Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периферическая нервная система




СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Курс лекций

для студентов, обучающихся по специальности

34.02.01 − Сестринское дело

 

 

Красноярск

 

УДК

ББК

С

 

Сестринский уход при неврологических заболеваниях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 – Сестринское дело / сост. А.А. Соловьёва, Г.В. Селютина, Б.В. Кудрявцева; Фармацевтический колледж. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2015. – 59 с.

 

Составители: Соловьёва А.А.

Селютина Г.В.

Кудрявцева Б.В.

 

Курс лекций по дисциплине «Сестринский уход при неврологических заболеваниях» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело; адаптировано к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 34.02.01 -Сестринское дело.

 

Рецензенты: ассистент кафедры нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, к.м.н., Бархатов М.В.

 

заведующий кафедрой сестринского дела и клинического

ухода КрасГМУ им. проф.В.Ф. Войно-Ясенецкого,

к.м.н., доцент Турчина Ж.Е.

 

Рекомендовано к изданию по решению методического совета (Протокол № от " " 2015 г.)

 

КрасГМУ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 4

Лекция № 1 5

Раздел 1. Общие вопросы невропатологии.

Тема 1.1. Общая симптоматология и синдромология нервных болезней

Лекция № 215

Тема 1.2.Основные принципы диагностики и лечения неврологических больных

Лекция № 323

Тема 1.3. Основные принципы ухода за неврологическими больными с двигательными нарушениями

Лекция № 429

Раздел 2. Патология нервной системы.

Тема 2.1. Заболевания периферической нервной системы

Лекция № 534

Тема 2.2. Сосудистые заболевания нервной системы

Лекция № 641

Тема 2.3. Инфекционные заболевания нервной системы

Заключение49

Литература 53

Глоссарий неврологических терминов54

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Знание основ неврологии необходимо каждому медицинскому работнику независимо от его специализации, потому что нервная система – главная организующая и связующая структура всего организма.

В представленном курсе лекций изложены основные сведения об анатомии и физиологии нервной системы, симптомах и синдромах неврологических расстройств, клинической картине заболеваний и роли медицинской сестры в их диагностике, лечении, профилактике. Рассмотрены вопросы сестринского дела при организации ухода и неотложных неврологических состояниях.

Осуществляя уход за пациентами с неврологической патологией, медицинская сестра должна уметь: общаться с пациентом и его родственниками, организовывать сестринский процесс, оценивать качество сестринского ухода, обучать пациента и его родственников методам ухода и самоухода. Для этого медицинской сестре необходимо знать: приоритетные и потенциальные проблемы в неврологии; особенности составления плана сестринского ухода; основные клинические проявления неврологических заболеваний; принципы организации ухода при синдромах нарушенного сознания, нарушения движений, нарушений чувствительности, речевых нарушений; основные обследования и правила подготовки больного к обследованию; принципы первичной и вторичной профилактики неврологической патологии; первичные реабилитационные мероприятия. Данный курс лекций создан с целью совершенствования самоподготовки студентов медицинского колледжа и пополнения профессиональных знаний преподавателей колледжа в области неврологии.

Содержание курса лекций соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Лекция № 1

Тема 1.1. Общая симптоматология и синдромология нервных болезней

План лекции:

1.Организация неврологической помощи в России. Вклад отечественных ученых в развитие отечественной невропатологии. Цели и задачи невропатологии.

2.Анатомия и физиология нервной системы.

3.Общая симптоматология, синдромология и патофизиология нервных болезней: сенсорная система; двигательная система; вегетативная система; нарушение высших мозговых функций; симптомы поражения мозговых оболочек.

 

Неврология – наука, изучающая вопросы этиологии и патогенеза болезней спинного и головного мозга, периферических нервов, их клинические проявления: нарушения движений, чувствительности, координации, высших корковых функций и разрабатывающая методы диагностики, лечения и ухода при заболеваниях нервной системы. Основоположником клинической неврологии считается Жан Шарко (1825-1893). В России основателем неврологии является Алексей Яковлевич Кожевников (1836-1902).

