Медицинские и социальные последствия акселерации
Медицинские и социальные последствия акселерации Медицинские неблагоприятные последствия: омоложение многих заболеваний (онкологических, сердечно-сосудистых и др. ); функциональные нарушения развития органов и систем; проблема крупного плода в акушерстве за счет внутриутробной акселерации; необходимость пересмотра гигиенических норм (питания, размеров школьной мебели, стандартов физического развития); гинекологическая патология из-за ранних беременностей и абортов. Социальные последствия, обусловленные отставанием психического развития от физического: рост подростковой преступности, рост числа разводов, детей без попечения родителей и др. Схемы возрастной периодизации. 1. Биологическая схема, основанная на закономерностях роста и развития ребенка в различном возрасте: -период новорожденности (1-10 дней); -грудной возраст - до 1 года; -ранее детство - 1-3 года; -первое детство - 4-7 лет; -второе детство - мальчики 8-12; девочки - 8-11 лет; -подростковый возраст -мальчики 13-16; девочки - 12-15 лет; -юношеский возраст - юноши 17-21; девушки - 16-20 лет. 2. Социальная схема возрастной периодизации (обусловлена структурой детских учреждений – детсадов и школ): преддошкольный возраст - до 3 лет; дошкольный - 3-7 лет; младший школьный - 7-10 лет; средний школьный - 11-14 лет; подростковый - 15-18 лет.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Физическое развитие - комплекс морфологических и функциональных признаков, определяющих рост, формирование организма ребенка, запас его жизненных сил, выносливость и дееспособность. Физическое развитие - один из важнейших показателей, характеризующих состояние здоровья населения и влияния на него различных факторов наряду с заболеваемостью, демографическими показателями и инвалидизацией. Для оценки состояния здоровья детских контингентов этот показатель используется наиболее часто вместе с заболеваемостью.
Цели исследования физического развития: выявление закономерностей роста и развития; оценка индивидуального и популяционного уровня здоровья; исследование процессов акселерации и деселерации, изучение влияния факторов окружающей, социальной среды, генетических факторов; оценка эффективности лечебно-профилактических мер. Физическое развитие как критерий индивидуального здоровья. Медосмотр детей, особенно младшего возраста начинается с оценки физического развития, поскольку его отставание от возрастных стандартов может свидетельствовать о наличии скрытых заболеваний, нарушениях питания, умственной и физической перегрузке, плохих бытовых условиях, наследственных факторов. Это очень важно для врача-педиатра. Физическое развитие как критерий популяционного здоровья. Физическое развитие детских контингентов является одним из важных показателей здоровья населения и отражает влияние социально-экономических факторов, генетических факторов, качества окружающей среды и уровня здравоохранения. При изучении опасности загрязнения окружающей среды очень часто проводят исследования физического развития детей и подростков в различных регионах. Исследованиями сотрудников нашей кафедры установлена корреляционная зависимость физического развития детей и школьников в различных регионах Крыма с уровнем загрязнения окружающей среды. Методы исследования физического развития. Требования к методам исследования: применение простых и доступных методик, проведение исследований в одно и тоже время (лучше - утром после сна), достаточная достоверность и точность измерений.
1. Соматометрические (антропометрические) - измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки. 2. Соматоскопические - описание формы скелета, позвоночника, грудной клетки, ног, развития мускулатуры, жироотложения, состояния кожи, полового развития по критериям Таннера. 3. Физиометрические - жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила, артериальное давление, пульс. Способы оценки физического развития. 1. Оценка по способу сигмальных отклонений. Имеются стандартные таблицы физического развития детей и подростков по возрасту и полу в разных регионах, разработанные на основе статистических исследований больших контингентов детей, где указывается средние показатели (М) роста, массы тела и окружности груди с приведением сигмы - среднеквадратического отклонения (в статистике сигма характеризует вариабельность изучаемого показателя). Методика. 1 Этап. Определение показателей физического развития у конкретного ребенка. 2 этап. Из полученных фактических данных вычитают значение средних величин (М) по каждому показателю из таблицы стандартов физического развития. 3 этап. Полученную разность делят на приведенную в таблице сигму для данного показателя. Оценка полученных результатов. Если частное от деления, полученное на 3 этапе, от +1 до -1 - развитие среднее; +1- +2 - выше среднего; -1-2 - ниже среднего; более +2 или менее -2 - высокое или низкое развитие. Недостаток этого метода - каждый показатель оценивается раздельно, без взаимосвязи, нельзя оценить гармоничность развития. Для устранения этого недостатка предложено развитие метода сигмальных отклонений - построение профиля (графика) физического развития: графически изображают данные полученные по каждому показателю, при этом если все частные сигмы по 3 антропометрическим показателям (рост, масса тела, окружность груди) находятся в пределах +-1 сигмы - развитие пропорциональное (гармоничное), до 2 сигм - дисгармоничное, более 2 сигм - резко дисгармоничное. 2. Оценка по шкалам регрессии (регрессионным сигмам), показывающим на основе статистических исследований, какие масса тела и окружность груди должны соответствовать данному росту.
Методика. От полученных фактических показателей массы тела и окружности груди данного ребенка вычитаем средние показатели, соответствующие данному росту (из оценочных таблиц) и разницу делим на частные (регрессионные) сигмы, показывающие, в каких пределах возможны изменения массы и окружности груди по отношению к росту при гармоничном развитии. Варианты оценки: развитие гармоничное, если все частные от деления находятся в пределах от +1 до -1 сигмы; дисгармоничное - от +2 до -2 сигм и резко дисгармоничное - более +2 или менее -2 сигм.
3. Оценка по центильным рядам (центилям). Этот способ наиболее распостранен в педиатрии. Для исследования необходимо не менее 100 детей, располагаемых по возрастанию каждого показателя (рост, масса, окружность груди), при этом первый ребенок - 1 центиль, последний - 100 центиль. Развитие считается средним между 16 и 84 центилем (плюс-минус 2 сигмы для 100 наблюдений). В педиатрии в качества диапазона среднего (нормального) развития используют диапазон от 25 до 75 центиля. Недостатки: не оценивается взаимосвязь показателей и гармоничность развития, для исследований необходимо большое количество детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|