Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности санэпидрежима при менингококковом, туберкулезном, сифилитическом менингитах.




Весьма важна профилактика нейроинфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Чрезвычайно актуальны мероприятия по выявлению и обезвреживанию источников распространения ме-нингококков. В очагах, где уже диагностировались случаи заболе-вания: тщательно проветривать помещение, необходима ежедневная влажная уборка с использованием дезинфицирующих растворов, требуется облучение бактерицидными лампами. Нельзя допускать большого скопления людей, особенно детей, в закрытых помещениях. Соблюдение общегигиенических правил в периоды сезонного подъема заболеваемости обязательно.

О каждом случае заболевания следует подать экстренное сообще-ниe в региональное отделение СЭС.

При подозрении на генерализованную менингококковую ин-фекцию больной немедленно госпитализируется в специализиро-ванные боксы инфекционных больниц. Помещение в один бокс больных с разными формами инфекции не допускается.

Выздоровевшим пациентам разрешается посещать детские уч-реждения, школы, вливаться в армейские коллективы после отри-цательного результата бактериологического исследования слизи из носоглотки, проведенного через 5 дней после выписки из стацио-нара.

В детских коллективах устанавливается карантин сроком на 10 дней с момента регистрации последнего случая заболевания, на этот срок исключается прием новых и временно отсутствующих членов коллектива. Всем лицам, общавшимся с больным про-водится ежедневный осмотр зева и кожных покровов, а также измерение температуры 2 раза в сутки на протяжении 10 дней. Выявленных носителей с профилактической целью лечат антиби-отиками. Иногда в период роста заболеваемости менингококковым менингитом может использоваться вакцина.

Особенности санэпидрежима при туберкулезном менингите определяются постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. N 60 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА».

Противоэпидемические мероприятия при сифилисе включают:

Обязательный учет больных и назначение лечения в течение первых суток с момента установления диагноза; обследование всех лиц, находившихся в половом и бытовом контакте с больным; контрольное наблюдение за пациентами после окончания лечения; при снятии с учета больные всеми формами сифилиса подлежат рентгенологическому и полному клиническому обследованию с постановкой серологического контроля; взрослые и дети после полового или бытового контакта с больными сифилисом подлежат превентивному лечению и последующему однократному клинико-серологическому обследованию через 3 месяца после лечения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислите возбудителей различных инфекционных болезней нервной системы и пути передачи инфекционных заболеваний нервной системы.

2.Охарактеризуйте основные клинические проявления первичных менингитов, энцефалитов, миелитов, полирадикулоневритов, рассеянный склероз, арахноидит.

3.Перечислите особенности сестринского вмешательства при первичных и вторичных менингоэнцефалитах.

4.Охарактеризуйте особенности санэпидрежима при менингококковом, туберкулезном, сифилитическом менингитах.

5.Назовите особенности ухода за больным с инфекционными заболеваниями нервной системы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нервные болезни были известны еще в древней Руси, о чем свидетельствуют данные палеопатологии (обнаружение костных останков с изменениями, характерными для спондилогенной патологии нервной системы) и тексты летописей и рукописных лечебников, которые описывают «падучую» болезнь – эпилепсию, «паралишную» болезнь – инсульт, «оморок», «полголовы болит», «сну нет» и многие другие состояния. В то время не существовало единой системы оказания неврологической помощи: лечение средствами растительного происхождения, массажем, тепловыми процедурами (баня, сухое обертывание) проводилось в рамках самобытной народной, церковно-монастырской и светской медицины.

В 1869 г. было открыто первое в России неврологическое отделение на базе Ново-Екатерининской больницы (ныне Московская клиническая больница № 24). Инициатором создания этого отделения и первым его руководителем был Алексей Яковлевич Кожевников (1836–1902) – создатель первого в России учебника по нервным и душевным болезням для студентов, а также выпускаемого и в наше время «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова». По инициативе А.Я. Кожевникова было организовано первое в России общество невропатологов и психиатров при Московском университете. С 1884 г. нервные и душевные болезни были включены в учебный план медицинских факультетов российских университетов и тогда же стали открываться соответствующие кафедры и клиники.

