Объект правоотношения в системе правовых категорий
II ты)? Ведь каждое конкретное отношение между людьми (субъектами) является предметно-практическим отношением субъекта к объекту, поэтому объектом для каждого субъекта этого отношения выступает тот или иной предмет или явление объективной реальности, а не вся объективная реальность. Тот факт, что вопрос об отношении субъекта к объекту решен философией, говорит только о всеобщем значении этого положения, а вовсе не о том, что оно имеет значение только для философии и поэтому «нет необходимости в юридической науке к нему возвращаться». Общефилософские понятия субъекта и объекта (общее) нельзя отрывать от правовых понятий субъекта правоотношения и объекта правоотношения (отдельное), потому что общее, освобожденное от отдельного, от особенного, не существует и никогда не существовало. «Общее существует только в отдельном и через отдельное. Его всегда надо брать так, чтобы видеть, как оно проявляется конкретно в данном особенном, частном, как оно выступает через данное конкретное, отдельное и именно при данных конкретных (а не всяких! ) условиях»48. Общефилософское понимание отношения субъекта к объекту, как отношения человека и объективной реальности, пройз-водно от предметно-практических отношений субъекта к объекту, в каждом из которых в качестве субъекта выступает не все человеческое общество, не человек вообще, а тот или иной индивид или коллектив, а в' качестве объекта — не вся объективная реальность, а лишь та определенная ее часть, с которой субъекты вступили в связь, во взаимодействие. «Главный недостаток всего предшествующего материализма— включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно... Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность» 49.
В категории предметной деятельности, как отмечают авторы «Истории марксистской диалектики», «Маркс выразил истин- 48 Кедров Б. М. Философия как общая наука в ее соотношении с част 49 Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 1. ную диалектическую взаимосвязь субъекта и объекта, характеризующую, с одной стороны, их противоположность, а с другой — их единство, переход друг в друга. Она дает все необходимые элементы для диалектического решения этой извечной проблемы, неразрешимой и для спиритуализма, и для абстрактного материализма»50. Каждое данное правоотношение также является предметно-практическим отношением между субъектами правоотношения и объектом правоотношения. В нем также субъектам противостоит не объективная реальность в целом, а тот или иной предмет (явление) реальной действительности. Стало быть, при исследовании проблемы объекта правоотношения невозможно обойти стороной общефилософские категории субъекта и объекта и искать какой-то иной, сугубо специальный путь решения проблемы объекта правоотношения. Напротив, «применение законов и категорий материалистической диалектики в исследованиях правовых проблем является необходимым условием их успешного научного решения»51. Чрезмерное же подчеркивание специфики объекта правоотношения, отрицание всякой связи этой правовой категории с общефилософской категорией объекта, ведет к превращению ее в нечто абсолютно самостоятельное, к игнорированию или недооценке общих закономерностей объекта. И тогда оказывается невозможным подлинно научный анализ не только общих закономерностей объекта, но и самой специфики объекта правоотношения. Правильное понимание специфического в теории объекта правоотношения находится в прямой зависимости от теоретического осмысливания общих закономерностей объекта52.
О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский, а также С. С. Алексеев, рассматривая объект правоотношения во, взаимодействии «правоотношение — объект», не поясняют, считают ли они в этом противоположении субъектом все правоотношение в целом. Очевидно, не считают. Однако, если в этом, сконструированном ими соотношении, правоотношение в целом не выполняет функцию субъекта, не выступает в этом качестве, тогда 50 История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до 51 Керимов Д. А. Категории 'действительности и возможности в пра 52 Об учете общих закономерностей при исследовании специфики об и те предметы (явления), которые относятся этими авторами к объекту' правоотношения, не будут таковыми, ибо та или иная часть объективной реальности выступает в качестве объекта только по отношению к субъекту, хотя бытие, объективная реальность существует и не только в качестве объекта для субъекта. «Понятие «объект» подразумевает наличие субъекта. Без субъекта существует ие объект, а материя, которая выступает в роли объекта только с появлением субъекта»63. Если же допустить, что правоотношение в целом выполняет функцию субъекта, то придется признать, что его объект никак не может быть его элементом54, так как объект существует вие и независимо от субъекта. Между тем С. С. Алексеев относит объект к элементам правоотношения55, а О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский, хотя и не считают объект элементом правоотношения, признают однако, что он входит в состав правоотношения56. Несколько позже' О. С. Иоффе пришел к выводу о том, что объект 'правоотношения есть все-таки необходимый элемент правоотношения. «Если бы гражданские права и обязанности, — пишет он, — ни на что не были направлены, то есть не имели своего объекта, они утратили бы всякий реальный смысл. Вот почему объект также следует признать необходимым элементом гражданского правоотношения»57. Что верно, то верно. Субъективные права и обязанности сами по себе, то есть без объекта, на который они направлены, теряют всякий смысл. Задача, однако, состоит в том, чтобы выяснить, что же является объектом субъективных прав и обязанностей и в каком соотношении находится объект прав и обязанностей с объектом правоотношения.
