприятия (реорганизации уже существующего) или реализации проекта.
Предметом курса является система бизнес-планирования создания нового предприятия (реорганизации уже существующего) или реализации проекта..
Цель дисциплины - изучение студентами теоретических основ и принципов бизнес-планирования, методики анализа эффективности внедряемого проекта, приобретение практических навыков составления бизнес-плана как инструмента привлечения инвестиций, с одной стороны, и документа, содержащего оценку перспективности планируемого проекта, с другой стороны.
В процессе изучения дисциплины ставятся задачи:
- Рассмотренние теоретических аспектов бизнес-планирования;
- Изучение структуры и этапов технико-экономического обоснования предпринимательского проекта;
- Изучение структуры бизнес-плана;
- Изучение методики составления бизнес-плана;
- Анализ маркетинговой стратегии и плана маркетинга;
- Рассмотрение производственной программы и производственного плана;
- Изучение методики расчета потребности в материальных ресурсах;
- Изучение методики организационного проектирования и кадровой стратегии.
- Анализ эффективности бизнес-плана и оценки финансового плана;
- Изучение финансовых документов, необходимых для составления бизнес-плана;
- Расчет уровня безубыточности проекта;
- Рассмотрение критериев финансовой оценки, характеризующих ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов и акционерного капитала;
- Изучение показателей коммерческой эффективности проекта;
- Изучение методов оценки экономической и финансовой эффективности предпринимательского проекта.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9) (форма обучения – очная);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13) (Форма обучения – очная);
- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20)) (форма обучения – очная);
- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8) (форма обучения – очная);
- способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12) (форма обучения – очная);
- владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18) (форма обучения – очная);
- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
- умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33) (форма обучения – очная)
- умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
- способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
- способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
- способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44) (форма обучения – очная);
- владение техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
- способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
- умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
- способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50) (форма обучения – очная).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Компетенция
| Код по ФГОС/ ООП
| Показатели достижения результата
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| ОК-9
| Знать: основные нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
|
Уметь:использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
|
Владеть: навыком эффективной работы с документацией
|
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
| ОК-13
| Знать:
теоретические, методологические, философские подходы к анализу социальных проблем как на Западе, так и в России;
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в деловой игре.
|
Уметь:
выполнить содержательный анализ социально-исторических, экономических, культурных факторов социальных изменений, социальных проблем;
|
Владеть:
навыками применения методов социологии для решения социальных проблем.
|
Учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности
| ОК-20
| Знать: Основные аспекты социальной ответственности
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- написание и защита курсовой работы.
|
Уметь:Учитываеть последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности
|
Владеть: навыком прогнозирования последствий управленческих решений
|
Способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
| ПК-8
| Знать: Методологию принятия организационно-управленческих решений
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- подготовка и участие в тренинге;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- написание и защита курсовой работы.
|
Уметь:оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
|
Владеть:
Методологией оценки последствий принимаемых организационно-управленческих решений
|
Способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании
| ПК-12
| Знать:
Основные аспекты влияния на рост ценности компании
|
|
Уметь:
оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании
|
Владеть:
Методологией оценки ценности (стоимости) компании
|
Владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
| ПК-18
| Знать:Основные аспекты влияниястратегических, тактических и оперативных решений на деятельность организации
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в деловой игре.
|
Уметь:оцениватьвлияниестратегических, тактических и оперативных решений на операционную (производственную) деятельностью организаций
|
Владеть:методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
|
Способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
| ПК-29
| Знать: Основные аспекты анализа поведения потребителей
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- написание и защита курсовой работы.
|
Уметь:анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
|
Владеть: Методологией анализа поведения потребителей экономических благ и формирование спроса
|
Знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли
| ПК-30
| Знать:экономические основы поведения организаций
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в деловой игре.
|
Уметь:проводить анализ конкурентной среды отрасли
|
Владеть: Методологией проведения анализа конкурентной среды отрасли
|
Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели
| ПК-31
| Знать: Основы построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- решение практических задач;
- участие в мастер-классе;
- заполнение деклараций;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
|
Уметь:применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений
|
Владеть: Методологией построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей
|
Владеет средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления
| ПК-33
| Знать: перечень средств программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- решение практических задач;
- участие в мастер-классе;
- заполнение деклараций;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
|
Уметь: анализировать системы управления
|
Владеть:средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления
|
Умеет использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга
| ПК-36
| Знать: Основы маркетинговых исследований и бенчмаркинга
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в деловой игре.