Если в Москве невропатология формировалась на базе терапевтической службы, то в Санкт-Петербурге неврологическая наука стала развиваться на базе созданной в 1857 г. кафедры душевных болезней Медико-хирургической (с 1881 г. – Военно-медицинской) академии. С 1893 г. кафедрой нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии руководил Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927). В 1897 г. при этой кафедре была открыта созданная при самом активном участии В. М. Бехтерева неврологическая клиника, а в ней – первый в России нейрохирургический блок. В 1907 г. В.М. Бехтеревым был основан Психоневрологический институт. В 1921 г. В.М. Бехтерев создал и возглавил Институт по изучению мозга и психической деятельности. Таким образом, отечественные неврологи были не только врачами, учеными, но и организаторами неврологической помощи: открывали новые клиники, медицинские научные и учебные заведения, расширяли возможности оказания помощи больным в существующих лечебных учреждениях, вели борьбу с социальными заболеваниями (алкоголизм, нейросифилис, неврозы и пр.).

В их числе – Владимир Карлович Рот (1848–1916), который был не только талантливым ученым, но и прогрессивным общественным деятелем. Много внимания он уделял профилактике нервных заболеваний в беднейших слоях населения царской России, указывал на необходимость специальных санаториев для нервнобольных и выступал за организацию Всероссийского общества борьбы с заболеваниями нервной системы. В.К. Рот подчеркивал необходимость предупреждения нервных заболеваний у детей путем совершенствования воспитания, в чем полностью его поддерживал один из основоположников детской психоневрологии в нашей стране Г.И. Россолимо.

Григорий Иванович Россолимо (1860—1928) был талантливым клиницистом с незаурядными способностями врача-педагога. Он заложил основы советской дефектологии, в 1911 г. совместно с группой своих учеников организовал Институт детской психологии и неврологии, где впервые в нашей стране проводились клинико-педагогические конференции. После 1917 г. в нашей стране была реализована широкая программа развития помощи аномальным детям. В 1918 г. в Петрограде открылся первый дефектологический факультет, преобразованный в 1929 г. в Институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка. В последующие годы развитие отечественной невропатологии характеризовалось углубленным изучением инфекционных поражений нервной системы. Были детально исследованы особенности клинического течения, механизмы развития, методы лечения и профилактики таких инфекционных болезней нервной системы, как туберкулезный менингит, полиомиелит, вирусные энцефалиты, которые чаще встречаются у детей и нередко приводят к тяжелым осложнениям (потеря двигательной активности, нарушения слуха, зрения, речи и др.). Важное место в структуре патологии, приводящей к инвалидизации населения, занимают генетически обусловленные нарушения, болезни, вызванные нарушениями хромосом и другие. Основоположником изучения наследственных болезней был С.Н. Давиденков. Изучение наследственных форм патологии нервной системы проводилось с использованием биологических и генетических методов исследования. Такой подход дал возможность значительно повысить уровень диагностики этих заболеваний. Внедряемые в практику здравоохранения массовые программные исследования новорожденных основываются на достижениях клинической биохимии, медицинской генетики, неврологии раннего детского возраста (перинатальной неврологии). Это открывает большие возможности ранней диагностики нарушений нервной системы в “доклинической стадии” болезни, что является надежной гарантией предотвращения инвалидизации детей.

До 1917 года специализированная помощь неврологическим больным оказывалась в основном при кафедрах нервных болезней. Имелся ряд нервных отделений при больших военных госпиталях и очень небольшое число нервных отделений при крупнейших больницах нескольких городов (Москва, Петербург, Самара и др.). Общее число невропатологов в России исчислялось в лучшем случае немногими сотнями. До 1923 г. не работало ни одного районного невропатолога, неврологических коек было не более тысячи. К 1940 году число невропатологов и неврологических коек возросло в 10 раз, что позволило улучшить доступность и качество медицинской неврологической помощи. В период между Великой Октябрьской социалистической революцией и Великой отечественной войной ведущими направлениями в совершенствовании организации неврологической помощи являлись профилактика (психогигиена и неврогигиена), решение проблем лечения эпилепсии, последствий общих нейроинфекций (тиф, энцефалит), создание системы помощи при профессиональной патологии нервной системы, а также развитие нейротерапии и нейрохирургии.

С наступлением военных столкновений, завершившихся Великой отечественной войной и победой над фашизмом, на первый план выступили вопросы травматологии нервной системы. Руководящее место Наркомздрава в организации неврологической помощи заняли пленумы Госпитального совета, на которых проблемам неврологии и нейрохирургии было отведено важное место. Неврологическая служба функционировала в общей системе этапности оказания медицинской помощи в военное время. После 1945 года актуальной становится помощь нейроинвалидам Отечественной войны и переход к неврологии мирного времени.