С. С. Алексеев, так же как и О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский, не избежал противоречия между общим и частным определением объекта правоотношения. В одних случаях у него объектом правоотношения выступает объект субъективного права, в других — объект юридической обязанности, то есть объект правоотношения в действительности рассматривается и С. С. Алексеевым не «применитльно к правоотноше- ниям», а, применительно или только к субъективному праву, или только к юридической обязанности58. Существует и третья точка зрения, которую, на наш взгляд, наиболее четко сформулировал А. К. Юрче^ко59. Он допускает возможностыиспользования философских категорий субъекта и объекта, но предостерегает от опасности механического перенесения их в область права. А. К. Юрченко правильно определяет общефилософские категории субъекта («существо, одаренное сознанием и ^волей») и объекта («объект как внешний предмет, предмет познания и деятельности субъекта»), однако; он ошибочно утверждает, что категории субъекта и объекта отражают материалистическое* учение о первичности материи и вторичности сознания, о невозможности существования сознания без материального бытия60. Марксистско-ленинская философия рассматривает противопоставление субъекта объекту как очень близкое противопоставлению материи сознанию. Объек'Гёсть^внёшнии предмет, на который направлена деятельность человека; он существует независимо от человека и его сознания, вне нас и независимо от нас. Это и есть материя. Сознание же исчерпывается понятием субъекта. Оба противоположения лежат в области основного вопроса философии61. «Однако совпадение этих двух противопоставлений относительно: в понятии «сознание» обособляется и противополагается материальному способность человека отражать, познавать мир. В понятии «субъект» обособляется от мира и противополагается ему сам человек как носитель познающей деятельности. Противоположность материального и идеального в этих двух категориальных делениях рассматривается с разных сторон. В понятии «сознание» выражаемое им явление берется как производное от материи, воспроизводящее ее в своем содержании, но не совпадающее с нею, то есть не являющееся самой материей. В понятии '«субъект» то же самое явление, которое определялось как созание, берется как активный процесс, как деятельность, направленная «а внешний мир»62. Деление «материя—сознание» нельзя безоговорочно распространять на субъект и объект. «Хотя материальное и
v
53 Чернов В. И. Анализ философских понятий, с. 177. 54 См.: Толстой Ю. К. К теории правоотношения, с. 67. 55 См.: Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Вып., 56 См.: Иоффе О. С, Шаргородский М. Д. Вопросы теории права, 57 Иоффе О. С. Советское гражданское пваво. М., 1967, с. 95. 58 См.: Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. . Вып. второй, с. 137—138, 142—143. 39 См.: Юрченко А. К. Объект изобретательского права. — В кн.: Очерки по гражданскому праву, с. 225—239. 60 См. там же, с. 235. 61 См.: Чернов В. И. Анализ философских понятий, с. 175—176. 62 Чернов В- И., там же,
концентрируется в объекте, а идеальное исчерпывается субъектом, сами понятия субъект и объект не ставят вопроса о первичности и вторичности, о происхождении субъективного. Они берут рассматриваемые явления как уже существующие, как данное и выражают характер их отношения, связи»63 (подчеркнуто нами. — А. Д. ). «При постановке вопроса о перенесении философских категорий субъекта и объекта в область права, — продолжает А. К. Юрченко, — нельзя не учитывать, что в ряде случаев выводы, вытекающие из понятия этих философских категорий, не могут быть перенесены в область права без соответствующих коррективов и в этих случаях не могут полностью совпадать с одноименными категориями права. Так, например, в философии под субъектом понимается существо, одаренное сознанием и волей, а в ряде отраслей права субъектами являются все люди, в том числе и невменяемые. Поэтому право нуждается в таких неизвестных философии категориях, как право- и дееспособность»64. Здесь А. К. Юрченко совершенно правильно указывает на особенность субъекта как правовой категории в сравнении с общефилософской категорией субъекта. Однако, он обращает внимание лишь на ату