Анатомия и физиология нервной системы

Нервная система делится на центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). ЦНС включает головной и спинной мозг. ПНС образуют черепные и спинно-мозговые нервы.

Головной мозг

Головной мозг подразделяется на конечный мозг, состоящий из правого и левого полушарий и срединных структур, ствол мозга и мозжечок, также имеющий два полушария. В каждом полушарии выделяют доли. Лобная доля – центр движений, а также часть мозга, ответственная за принятие решений, в левом полушарии здесь располагаются центры речи и письма. Височная доля осуществляет анализ слуховых, вкусовых, обонятельных раздражителей, затылочная – зрительных образов, теменная – болевых, тактильных температурных ощущений и сложных видов чувствительности. В глубине полушарий в белом веществе, находятся подкорковые ядра экстрапирамидной системы. Они участвуют в организации движений, регулируют тонус мышц, обеспечивают плавность произвольных движений.

Промежуточный мозг: таламус (зрительный бугор), занимающийся предварительной обработкой информации от органов чувств и направляющий ее к коре головного мозга; гипоталамус, ответственный за регуляцию обмена веществ, выработку гормонов, жизненные функции (дыхание, сердечная деятельность, артериальное давление, температура тела).

В стволе мозга расположены сосудодвигательный и дыхательные центры, при поражении которых прекращаются дыхание и сердечная деятельность. В структуре ствола мозга выделяют несколько отделов: ножки мозга, мост, продолговатый мозг. В стволе мозга нейроны располагаются группами, объединенными общей функцией (ядра). В ножках мозга находятся ядра III и IV пар черепных нервов, в области моста – V, VI, VII и VIII пар, в продолговатом мозгу – IX, X, XI и XII пар. На всем протяжении ствола мозга пролегает ретикулярная формация – сетчатая структура, которая влияет на кору головного мозга, повышая или понижая ее активность.

Мозжечок – центр координации движений.

Спинной мозг

Спинной мозг – продолжение ствола мозга, находится в позвоночном канале. Представляет собой тяж длинной около 40 – 45 см и состоит из серого и белого вещества. Серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе оно имеет форму «бабочки». В нем выделяют передние рога, где расположены двигательные нейроны, задние рога (чувствительные клетки) и боковые рога, нейроны в которых выполняют трофическую функцию. Спинной мозг имеет сегментарное строение. Выделяют 8 шейных (С1–С8), 12 грудных (Т1–Т2), 5 поясничных (L1–L5), 5 крестцовых (L1–L5) и 1–2 копчиковых сегмента (Сос1–Сос2 ).

Периферическая нервная система

Это нейроны, выполняющие двигательную, чувствительную и вегетативную (трофическую) функций. Нервные волокна объединены в нервы. Двигательная часть нервов образуется длинными отростками (аксонами) нейронов, расположенных в ядрах ствола мозга и передних рогах серого вещества спинного мозга. Эти волокна направляются к мышцам туловища и конечностей и управляют движениями произвольной мускулатуры. Чувствительные волокна берут начало на периферии и передают информацию органов чувств (глаз, ухо, нос, язык), кожи, мышц, суставов и сухожилий. Вегетативные волокна берут начало от некоторых специализированных ядер ствола мозга и боковых рогов серого вещества спинного мозга. Эти волокна управляют тонусом сосудов, потоотделением, деятельностью желез и внутренних органов.

Черепные нервы

Выделяют двенадцать пар (п.) черепных нервов.

Чувствительные (I, П, VIII), часть – двигательные (III, IV, VI, XI, XII), остальные имеют в своем составе двигательные, чувствительные и вегетативные волокна.

I п. – обонятельный нерв.

II п. – зрительный нерв, передает информацию от сетчатки глаза в затылочные доли мозга. Информация от правых половин сетчатки (левых половин полей зрения) поступает в правую затылочную долю, от левых – в левую.