|
Уметь:использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга
|
Владеть: Методологией маркетинговых исследований и бенчмаркинга
|
способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения
| ПК-40
| Знать:
Формы финансовой отчетности, методологию принятия решений
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- подготовка и участие в тренинге;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- написание и защита курсовой работы.
|
Уметь:
принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения
|
Владеть:
умением обработки и анализа данных, формулировки выводов и рекомендаций
|
Способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений
| ПК-42
| Знать: Основы проведения анализа рыночных и специфических рисков
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в деловой игре.
|
Уметь:
проводить анализ рыночных и специфических рисков и использовать его результаты для принятия управленческих решений
|
Владеть: Методологией проведения анализа рыночных и специфических рисков
|
способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования
| ПК-43
| Знать:
Методологию проведения оценки инвестиционных проектов
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- решение практических задач;
- участие в мастер-классе;
- заполнение деклараций;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы.
|
Уметь:
Проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования
|
Владеть:
умением обработки и анализа данных, формулировки выводов и рекомендаций
|
Способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;
| ПК-44
| Знать:
- структуру основного и оборотного капитала;
| - выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в публичных выступлениях.
|
Уметь:
- обосовывать решения в сфере управления оборотным капиталом
|
Владеть:
- методами оценки финансово-экономической эффективности предпринимательского проекта
|
Владение техниками финансового планирования и прогнозирования;
| ПК-45
| Знать:
- технику составления финансового плана
| - выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в публичных выступлениях.
|
Уметь:
использовать комплекс методик финансового планирования и прогнозирования
|
Владеть:
техниками финансового планирования и прогнозирования
|
Способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений
| ПК-47
| Знать: Основы проведения анализа операционной деятельности организации
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в деловой игре.
|
Уметь:проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений
|
Владеть: Методологией проведения анализа операционной деятельности организации
|
Умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею
| ПК-48
| Знать: Основы бизнес-планирования
Стандарты бизнес-планов
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка рефератов;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- участие в деловой игре.
|
Уметь:находить и оценивать новые рыночные возможности
|
Владеть:Навыком составления ТЭО и бизес-планов
|
Способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)
| ПК-49
| Знать: Основы бизнес-планирования
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- написание и защита курсовой работы.
|
Уметь:Способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций
|
Владеть:Навыком составления ТЭО и бизес-планов
|
Способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности
| ПК-50
| Знать: Регламенты осуществления предпринимательской деятельности
| - посещение лекционных занятий;
- подготовка к семинарским занятиям;
- участие в дискуссии;
- выполнение самостоятельно заданий по темам программы;
- написание и защита курсовой работы.
|
Уметь:оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельност и
|
Владеть: Навыком расчета ТЭО проекта
|
Методика изучения дисциплины построена на последовательном изучении ее путем чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий с использованием активных форм обучения, контрольных работ и самостоятельной работы студентов по определенным направлениям.
Целью проведения семинарских и практических занятий является закрепление знаний, навыков и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов с научной, учебной и периодической литературой.
Самостоятельная работа обучающихся имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.
Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(очная форма обучения)
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Всего часов
по учебному плану
| Лек-ции
| Сем. и пр. занятия
| СРС
|
| Общая концепция бизнес-планирования
|
|
|
|
|
| Бизнес-план как основа реализации преприимательской идеи
|
|
|
|
|
| Определение стратегии и целей развития
|
|
|
|
| Бизнес-план и его составление
|
|
|
|
|
| Структура и содержание бизнес-плана
|
|
|
|
|
| Характеритика предприятия и продукции
|
|
|
|
| План маркетинга
|
|
|
|
|
| Анализ рынка и конкурентоспособности продукции
| |
|
|
|
| Политика ценообразования предлагаемой продукции
| |
|
|
| План производства
|
|
|
|
|
| Производственная программа и расчет производственной мощности
| |
|
|
|
| Расчет потребности в материальных ресурсах и выбор технологии
| |
|
|
| Организационное планироваиие
|
| | |
|
| Организационное планирование
|
|
|
|
|
| Планирование потребостей в персонале
|
|
|
|
| Финансовый план и оценка финансово-экономической эффективности
|
|
|
|
|
| Эффективность планируемой деятельности
|
|
|
|
|
| Общие инвестиционные издержки. Финансирование проекта
|
|
|
|
| Финансовая оценка предпринимательского проекта
|
|
|
|
|
| Оценка рисков в бизнес-планировании
|
|
|
|
|
| Риски в коммерческой деятельности
|
|
|
|
|
| Методы учета риска и неопределенности при оценке экономической эффективности проектов
|
|
|
|
| Программное обеспечение в процессе бизнес-планироваия
|
|
|
|
|
| Использование компьютерных программ в бизнес-планировании
|
|
|
|
|
| Фукции программы Project Expert
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
(заочная форма обучения)
№
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Лекции
| Сем
| СРС
|
| Общая концепция бизнес-планирования
|
|
|
|
|
| Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи
|
|
|
|
|
| Определение тратегии и целей развития
|
|
|
|
| Бизнес-план и его составление
| |
|
|
|
| Структура и содержание бизнес-плана
|
|
|
|
|
| Характеристика предприятия и продукции
|
|
|
|
| План маркетинга
|
|
|
|
|
| Анализ рыка и конкурентоспособности продукции
|
|
|
|
|
| Политика ценообразования планируемой продукции
|
|
|
|
| План производства
|
|
|
|
|
| Производственная программа и расчет производственной мощности
|
|
|
|
|
| Расчет потрбености в материальных ресурсах и выбор производственной технологии
|
|
|
|
| Организационное планирование
|
|
|
|
|
| Организационное планирование
|
|
|
|
|
| Планирование потребностей в персонале
|
|
|
|
|
| Финансовый план и оценка финансово-экономической эффективности
|
|
|
|
|
| Эффективность планируемой деятельности
|
|
|
|
|
| Общие инвестиционные издержки. Финансирование проекта
|
|
|
|
| Финансовая оценка предприимательского проекта
|
|
|
|
|
| Оценка рисков в бизнес-планировании
|
|
|
|
|
| Риски в коммерческой деятельности
|
|
|
|
|
| Методы учета риска и неопределенности при оценке экономической эффективности проектов
|
|
|
|
| Программное обеспечение в процессе бизнес-планирования
|
|
|
|
|
| Использование компьютерных программ в бизнес-планировании
|
|
|
|
|
| Фукции программы Project Expert
|
|
|
|
|
| Контроль
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
Форма обучения – очная
Дисциплина изучается в 6 семестре.
Вид учебной работы
| Всего ЗЕТ
| Всего часов
| |
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
| |
Аудиторные занятия (всего)
| 1,5
|
| |
в том числе:
| |
Лекции
|
|
| |
в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| |
Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| |
в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| |
Семинары (С)
| 0,5
|
| |
в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| |
Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| |
в том числе активных и интерактивных
| -
|
| |
Самостоятельная работа (всего)
| 1,5
|
| |
в том числе:
| |
Курсовая работа
| -
| -
| |
Подготовка реферата, эссе
| 0,075
|
| |
Изучение лекционного материала
| 0,3
|
| |
Подготовка к дискуссии
| 0,15
|
| |
Предварительная подготовка к деловой игре и анализу практически ситуаций
| 0,15
|
| |
Подготовка к тестовым заданиям
| 0,075
|
| |
Подготовка презентации бизнес-плана
| 0,15
|
| |
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы
| 0,075
|
| |
Подготовка к итоговому контролю
| 0,15
|
| |
Составление маркетингового плана
| 0,075
|
| |
Составление финансового плана
| 0,15
|
| |
Вид итогового контроля
| Зачет
| |
Форма обучения – заочная.
Дисциплина изучается в 8 семестре.
По дисциплине не предусмотрена курсовая и контрольная работы.
Вид учебной работы
| Всего ЗЕТ
| Всего часов
| |
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
| |
Аудиторные занятия (всего)
| 0,28
|
| |
в том числе:
| |
Лекции
| 0,17
|
| |
в том числе активных и интерактивных
| -
|
| |
Практические занятия (ПЗ)
| 0,11
|
| |
в том числе активных и интерактивных
| -
|
| |
Семинары (С)
| -
| -
| |
в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| |
Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| |
в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| |
Самостоятельная работа (всего)
| 2,7
|
| |
в том числе:
| |
Курсовая работа
| -
| -
| |
Подготовка реферата, эссе
| 0,28
|
| |
Подготовка контрольной работы
| 0,28
|
| |
Подготовка к дискуссии
| 0,28
|
| |
Предварительная подготовка к деловой игре
| 0,28
|
| |
Подготовка к практическому занятию в форме тренинга
| 0,28
|
| |
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы
| 1,3
|
| |
Подготовка к итоговому контролю
| -
| -
| |
Вид итогового контроля
| Зачет
| |
В том числе
| | |
Зачет
| 0,11
|
| |
ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
ТЕМА 1. БИЗНЕС-ПЛАН КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИДЕИ
Необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Планирование как важнейшая функция управления организацией (предприятием). Основные элементы построения плана. Принципы и методы планирования. Бизнес-планирование как особая форма планирования. Роль, место и значение бизнес-планирования в системе внутрифирменного планирования.
