Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чувствительные расстройства




Выделяют поверхностную чувствительность – болевую, темпе­ратурную, тактильную (чувство прикосновения) и глубокую – сус­тавно-мышечное чувство, вибрационную чувствительность и интероцепцию (ощущения от внутренних органов). Анестезия – полное отсутствие чувствительности. Различают то­тальную анестезию (отсутствие любой чувствительности) и отде­льные ее виды (температурная анестезия, тактильная и пр.). Гипестезия – снижение чувствительности. Аналгезия (гипалгезия) – отсутствие или снижение болевой чувствительности. Боль – неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с повреждением тканей организма или ощущением та­кого повреждения. Парестезия – ложное восприятие, чаще всего – ощущение пол­зания мурашек, покалывания, жжения. Дизесгезия – извращенное восприятие (например, вместо при­косновения человек чувствует боль). Гиперпатия – неадекватно усиленное ощущение боли. В зависимости от уровня поражения чувствительного анализатора выделяют следующие типы нарушений чувствительности: гемитип – при поражении чувствительных проводников в ство­ле, белом веществе полушарий мозга. Анестезия распространяется на половину лица, туловища и соответству­ющие верхнюю и нижнюю конечности, обнаруживается при инсульте; проводниковый тип – при поражении чувствительных трактов, проходящих вдоль спинного мозга, в стволе и белом ве­ществе полушарий головного мозга. Наблюдается при травмах и опухолях спинного мозга и поз­воночника; сегментарный тип – при поражении задних рогов спинного моз­га. что ведет к диссоции­рованному расстройству – выпадению болевой и температурной при сохранности тактильной и суставно-мышечной чувствительности. Наблюдается при сирингомиелии, расстройство чувствительности – по типу «куртки» или «полукуртки»; заднестолбовой тип – при поражении белого вещества задних столбов спинного мозга. Характеризуется выпадением суставно­мышечной и вибрационной чувствительности при сохранности бо­левой, температурной и тактильной. Наблюдается при сифилисе нервной системы, фуникулярном миелозе, опухолях спинного мозга; корешковый тип – выпадение болевой чувствительности в области иннервации спинно-мозгового корешка; невритический тип – бо­левой чувствительности в области иннервации нерва; полиневритический тип – выпадение всех видов чувствительности в конечных отделах иннервации нервов рук и ног по типу «перчаток», «носков», «гольфов» или «чулок».

Нарушения координации движения

Атаксия – нарушение координации движений.

Лобная атаксия развивается из-за расстройства связей лобной доли и мозжечка. Проявляется нарушением координации движений туловища и ног, больной не может ходить без поддержки (этот симптом называется «астазия-абазия»), в то время как в положении лежа его движения в конечностях не нарушены. Мозжечковая атаксия – синдром, возникающий при поражении мозжечка и его связей. Проявляется несистемным головокружением, атаксией, дисметрией, интенционным тремором. Больной ходит, широко расставляя ноги, раскачивается при ходьбе. Вестибулярная атаксия бывает при поражении лабиринта внутреннего уха, слухового нерва или вестибулярных ядер ствола мозга. Проявляется системным головокружением, тошнотой, рвотой, выраженной потливостью, нарушениями ритма сердца. Проявления атаксии резко усиливаются при повороте головы. Сенситивная (заднестолбовая) атаксия вызвана поражением задних столбов спинного мозга и нарушением глубокой чувствительности. Под контролем зрения больные достаточно активно передвигаются, но при закрывании глаз или в темноте ходить не могут, падают. При ходьбе высоко поднимают ноги и с силой опускают вниз («штампующая» походка), чтобы лучше ощущать пол стопами. Дисметрия – неспособность придать конечности правильное положение в пространстве. Интенционный тремор – дрожание при попытке закончить произвольное движение. Системное головокружение – иллюзорное ощущение, будто вращаешься в сторону или проваливаются вниз окружающие предметы, пол под ногами; обычно сопровождается расстройством равновесия. Несистемное головокружение – ощущение неустойчивости и нарушения равновесия, сопровождающееся неловкими движениями вследствие атаксии.

Поражения черепных нервов

I п., обонятельный нерв. Двустороннее снижение обоняния (гипосмия) или его отсутствие (аносмия) чаще всего наблюдаются при заболеваниях ЛОР-органов. Одностороннее нарушение обоняния может указывать на патологию обонятельного нерва.

II п., зрительный нерв. Слепота на один глаз – следствие поражения сетчатки глаза или зрительного нерва до области его пе­рекреста (хиазмы). Частичное повреждение нерва вызывает появ­ление «слепого пятна» – скотомы. При поражении зрительного тракта (после перекреста) возникает гомонимная (односторонняя) гемианопсия, т.е. нарушение функции правого зрительного тракта приводит к слепоте в левых полях зрения обоих глаз, левого – в правых.

III, IV, VI п.п. черепных нервов обеспечивают движения глазных яблок. При их поражении возникают птоз (опущение вер­хнего века), диплопия (двоение в глазах), косоглазие (сходящееся или расходящееся), мидриаз (расширение зрачка).