III п. – глазодвигательный нерв, иннервирует мышцу, поднимающую верхнее веко, верхнюю, нижнюю и внутреннюю прямые мышцы глаза. Обеспечивает движения глазного яблока по вертикали и внутрь.

IV п. – блоковый нерв, иннервирует верхнюю косую мышцу, двигающую глазное яблоко вниз и кнаружи.

V п. – тройничный нерв, передает информацию от чувствительных рецепторов кожи лица, лобной части волосистой поверхности головы, конъюнктивы глаза, слизистой носоглотки и ротовой полости, а также обеспечивает двигательную иннервацию жевательных мышц.

VI п. – отводящий нерв, иннервирует наружную прямую мышцу глаза, отводит глазное яблоко кнаружи.

VIIп. – лицевой нерв, иннервирует мимические мышцы лица, а также обусловливает слезоотделение и слюноотделение, передает вкусовые ощущения от передних 2/3 языка.

VIIIп. – слуховой нерв. Передает информацию от слуховых рецепторов улитки внутреннего уха в височную долю большого мозга и информацию от лабиринта к вестибулярным ядрам ствола мозга о положении тела в пространстве.

IX п. – языкоглоточный нерв, иннервирует мышцы глотки и передает вкусовую информацию от задней '/3 языка.

X п. – блуждающий нерв. Обеспечивает двигательную иннервацию мускулатуры гортани, всего желудочно-кишечного тракта, начиная от глотки, замедляет частоту сердечных сокращений, иннервирует кожу наружного слухового прохода и козелка, слизистых гортани, трахеобронхиального дерева, желудочно-кишечного тракта.

XI п. – добавочный нерв. Иннервирует грудино-ключично-сосцовую мышцу, поворачивающую голову в противоположную сторону, частично – трапециевидную (поднимающую плечо) и дельтовидную (поднимающую выпрямленную руку через сторону вверх).

XIIп. – подъязычный нерв, иннервирует мышцы своей половины языка.

Спинно - мозговые нервы

Все спинно-мозговые нервы смешанные, т.е. содержат двигательные, чувствительные и вегетативные волокна.

Шейное сплетение (корешки С1–С4) образует нервы, обеспечивающие чувствительную иннервацию кожи затылка и шеи, двигательную иннервацию мышц шеи. Наиболее важный нерв сплетения – диафрагмальный (С4), при его раздражении возникает икота, при поражении нарушается диафрагмальное дыхание.

Плечевое сплетение (корешки С5–Т1): короткие ветви иннервируют кожу плеча и надплечья, мышцы плечевого пояса, длинные образуют нервы руки: лучевой, срединный, локтевой. Лучевой нерв иннервирует мышцы, выпрямляющие руку в локтевом, лучезапястном, пястнофаланговых и межфапанговых суставах (вытягивает руку в «луч»). Срединный нерв обеспечивает противопоставление большого пальца и мизинца, именно эта функция позволяет захватывать и удерживать в руке предметы и инструменты, что отличает кисть человека от лапы обезьяны. Локтевой нерв иннервирует межкостные мышцы кисти, обеспечивает разведение и сведение пальцев.

Пояснично-крестцовое сплетение образуется корешками Т12–S3. Сплетение делится на поясничное (Т12–L4) и крестцовое (L5–S3). Ветви поясничного сплетения иннервируют кожу и мышцы поясничной области спины и брюшной стенки. Основной нерв сплетения – бедренный, обеспечивает сгибание ноги в тазобедренном и разгибание в коленном суставах. Его волокна образуют дугу коленного рефлекса. Основной нерв крестцового сплетения – седалищный, его ветви иннервируют мышцы и кожу голени и стопы, образуют дугу ахиллова рефлекса. Короткие ветви крестцового сплетения иннервируют ягодичные мышцы, выпрямляющие туловище и обеспечивающие человеку способность к прямохождению.

Ветви копчикового сплетения (корешки S4–Сое2) иннервируют кожу и мышцы промежности, половые органы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...