Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гигиенические требования к структуре урока.




Гигиенические требования к структуре урока.

Исследования работоспособности школьников, особенно в младших классах, показали: фаза врабатываемости продолжается первые 5 мин, фаза рабочего возбуждения 5-25 мин, затем - фаза начинающегося утомления. Отсюда рекомендации по построению урока: вводная часть (опрос) - 10 мин, основная часть (объяснение нового материала) - до 25 мин, затем - закрепление. Использование физкультпауз, игровых элементов и др.

Рациональное использование перемен.

Перемена после каждого урока - 10 мин, после 2 урока - большая перемена 30 мин или две по 20 мин - после 2 и 3 уроков. Запрещается их использование для других мероприятий. Максимальное пребывание на открытом воздухе.

    Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков.

Основные принципы составления гигиенических требований:

- соответствие суточным биоритмам ребенка;

- максимальное сохранение динамического стереотипа, при необходимости - его постепенное изменение (новый режим должен вводиться постепенно);

- рациональное распределение основных компонентов режима дня (сон, учеба, игры, пребывание на воздухе, питание, личная гигиена) в течение суток и их чередование;

- соответствие пределам работоспособности и психо-физиологическим возможностям ребенка.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СУТОЧНОГО РЕЖИМА

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1. Сон. В период новорожденности – сон беспорядочный - 16, 5 часов. Дневной сон: 1, 5 – 2 года - 2, 5 – 3 часа, с 3 до 6 – 7 лет 2 – 1, 5 часа. Ночной сон: с 1 года до 7 лет - 10 часов 40 минут – 10 часов 15 минут. С 8 лет сон только ночной : в 8 – 10 лет – 10 часов, 11 – 14 лет – 9, 5 – 9 часов, 15 – 17 лет – 9 – 8 часов.

2. Пребывание на свежем воздухе. До 1, 5 лет пребывание на открытом воздухе – это дневной сон. К 2 – 3 годам - менее 4, 5 – 5 часов в сутки ( 2 прогулки - в ДДУ и дома перед сном), в 4 – 6 лет – 4, 5 – 3, 5 часа, в 7 – 10 лет - 3, 5 часа, в 11 – 14 лет - 3 часа, в 15 – 17 лет -2, 5 часа

3. Учебная деятельность. В 1, 5 – 2 года - 10 – 11 занятий в неделю по 8 – 10 мин., в 3 – 4 года –10 занятий по 10 – 15 минут, в 4 – 5 лет – 10 занятий по 20 минут, в 5 – 6 лет – 15 занятий по 20 – 25 минут, в 6 – 7 лет – 19 занятий по 25 - 30 минут. В школе: 1 класс – 20 занятий по 35 минут, 2 класс - 22   занятия по 45 минут, 3-4 класс - 24 занятия по 45 минут, 5 – 8 класс – 30 занятий, 9 – 11 класс - 31 занятие в неделю.

4. Игровая деятельность или отдых по собственному выбору. Дошкольники 4, 0 - 5 часов, школьники – 1, 5 – 4, 0 часа.

5. Приемы пищи и личная гигиена. 2, 5 – 4 часа в сутки (утренний, вечерний туалет, зарядка, водные процедуры, переодевание, переходы, приемы пищи).

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к двигательной активности детей.

Двигательная активность - необходимое условие нормального развития организма ребенка. Она измеряется в локомоциях.

Количество локомоций (шагов) в сутки: H = 1, 3 ´ n, где H - Необходимое число шагов в сутки (в тысячах шагов ), n - возраст в годах.

При нарушении физиологически обусловленной потребности организма ребенка в движениях возможно 2 состояния:

а) гиподинамия - астено-вегетативный синдром, синдром детренированности, избыточный вес. Причины: неправильный режим дня, заболевания, климатические условия, социальные факторы;

б) гиперкинезия – патологическое состояние, возникающее при длительных значительных физических перегрузках, не соответствующих функциональным возможностям ребенка и подростка. Сердечно-сосудистая система детей отстает по темпам развития от мышечной массы, при физических перегрузках могут возникать функциональные нарушения ССС, а затем – и органические - миокардиодистрофия, стойкая гипертензия. Причины: чрезмерное форсирование занятий спортом, стремление полных детей похудеть.

Гигиенические требования к физическому воспитанию детей:

Основные принципы проведения физического воспитания:

- индивидуальность;

- адекватность состоянию здоровья и возможностям организма;

- систематичность;

- постепенное повышение нагрузок при медицинском контроле;

- благоприятный психо-эмоциональный фон и условия среды.

Оценка адекватности физической нагрузки:

- по внешним признакам: покраснение лица, частота дыхания, степень потоотделения и др.;

- с помощью методов изучения физической работоспособности: по времени развития физического утомления;

- по частоте пульса: пульс измеряют до урока и каждые 5 мин во время урока физкультуры. Критерии: прирост пульса при однократном измерении допускается до 90% от исходного уровня, в среднем за урок - до 50%.

Требования к продолжительности двигательной активности в режиме дня.

Двигательный компонент режима дня должен быть до 50% времени бодрствования, при этом 70% его - регулярные формы физвоспитания, 30% - самостоятельная двигательная активность.

 

Гигиенические требования к закаливанию детей.

Цели закаливания:

а) развитие и соврешенствование терморегуляции (в основном за счет трени ровки тонуса периферических сосудов). Особенности тероморегуляции у детей: повышенная теплопродукция из-за высокого основного обмена; высокая теплоотдача - относительно большая поверхность тела, лабильность сосудов;

б) адаптация к изменению климатических условий;

в) снижение чувствительности к простудным заболеваниям.

Принципы проведения закаливания - см. принципы физ. воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...