сторону, не учитывая общего, имеющегося у этих двух категорий. Если субъектом правоотношения выступает невменяемый (недееспособный), то этот недостаток (отсутствие сознания и воли, а стало быть и способности своими действиями осуществлять права и обязанности) восполняет его дееспособный (обладающий сознанием и волей) представитель65. С учетом этого обстоятельства и недееспособный субъект внешне выступает как дееспособный. Поэтому и в таком правоотношении действует не невменяемый, не 'недееспособный, а вменяемый, дееспособный выступает от имени и в интересах недееспособного. Значит в любом правоотношении действуют люди (субъекты), одаренные сознанием и волей. В тех случаях, когда представительство невозможно, то есть когда норма права предполагает совершение определенных действий только самим данным лицом (право избирать, вступать в брак и т. д. ), невменяемый не признается субъектом права и не может быть участником (субъектом) данного правоотношения.
«Диалектический материализм, — пишет далее А. К. 63 Там же, с. 176—177. 64 Юрченко А. К. Указ. соч., с. 235—236. 65 См., например, ст. 15 и 16 ГК РСФСР. Юрченко, — признает формулу «Нет объекта без субъекта» — идеалистической (?! —'подчеркнуто нами. — А. Д. ). В учении о правоотношении такая формула возражений вызвать не может. Наоборот, в учении о^ правоотношении вызовет возражение формула о существовании «объекта права без субъекта»66 (заметим здесь, что А. К- Юрченко, как и многие другие авторы, не видит разницы между объектом права и объектом правоотношения). В_правоотнощенн'ии. объект и „субъект всегда должны „существовать вместе, . тогда как в. философии это требование не обязательно. В философии объект — природа, внешний мир. Это то, на что направляется познание и деятельность субъекта (только что читали, что «в философии это требование не обязательно», а теперь утверждается обратное, — примеч. наше. —А. Д. ). В праве необходимо различать предмет правового регулирования, то есть объект воздействия норм права, и объект прав и обязанностей конкретных участников правоотношения, то есть то, на что направляется деятельность субъекта права67... В философском понимании предмет (объект) изобретательской деятельности, как непознанная, но познаваемая объективная действительность, существовал идо его субъекта, до его познания, противостоя всему человечеству и каждому в отдельности. В праве изобретение становится объектом прав того, кто познал новизну изобретения и первым сделал ее доступной обществу в установленном законом порядке»68. Так ли в действительности обстоит дело, как это представляется А. К. Юрченко? Коренная противоположность материалистической точки зрения идеалистическому пониманию соотношения субъекта и объекта с предельной ясностью выражена в следующей формуле В. И. Ленина: «Материализм — признание «объектов в себе» или вне ума; идеи и ощущения — 66 Это софизм. Объекта права в этом качестве нет без права, а не без 67 Объект прав и обязанностей есть то, на что направляется деятель 68 Юрченко А. К- Объект изобретательского права. — В кн.: Очерки по копии или отражения этих объектов. Противоположное учение (идеализм): объекты не существуют «вне ума»; объекты суть «комбинации ощущений»69. Следует ли из этого рассуждения вывод о том, что для марксистско-ленинской философии соотношение объекта с субъектом необязательно, как утверждает А. К- " Юрченко? Нет, не следует. В. И. Ленин видит разницу между материализмом и идеализмом по рассматриваемому вопросу не в том, что для первого соотношение объекта с субъектом необязательно, а для второго необходимо, а в том, что материализм, рассматривая категории «субъект» и «объект» как соотносительные (т. е. неразрывно связанные), исходит из того обязательного условия, что объект при этом существует вне и независимо от субъекта. Идеалисты же, напротив, утверждают, что объект существует лишь в сознании субъекта, представляя собой не что иное, как «комбинации ощущений» субъекта. Хорошей иллюстрацией к приведенной ленинской формуле является следующее высказывание известного советского философа С. Л. Рубинштейна: «Субъективный идеализм отрицает независимое от субъекта существование бытия — на том основании, что в качестве объекта оно существует только для субъекта. Это ложный аргумент: объект в этом качестве существует только для субъекта, но бытие существует не только в качестве объекта для субъекта. Чтобы быть объектом для кого-нибудь, надо существовать, но чтобы существовать, не обязательно быть объектом для субъекта. Неверно не то, что в качестве объекта нечто существует только для субъекта; неверно, что бытие существует только в качестве объекта для субъекта. Бытие существует и независимо от субъекта, но в качестве объекта оно соотносительно с субъектом. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект вступает в связь с вещью и она выступает в процессе познания и действия как вещь для нас. Объективной реальностью в смысле объекта для субъекта бытие, материальный мир становится в ходе эволюции, когда в процессе его развития возникают индивиды, способные осознавать, познавать его. Тогда бытие выступает в этой роли, в этом качестве. (Объективная реальность — это существующее и безотносительно к субъекту бытие, вещь в себе, становящаяся вещью для нас»70. Марксистско-ленинская философия диалектического материализма не признает, стало быть, идеалистической формулу «нет объекта без субъекта», потому что различает категории «материя», «объективная реальность», «бытие» и «объект»71. Если же считать, что «объект», «материя», «объективная реальность»-—это одно и то же (как это получается у А. К. Юрченко и С. С. Алексеева), то, безусловно, формула «нет объекта без субъекта» должна рассматриваться как идеализм чистой воды. Как было показано, марксистско-ленинская философия рассматривает субъект и объект не иначе как соотносительные категории. В свете этого утверждение А. К- Юрченко о том, что в философии данное требование необязательно, может вызвать только недоумение? Когда предмет изобретательской деятельности существовал до его познания «ли, как пишет А. К. Юрченко, до его субъекта, то он не был объектом ни в философском, ни в правовом понимании. Он был непознанной объективной реальностью, «вещью в себе». Объектом же, или «вещью для нас», он стал с момента его познания. «Железная руда, например, существовала в недрах земли и в период каменного века, но она тогда не была вовлечена в сферу практики первобытных людей и не являлась объектом поз- нания» Обращает на себя внимание точка зрения В. С. Основина, согласно которой роль философских категорий в различных науках неодинакова. В. С. Основин ставит вопрос так: «если говорить об использовании при исследованиях правоотношений философских категорий «субъект» и «объект», то необходимо обосновать, почему в данном случае употребляются именно эти, а не какие-либо другие философские категории, например, «вещь» и «отношения»73. Правоотношения, утверждает В. С. Основин, есть один из видов общественных отношений, поэтому общефилософское понимание отношения распространяется и на него. Понятия «вещь», «объект», «предмет» в философии являются синонимами, поэтому объектом правоотношения может «быть «вещь» в философском понимании этого слова»74. Исходя из вышеизложенного, B. C. Основин полагает, что при исследовании проблемы объекта правоотношения целесообразнее руководствоваться категориями «вещь» и «отно-
69 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 18. 70 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, с. 57—58. 71 См.: Философская энциклопедия. М., 1967, т. 4, с. 123. 72 Гайдуков Ю. Г. Роль практики в процессе познания. М., 1964, с. 125. 73 Основин В. С. Советские государствеиноправовые отношения, с. 61. 74 Там же. шение», нежели категориями «субъект» и «объект». Определение объекта, основанное на категориях «вещь» и «отношение», «больше будет соответствовать и существующему пониманию субъекта правоотношения как участника конкретного правоотношения, имеющего в нем права и обязанности»75. С точкой зрения -В. С. Основина нельзя согласиться по следующим основаниям. Во-первых, использовать общефилософские категории «субъект» и «объект» при исследовании юридических категорий «субъект правоотношения» и «объект правоотношения» необходимо потому, что последние произ-водны от первых и относятся к ним как отдельное к общему. А без уяснения общего невозможно правильно понять и отдельного. Во-вторых, понятия «вещь» и «объект», вопреки