Понятие предпринимательской идеи. Актуальность идеи бизнес-плана. Источники и методы выработки бизнес-идей. Содержание бизнес-идеи и способы ее представления.
Этапы разработки и реализации предпринимательской идеи: генерирование идеи, деловое проектирование, подготовка бизнес-плана, принятие предпринимательского решения, управление предпринимательским проектом; реализация проекта.
Понятие бизнес-плана. Общая характеристика бизнес-плана. Цели составления бизнес-плана. Бизнес-план и его функции. Бизнес-план создания и функционироваия предприятия. Бизнес-план реализации проекта. Понятие проекта. Понятие предпринимательского проекта. Технико-экономическое обоснование проекта. Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций.
Современная типология бизнес-планов. Виды бизнес-планов: коммерческо-производственный бизнес-план, инвестиционный бзнес-план, бизнес-план финансового оздоровления, бизнес-план для получения кредита.
ТЕМА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ И ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Неопределенность и динамичность внешней среды. Анализ факторов, влияющих на деятельность фирмы. Факторы прямого и косвенного воздействия.
Сущность стратегического планирования. Место и роль стратегического планирования в модели стратегического управления.
Анализ места фирмы в системе сложившихся рыночных отношений. Информация о конкурентной среде. Оценка стратегических возможностей предприятия. Методы анализа внешней среды.
Классификация целей развития предприятия. Выбор цели в зависимости от формы развития бизнеса (создание новой или реорганизация уже существующей фирмы). Цели бизнес-плана реализации предпринимательского проекта. Определение приоритетных целей. Формулирование философии (миссии) предприятия. Понятие и сущность стратегии.
Уровни разработки и реализации стратегии: корпоративая стратегия, стратегия бизнес-уровня, функциональная стратегия.
Типы стратегии развития организации в зависимости от основных целей и стадий ее развития: предпринимательская, стратегия динамического роста, стратегия нарастающего роста, стратегия прибыльности стратегия ликвидации, стратегия снижения объемов.
Классификация стратегий роста предприятия. Стратегия интенсивного роста. Стратегия интеграционного роста. Стратегия диверсификационного роста.
Стратегия обеспечения конкурентоспособности. Концепция конкуретоспособности М. Портера.
РАЗДЕЛ 2: БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ
ТЕМА 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана. Требования к разработке бизнес-плана. Последовательность разработки бизнес-плана.
Структура бизнес-плана:
1. Резюме, кратое содержание.
2. Описание бизнеса (общее описание компании, анализ отрасли, цели компании);
3. Продукты и услуги.
4. Анализ рынка (общее описание рынка, определение спроса на товары, анализ конкурентов);
5. План маркетинга (план продаж стратегия маркетинга);
6. План производства (описание месторасположения производственный процесс и его обеспечение, инвестиционные затраты, производственные затраты, операционные конкурентные преимущества);
7. Организационный план (структура управления, сведения о менеджменте и владельцах фирмы, кадровая политика и развитие персонала, календарый план работ по реализации проекта);
8. Финансовый план (общая специфика финансирования проекта, план прибылей и убытков, план денежных потоков, инвестиционный план и финансирование проекта);
9. Анализ и оценка рисков (виды рисков, анализ рисков).
Требования к составлению резюме бизнес-плана. Содержание резюме: суть проекта, эффективость проекта сведения о фирме, менеджмент (состав управляющих), план действий, финансирование, срок порядок и гарантии возврата инвестиций.
Консалтинговая поддержка бизнеса. Консалтинг-менеджмент. Правовая поддержка бизнеса. Программные продукты, обеспечивающие автоматизацию составления бизнес-плана. Функции программы Project Expert.
Требования Минэкономразвития к оценке бизнес-плана (приложение к Приказу Минэ<
Воспользуйтесь поиском по сайту: