Эликсир счастья (избранное). Абу Хамид аль-Газали. Глава, повествующая о вещах, которые зависят от познания истинной сути Сердца, а также речь о подтверждении твоего существования
Эликсир счастья (избранное) Абу Хамид аль-Газали
Глава, повествующая о вещах, которые зависят от познания истинной сути Сердца, а также речь о подтверждении твоего существования
Познание истинной сути Сердца будет бесплодным, пока ты не познаешь его существование; потом ты познаешь его истинную сущность, затем ты узнаешь его войско, потом его отношения с этим войском, потом ты узнаешь, каким будет его качество, когда даст для него плоды познание Всевышнего Бога и когда оно достигает этим своего счастья, и обо всем этом будут даны знаки.
Знай же, что оно существует явно, так как у человека не возникает сомнений в своем существовании, но оно не принадлежит к явной телесной оболочке, так как у мертвеца тоже есть тело, но души нет, поэтому, говоря об истинной сути души, мы имеем в виду Сердце, так как без него тело становится мертвым.
И если кто-то закроет свои глаза и забудет свою телесную оболочку, он обязательно познает свое существование и узнает о себе самом, хотя не будет знать о теле, земле, небе и обо всем, что в них находится, и если кто-то на этом хорошенько сосредоточится, он познает нечто из истинной сущности горней жизни и поймет, что настанет такое время, когда у него отнимут тело, а он сам останется, но не превратится в ничто.
Глава, повествующая об истинной сути Сердца
Что же касается истинной сути Сердца, что это, и какие у него особые качества, то Шариат не позволяет углубляться в нее, так как этого не объяснил и Пророк, да благословит его Бог и да приветствует, поскольку Всевышний Бог сказал (Сура 17, аят 85): " И если спросят тебя о душе, скажи, что она из дел Господа моего".
Более этого не разрешено говорить, ведь Душа относится к Божественным делам и принадлежит миру дел, " А именно у Него творения и дела", мир творений отдельное нечто и мир дел отдельное нечто, а все, у чего есть размер и количество, относят к миру творений, а творение в словарном смысле значит исчисление.
А у человеческого Сердца нет ни размера, ни количества, поэтому оно не является делимым, а если бы оно было делимое, то в одной его части было бы незнание чего-либо, а в другом - знание того же самого, и оно было бы одновременно и знающим, и не знающим, а это наказание от Бога. Несмотря на то, что эта Душа неделимая и неизмеримая, она сотворенная, а сотворение называют творением, так же как и исчисление, так что в этом значении (тварности) она относится к миру творений, а в другом значении (исчисления) оно принадлежит миру дел, а не тварному миру, так как мир дел обозначает те вещи, у которых нет измерения и количества.
Тот, кто верит, что душа существует изначально, ошибается; также ошибается и тот, кто говорит, что душа - это качество, так как качества не существуют сами по себе, а принадлежат чему-либо, а душа - это основа, от которой уже зависят все качества, так что - как она будет каким-то там качеством тела, а тот, кто говорит, что она - тело, тоже ошибается, так как тела могут делиться, а душа - она не делится.
Но есть и другая душа, которая делима, она есть и у скота, однако тот дух, который мы называем Сердцем, это место познания Бога, Всесильного и Всеславного, а у зверей такого нет, так что оно не качество и не тело, а суть, которая относится к разряду ангельских сущностей, и познать истинную суть его трудно, а объяснять ее нельзя.
В начале следования по пути веры это знание не нужно, поскольку началом пути веры является старание, и того, кто будет стараться пройти по этому пути должным образом, это познание само достигнет, а не кто-нибудь его расскажет, и это познание относится к праведному пути, так, как об этом сказал Всевышний (Сура 29, аят 69):
" Тем, кто будет стараться, мы им обязательно покажем сияние нашей жемчужины". А тем, кто еще не приложил все свои старания к вере, им незачем говорить об истинной сути души. Однако перед тем как приступить к этому старанию, надо сначала узнать о войске Сердца, так как тот, кто не знает своего войска, не сможет победить.
Глава, повествующая о причинах потребности человека в телесной оболочке и явных (внешних) и скрытых (внутренних) воинах
Знай же, что тело - это царство Сердца, и в этом царстве у Сердца есть различные войска (Сура 74, аят 31): " Только Господь знает о своих войсках".
Сердце создано для горней жизни, и дело его заключается в поисках счастья, а его счастье - в познании Всевышнего Бога, Всесильного и Всеславного, а познание Всевышнего Бога возникает в результате познания Его творений, а это познание относится к миру чувств, и познание чудес Его мира происходит с помощью чувств, а чувства принадлежат телесной оболочке.
Познание - это добыча Сердца, а чувства - это его силки, а телесная оболочка - это его верховое животное и носильщик, который держит эти силки, вот почему ему нужна телесная оболочка. Телесная оболочка - это вьючное животное Сердца, которое состоит из воды, земли, температуры и влажности, и поэтому оно слабо и имеет риск погибнуть изнутри по причине голода и жажды, а снаружи из-за происков врагов или нападения зверей и так далее.
А поскольку из-за голода и жажды ему требуется еда и питье, то ему нужно войско для их добычи. Во-первых, это явное войско, типа рук, ног и всяких других орудий, а во-вторых, это скрытое войско, типа агрессивности и плотских желаний, а поскольку невозможно хотеть того, что не видишь, и нельзя сражаться с врагом, которого не видишь, ему нужны разведчики, некоторые явные, а это пять чувств: зрение, обоняние, слух, вкусовые ощущения и осязание; и некоторые скрытые, и их тоже пять, а находятся они в мозгу, это - сила памяти, сила размышления, сила запоминания, сила воспоминания и сила воображения. И у каждой из этих способностей есть свое дело, и если какая из них испортится, дело человека тоже испортится.
И в вере, и в мире все эти войска подчиняются Сердцу, оно повелитель и царь всех их, когда оно приказывает языку, он говорит, когда приказывает руке, она берет, и когда оно приказывает ногам, они идут, а когда приказывает глазам, они смотрят, и когда приказывает силе размышления, она думает. Все они подчиняются ему по доброй воле и своей природе, чтобы оно следило за телом, и когда оно будет правильно управлять своим войском, оно сможет поймать свою добычу и устроить свои дела в отношении горнего мир, и засверкает зародыш его счастья. А подчинение этого войска Сердцу подобно подчинению ангелов, которые никак не могут возражать повелениям Всевышнего Господа, а выполняют их добровольно и по собственному желанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|