утверждению В. С. Основина, не являются синонимами. Категория вещи" не дает нам категории субъекта, она не соотносительна с ней, как категория объекта. Значит, категории «вещь» и «объект» совпадают не полностью. Не всякая вещь является объектом для субъекта, выступает в этом качестве. «Вещь в себе» существует до субъекта и не выступает объектом для субъекта. Она становится объектом, выступает в этом качестве лишь с момента ее познания, когда субъект вступил во взаимодействие с вещью, когда она из «вещи в себе» становится «вещью для нас». Кроме того, наряду с философской категорией «вещь», имеется и правовое понятие вещи, не полностью совпадающее с философским. Вопреки утверждению В. С. Основина, не являются синонимами и понятия «объект» и «предмет». Понятие «предмет» шире понятия «объект». Понятием «предмет» охватываются многие другие понятия, в частности, такие как «субъект» и «объект». Философия определяет понятие «субъект» как действующий предмет, а «объект» как предмет, на который воздействует субъект. Стало быть, и «субъект» — предмет, и «объект» — предмет. Однако качественное отличие одного предмета (субъекта) от другого предмета (объекта) состоитв том, что субъект это такой предмет, который обладает сознанием и волей и способностью отличать себя от других предметов. Для объекта же обязательным признаком является лишь свойство быть объективной реальностью и наличие связи, взаимодействия с субъектом. 75 Там же, с. 62. И, наконец, категории субъекта и объекта позволяют избежать противопоставления объекта правоотношения самому правоотношению как целому, так как объект противополагается только субъекту. Категории же «вещь», «предмет» и «отношение», напротив, допускают такое противоположение. Трудно понять, во взаимодействии с чем же рассматривает объект правоотношения сам В. С. Основин. Вначале он пишет об объекте правомочий и обязанностей76. Далее, критикуя О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородского за то, что они рассматривают объект не в соотношении с субъектами правоотношения, он опять-таки определяет объект как явление реальной действительности, обладающее системой качеств, с которыми норма права связывает правомочия и обязанности участников правоотношения77. Однако в последующем мы читаем, что объект правоотношения есть предмет или явление, с которыми норма связывает поведение участников правоотношения, и этот объект правоотношения есть и объект субъективных прав78. Непонятно, что же воздействует на объект: права и обязанности, или поведение, или только субъективное право, или и то и другое? Пожалуй, самым решительным сторонником использования общефилософских категорий субъекта и объекта в теории правоотношения выступил Ю. Г. Басин79. По его мнению, юридическая наука вообще не может выработать свое, независимое от общефилософского, правовое понятие объекта. Она должна, продолжает Ю. Г. Басин, выяснить особенности более общего понятия объекта (общефилософского) применительно к условиям развития правовых явлений. Объект Ю. Г. Басин определяет как реальность внешнего мира, противополагаемую субъекту, находящуюся с ним в определенной связи и способную быть'воспринятой. Субъект активно относится к объекту, воздействует на него. «Поэтому объектом труда являются вещи, на которые субъект воздействует в процессе труда; объектом фактического обладания или использования — вещи, которыми обладает и пользуется субъект; объектом деятельности то, что создается или преоб- 76 См.: Основин В. С. Советские государетвеиноправовые отношения, 77 См. там же, с. 62. 78 См. там же, с. 65. 79 См.: Басин Ю. Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, разуется в итоге деятельности»80. Специально обращая внимание на связь объекта с субъектом, Ю. Г. Басин считает, что это важное условие необходимо иметь в виду и при изучении объекта правоотношения как основу для выработки единого понимания этой правовой категории. Однако, как справедливо заметил Г. В. Плеханов, от простого признания известного принципа еще очень далеко до последовательного проведения его в соответствующей отрасли науки81. И Ю. Г. Басин будто специально задался целью подтвердить приведенные слова Г. В. Плеханова, ибо все дальнейшее изложение противоречит тому