В последующие годы (40-е – 70-е) увеличивается число неврологических коек и врачей-невропатологов, организуется широкая сеть психоневрологических диспансеров. Внимание специалистов обращается к исследованию и лечению социально значимой сосудистой патологии головного мозга, к заболеваниям периферической нервной системы

Приказом Министерства здравоохранения СССР 1977 года №25 «О мерах по улучшению неврологической помощи населению СССР и усилению научных исследований в области неврологии» утверждается необходимость совершенствования материально-технической базы в соответствии с достижениями науки, равномерного обеспечения неврологической помощью населения различных территорий. Положения указанного приказа определяют развитие диспансеризации неврологических больных и создание Всесоюзного научно-методического центра лечения больных с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями. В период с 1977 по 1983 годы образуются специализированные отделения для больных с нарушениями мозгового кровообращения, получает дальнейшее развитие амбулаторно-поликлиническая помощь, организуются специализированные неврологические бригады в составе станций скорой и неотложной медицинской помощи, много внимания уделяется восстановительному лечению больных неврологического профиля в поликлинических и стационарных условиях. В 1984 году Министерством здравоохранения СССР издается приказ №1080 «О мерах по дальнейшему совершенствованию неврологической помощи населению страны и усилению научных исследований в области неврологии». Во исполнение его создается Всесоюзные консультативные и организационно-методические центры по оказанию помощи взрослым и детям, больным миастенией и миастеническими синдромами, по вегетативной патологии, продолжается совершенствование помощи больным с нарушениями мозгового кровообращения.

В последующие годы после распада Советского союза неврологическая служба, как и вся российская медицина, переживала кризис. Выход из этого кризиса ознаменовался коренными преобразованиями в системе здравоохранения. В 2000-е годы происходит активное внедрение разработанных порядков и стандартов ведения больных. В неврологической практике существенные изменения в организационном плане претерпела помощь больным с таким инвалидизирующим заболеванием, как рассеянный склероз. Для них были созданы специальные кабинеты, налажено обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами. Также с учетом достижений современной неврологической науки (тромболизис, нейровизуализация) продолжается активное совершенствование помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения и их последствиями как важнейшими социально значимыми заболеваниями.

Развитие неврологической службы в России в XX веке отразило этапы неврологии как науки. Нейроморфологический период постепенно сменился нейрофизиологическим, затем наступила пора нейробиохимического периода, особенно перспективного для развития неврологии, поскольку в это время удалось уточнить патогенез многих заболеваний нервной системы и разработать новые способы лечения. Последние годы важное место в теоретической и практической неврологии занимают методы, позволяющие визуализировать мозг и окружающие ткани, дающие ценную информацию при многих органических поражениях нервной системы (в т.ч. МРТ, КТ).

В настоящее время в России существует неврологическая служба, объединяющая усилия более 10 тыс. специалистов. Ее возглавляют НИИ неврологии РАМН и ведущие кафедры неврологии, находящиеся в Москве, Санкт-Петербурге, в республиканских, краевых и областных центрах, при этом отечественные неврологи концентрируют свое внимание главным образом на распространенных заболеваниях нервной системы, имеющих наибольшую социальную значимость.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Бортникова, С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии: учеб. пособие / С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина; ред.

Б.В. Кабарухин. − 10-е изд., стер. − Ростов н/Д: Феникс, 2013. − 475 с.

 

Дополнительная

1.Спринц, А.М. Нервные болезни (с элементами физиотерапии, иглотерапии и массажа): учебник для средних медицинских учебных заведений / [А. М. Спринц и др.]; под ред. А. М. Спринца. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 431 с.: ил.

2.Словарь медицинских и общемедицинских терминов / А. А. Швырев, М. И. Муранова. - Изд. 4-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 189, [1] с. - (Медицина).

3.Организация специализированного сестринского ухода: учеб. пособие для мед. училищ и колледжей [Электронный ресурс ] / Н. Ю. Корягина и др.; ред. З. Е. Сопина. − М.: ГЭОТАР − Медиа, 2013. – 464 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

 

Электронные ресурсы

1.ЭБС КрасГМУColibris;

2.ЭБС Консультант студента;

3.ЭБС ibooks;

4.ЭНБ elibrary.

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...