Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики изучения работоспособности.




Методики изучения работоспособности.

Методик исследования работоспособности или фиксации развития утомления очень много, они в большинстве своем являются психофизиологическими или чисто физиологическими тестами. Подробно эти методики разбираются на практических занятиях и в руководстве к практическим занятиям, здесь мы указываем важнейшие из них.

   Для изучения работоспособности у лиц умственного труда:

1. Корректурная проба – вычеркивание заданных сочетаний букв или цифр в стандартном тексте за 1 мин. Оценка результатов проводится по формуле Хартриджа – по количеству перерабатываемой информации в бит/сек: S = N / n (N – количество просмотренных знаков в тексте за 1 мин, n – количество ошибок).

2. Словесно-ассоциативный эксперимент – испытуемому предлагают набор существительных слов и предлагают быстро назвать к ним прилагательные, при этом в протоколе фиксируются быстрота и степень ассоциации.

3. Определение устойчивости внимания (для школьников) – подсчет числа цветных фигур на крутящемся барабане кимографа за 1 мин.,

4. Определение времени слухо-моторной и зрительно-моторной реакции в миллисек (испытуемому предлагают быстро нажать кнопку после звукового или светового сигнала) с помощью хронорефлексометра (применяется также при профотборе для лиц операторского труда, летчиков и т. д. ).

Для любого вида труда – хронометражные исследования:

- выборочный хронометраж по элементам (время выполнения рабочего элемента в трудовом процессе вначале, в средине и в конце работы)

- фиксация отвлечений от восприятия информации (в школе)

- фото хронометраж – съемка всего трудового дня на фотокамеру.

Для физического труда:

- определение физической выносливости с помощью динамометра (время возможного удержания динамометра на половине от максимального усилия),

- изучение тремора (дрожания) рук (специальный прибор - тремометр).

УТОМЛЕНИЕ, теории его развития.

Среди множества теорий развития утомления у человека при выполнении труда до сих пор нет единой универсальной теории.

В последнее время в физиологии труда наиболее признана центрально-нервная теория утомления видных русских нейрофизиологов Сеченова, Ухтомского, Введенского. Они установили, что основную роль в развитии утомления играет снижение работоспособности клеток коры головного мозга, при этом нарушаются процессы баланса возбуждения и торможения в ЦНС. При этом в ЦНС возникают стойкие очаги возбуждения или торможения – теория рассогласования.

Эта теория в последние годы дополнена теорией ретикулярной формации – центр нервных связей ЦНС – при утомлении наблюдается  расстройство связей между высшими и низшими отделами ЦНС.

Ранее существовали гуморально-локалистические теории развития утомления при физическом труде:

- теория истощения – истощение в мышцах энергетических запасов (АТФ и др. ) при работе,

- теория отравления – накопление в мышцах недоокисленных продуктов (молочной, пировиноградной кислот и даже яда – «кенотоксина»).

Ошибочность этих теорий доказана экспериментально, кроме того, они не объясняют развитие утомления при умственном труде. Однако эти процессы могут играть некоторую роль в развитии утомления.

        ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ УТОМЛЕНИЯ

                       И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

У здорового человека основные причины развития утомления можно объединить в 3 основные группы:

1) Нарушение гигиенических условий на производстве (неоптимальный микроклимат, освещение, наличие вредных факторов)

2) Неправильная организация трудового процесса – очень длительный, тяжелый труд, монотонность труда и др.

3) Неоптимальное психо-физиологическое состояние работающего – негативное отношение к труду, плохой моральный климат на производстве и др.

Исходя из этих причин разработано 3 основных направления профилактики утомления:

1) Научное обоснование и соблюдение гигиенических требований к условиям труда, гигиенических нормативов профессиональных факторов,

2) Научная организация трудового процесса, оптимальный режим труда и отдыха с учетом динамики работоспособности, использование требований эргономики и др.

3) Психо-физиологические меры по оптимизации морального климата в коллективе, по повышению заинтересованности работника в труде (психология труда).

Изменения в организме в процессе труда.

Изменения со стороны ЦНС.

Первая система организма, реагирующая на выполнение какой-либо работы – ЦНС, при выполнении работы отмечается повышение ее тонуса.

Формирование трудовых навыков происходит за счет условно-рефлекторных реакций, при этом в процессе обучения формируется динамический производственный стереотип. Он состоит из основных элементов и микропауз. В процессе тренировки к выполнению какой-либо работе время выполнения рабочей операции сокращается за счет микро пауз.

При адекватной трудовой нагрузке наблюдаются благоприятные сдвиги нервных процессов, снижается скрытое время реакций, при чрезмерно напряженной работе временное улучшение показателей ЦНС сменяется их ухудшением – ослабление рефлексов, преждевременное утомление и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...