принципу, который Ю. Г. Басин положил в основу своей конструкции. Он формулирует такое общее определение объекта правоотношения: «... в правоотношении объект — это то, на что воздействует субъект правоотношения, это предмет правового воздействия, противостоящий субъекту, являющийся вместе с субъектом составным элементом правоотношения. Объект — это то, на что воздействует субъект юридического отношения специфически правовыми методами, теми средствами, которыми он располагает именно как активный участник правоотношения»82. Как понимать это определение? Вначале категорически' утверждается, что на объект воздействует субъект правоотношения. Это один принцип. Потом мы узнаем, что объект — это предмет правового воздействия. Это другой, несоизмеримый с первым принцип. Чтобы выйти из такого противоречия, Ю. Г. Басин идет на компромисс: объект — это то, на что воздействует субъект специфически правовыми методами. Какие же это методы? Ю; Г. Басин прямо не называет их. Юридической науке известны такие «специфически правовые методы»', как императивный (авторитарный), диспозитивный, рекомендательный, поощрительный и т. д. 83. Но такими методами субъект правоотношения не может воздействовать на объект. О каких же методах в таком случае пишет Ю. Г. Басин? Оказывается, имеются в аиду такие «методы», как субъективное право и юридическая обязанность. Отправляясь от такого понимания объекта, Ю. Г. Басин 80 См.: Басин Ю. Г. Вопросы советского жилищного права, с. 135. 41 См.: Плеханов Г. В. Соч. т. VIII, с. 167. 82 Басин Ю. Г. Указ. соч., с. 136. 83 См., например, Витченко А. М. Метод правового регулирования со не может «прийти к иному выводу, чем тот, что в развернутой форме неоднократно обосновывался О. С. Иоффе и рядом других авторов», то есть к выводу о том, что объектом правоотношения является поведение обязанного субъекта. Прямо скажем, неожиданный вывод. «Не нужно, видимо, повторять, — подводит итог Ю. Г. Басин, — уже много раз излагавшиеся аргументы, сводящиеся к тому, что ни вещи, ни продукты духовного творчества, ни иные явления, существующие вне их творцов (! ), не могут подвергаться непосредственному воздействию прав и обязанностей, эти категории могут оказывать свое воздействие только на поведение человека»84 (категории оказывают воздействие на поведение человека (! ). Стало быть, на объект правоотношения воздействуют не субъекты правоотношения, а права и обязанности. Но как же тогда можно утверждать, что «только теория объекта-поведения отвечает общему представлению об объекте, принципиально правильному для любой конструкции связи «субъект — объект»? 85 Согласно конструкции Ю. Г. Басина, субъективные права и обязанности (читай субъект) воздействуют на поведение обязанного субъекта (объект правоотношения). Но права и обязанности оказывают воздействие на поведение обязанного лица только через его сознание и волю. С этим согласен и Ю. Г. Басин. Значит, обязанный субъект и выступает в качестве объекта прав и обязанностей. Субъект правоотношения превратился у Ю. Г. Басина в объект правоотношения. (Неизвестно, какая роль здесь отведена управомочен-ному субъекту). Но поведение обязанного лица — всего лишь «непосредственный объект правоотношения». Кроме этого объекта у правоотношения имеется еще «конечный» объект — вещи, продукты духовного творчества, результаты действий. Если на «непосредственный объект правоотношения» субъект воздействует «специфически правовыми методами» (субъективными правами и обязанностями), то на «конечный объект правоотношения» он воздействует своим поведением. Непосредственный объект входит в состав правоотношения, а конечный объект не является элементом правоотношения, не входит в его состав. Это утверждение прямо противоречит исходному положению Ю. Г. Басина, согласно которому объект правоотно- 84 Басин Ю. Г. Указ. соч., с. 136. 