V п., тройничный нерв. Часто наблюдается невралгия отдельных ветвей этого нерва, проявляющаяся в повторяющихся, чрезвычайно сильных кратковременных приступах боли в лице. Жевание, чистка зубов, бритье и просто прикосновение к лицу нередко провоциру­ют боль.

VII п., лицевой нерв. Его поражение приводит к параличу мимичес­ких мышц лица. Больной не способен закрыть глаз, нахмурить веки, надуть щеки. При улыбке, оскаливании выявляется резкая асиммет­рия лица – перетягивание рта на здоровую сторону. Реже регистрируются другие симптомы: сухость глаза, гиперакузия (жужжание в ухе), нарушение вкуса на передних 2/3 языка.

VIII п., слуховой нерв. При страдании слуховой порции нерва обнаруживается снижение слуха на одной стороне. При повреждении ядер ствола мозга, проводников или коркового центра в височ­ной доле слух не меняется, так как имеется двустороннее предста­вительство. Поражение вестибулярной порции вызывает симптомы вестибулярной атаксии.

IX п., языкоглоточный нерв. При его повреждении возможно нарушение глотания (дисфагия) и невралгия – приступообразно возникающие кратковременные эпизоды боли, отмечающейся при глотании в области миндалины и распространяющейся на всю по­ловину лица и шеи.

X п., блуждающий нерв. Нарушение функции проявляется гнуса­востью голоса (парез мышц мягкого неба), дисфагией, дизартрией (нечеткостью речи), возможен парез органов брюшной полости. Раздражение нерва сопровождается снижением частоты сердечных сокращений вплоть до остановки сердца, тошнотой, рвотой, усиле­нием перистальтики кишечника.

XI п., добавочный нерв. При его одностороннем поражении име­ют место мышечная кривошея, поворот головы в сторону страда­ющей мышцы; при двустороннем – нарушается подъем плеч, по­вороты головы в стороны. Раздражение нерва вызывает повторные кивательные движения (салаамова судорога).

XII п., подъязычный нерв. Самая сильная мышца, которую он иннервирует, – выталкивающая язык из полости рта. При пато­логии наблюдаются атрофия языка, его отклонение при высовывании в сторону пострадавшего нерва.

Бывают также дизартрия и сложности при приеме пищи из-за снижения подвижности языка.

Вегетативные расстройства

Симпатикотония – преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической. Наблюдаются тахикардия, повышение показателей артериального давления, учащенное дыхание, мышечная дрожь, расширение зрачков (мидриаз), эмоциональные нарушения – тревога, страх, повышение уровня сахара в крови, похудание, торможение деятельности желудочно-кишечного тракта, усиление мочевыделения.

Парасимпатикотония – преобладание тонуса парасимпатической нервной системы над симпатической. Проявляется брадикардией, гипотонией, сужением зрачков (миоз), усилением перистальтики кишечника, гипергидрозом, склонностью к ожирению.

Тазовые нарушения

Корковое представительство тазовых органов располагается на внутренних поверхностях лобных долей полушарий головного моз­га. Поражение крестцовых центров мочеиспускания характеризует­ся истинным недержанием мочи – она постоянно выделяется каплями по мере пос­тупления в мочевой пузырь. Это состояние определяется термином «арефлекторный мочевой пузырь». Угрожающий симптом – задержка мочи при повреждениях поз­воночника и спинного мозга. Мочевой пузырь порой раздувается до гигантских размеров (вплоть до разрыва). Важная задача – отслеживание мочеиспусканий у больных с инсультом, спинальной травмой. Требуется своевременная катетеризация.

Нарушения дефекации при поражении как коркового предста­вительства, так и крестцовых сегментов спинного мозга обычно проявляются задержкой стула. Рекомендуется отслеживать наличие и регулярность стула у таких больных, своевременно ставить очис­тительные клизмы.

Менингеальный синдром

– это симптомы раздражения мозговых оболочек. Проявления данного синдрома – головная боль распирающе­го характера, тошнота, рвота, светобоязнь и контрактуры:

Ригидность мышц шеи – неспособность пациента при наклоне головы вперед приблизить подбородок к груди в результате напря­жения мышц задней группы шеи.

Симптом Кернига – невозможность разогнуть ногу, согнутую в тазобедренном и коленном суставах.

Симптом Брудзинского – при наклоне головы к груди у больного ноги сгибаются в коленных суставах.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение неврологии, перечислите ее цели и задачи. Назовите основоположника клинической неврологии и основателя неврологии в России.

2.Расскажите строение нервной системы: центральная нервная система, периферическая нервная система, вегетативная нервная система.

3.Назовите черепно-мозговые нервы.

4.Назовите кровоснабжение и оболочки головного и спинного мозга.

5.Перечислите расстройства высших корковых функций.

6.Перечислите двигательные нарушения.

7.Охарактеризуйте чувствительные расстройства.

8.Перечислите нарушения координации движения.

9. Расскажите поражения черепно-мозговых нервов.

10.Охарактеризуйте вегетативные расстройства, тазовые нарушения, менингеальный синдром.

Лекция № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...