85 Там же, с. 138. шения «это предмет правового воздействия, противостоящий субъекту, но одновременно являющийся вместе с субъектом составным элементом правоотношения» 86. Мы подвергли анализу основные, наиболее распространенные в юридической науке конструкции объекта правоотношения. Какие же выводы можно сделать из вышеизложенного? Каждый автор стремится по-своему решить проблему объекта правоотношения, выяснить специфику этой правовой категории. Каждая из рассмотренных конструкций по-своему интересна, а все они вместе взятые вносят существенный вклад в разработку теории объекта правоотношения. Однако всем им свойствен общий методологический недостаток: признавая на словах необходимость использования общефилософской категории объекта или предпринимая попытку использовать эту категорию в действительности, авторы обнаруживают непоследовательность и при исследовании проблемы объекта правоотношения фактически отходят от этого принципа, в результате чего используют не саму общефилософскую категорию объекта, не само это понятие, а только термин «объект». Поэтому и результаты получаются неодинаковые87. Рассматривать объект правоотношения во взаимодействии с субъектами правоотношения необходимо не потому, что так угодно тому или иному автору, а потому, что это единственный правильный общий научный философский подход к исследованию специальной правовой проблемы, позволяющий при дальнейшем исследовании «рассматривать» и «тракто- 86 Басин Ю. Г. Указ. соч., с. 136. 87 Р. О. Халфина в монографии, специально посвященной общему уче «Что касается применения терминов «объект права» и «объект правоотношения», то здесь наблюдается обратное положение: одно и то же понятие обозначается двумя терминами. Поскольку, с нашей точки зрения, субъективное право — всегда элемент правоотношения, понятия «объект права» и объект правоотношения» фактически совпадают» (Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении, с. 212). Вот и все доказательство. за вать» юридические категории «субъект правоотношений» и «объект правоотношения» в их «свободном своеобразии». Мы не говорим, что Зто уже окончательное ее решение. Но с этого надо начинать. Всякий иной, сугубо «специальный» путь решения этой проблемы, ведущий в обход философских категорий субъекта и объекта, лишает ее научной основы и необходимо приводит к неразрешимому противоречию: или объект правоотношения противопоставляется не субъекту правоотношения, или же он отождествляется с субъектом, или у правоотношения оказывается несколько объектов, либо же, наконец, объект правоотношения вообще отрицается как таковой. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать правоотношение по такой принципиальной схеме: субъект — объект — субъект. В чем же состоит специфика объекта правоотношения в сравнении с общефилософским пониманием объекта? В том ли, что на* объект правоотношения воздействуют не субъекты, а само правоотношение или права и обязанности субъектов? Нет. И_рбъект правоотношения, как и всякий объект, выступает в этом качестве только во взаимодействии с субъектом правоотношения. Это также соотносительные правовые категории. В этом объект правоотношения и объект в общефилософском понимании едины. Противоположность между ними в том, что на объект в общефилософском понимании воздействует субъект, поведение которого детерминируется внешним миром (и самим объектом), а на объект правоотношения воздействует субъект правоотношения, то есть такой субъект, поведение которого детерминируется не непосредственно объектом правоотношения, а правом. В процессе предметно-практической деятельности : людей формируется типическое отношение; эталон, который и оформляется в виде общеобязательной нормы поведения, санкционируется государством в качестве правовой нормы. В правовом отношении объект детерминирует поведение субъектов не сам, а через норму права. В «ей отражена познанная людьми (обществом, классом) необходимость, диктуемая закономерностями, объекта, ставшая теперь государственной необходимостью. Здесь уже не сам субъект правоотношения познает закономерности объекта (его свойства), как в гносеологии, ибо право уже «знает» их. Здесь субъект должен осознать, уяснить право, 3. А. П. Дудин ■ правильно понять и исполнить его предписания, и чём лучше он это сделает, тем свободней будет взаимодействовать как с объектом, так и с другими субъектами правоотношения. Советская юридическая наука, исходя из материалистического учения о зависимости поведения человека от внешнего мира (детерминизм), специально выделяет такой детерминант, как право, изучает процесс его воздейс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|