Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение информационных технологий в транспортной логистике на современном этапе.




 

Активное использование информационных технологий (ИТ) стало неотъемлемой частью транспортной логистики. Формирование и организация работы цепей доставки товаров не может осуществляться без интенсивного и оперативного обмена информацией между участниками транспортного процесса.

В настоящее время очень сложно, практически невозможно, обеспечить требуемое потребителями качество обслуживания и эффективность транспортных операций без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений.

Все большую важность приобретает обеспечение непрерывности управляемых процессов в узловых точках, в которых осуществляется прохождение грузов и информации между сетями различных транспортных агентов. Это относится, например, к перевалочным пунктам (портам, железнодорожным станциям, аэровокзалам и т.д.), а также к организации бесперебойных смешанных перевозок. Логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высококонкурентном рынке транспортных услуг, благодаря развитию информационных систем и ИТ, которые обеспечили возможность автоматизации типовых операций в транспортных процессах.

Главным источником роста производительности и конкурентоспособности, а также одним из ресурсных элементов интегрированной логистики в современной экономике и транспортных системах являются ИТ. Главным принципом в развитии ИТ является переход к цифровым методам передачи, обработки и хранения информации. Эти методы являются технологическим направлением, обеспечивающим слияние информации и услуг. Безусловно, в их развитии большую роль играет динамика рынка и рыночная инфраструктура. Можно выделить пять стратегических информационных тенденций:

1) информационный продукт;

2) способность к взаимодействию;

3) ликвидация промежуточных звеньев;

4) глобализация;

5) слияние.

На рис. 15.1 схематически изображено взаимодействие указанных тенденций.

 

Рис. 15.1 - Стратегические информационные тенденции

 

Внедрение новейших ИТ создает удобное и доступное для пользователей информационное пространство, способствующее (см. схему) устранению промежуточных звеньев и взаимодействию на основе совместимости информационных стандартов.

Когда транспортный терминал обеспечивает прямой доступ к услугам и провозным мощностям, то автоматизация процессов уменьшает транспортно-логистическую цепочку до оптимального уровня. В ходе модернизации внутренних логистических операций устранение избыточных звеньев будет происходить как внутри, так и между участниками цепочки.

Таким образом, все участники транспортировки могут обмениваться информацией в электронном виде. При систематической электронной обработке информации взаимодействие достигается за счет использования высокопроизводительных компьютеров информационных систем, согласования конфигурации высокоскоростных каналов передачи данных и средств автоматизированного контроля и корректировки операций.

В этой ситуации стандарты, определяющие взаимодействие, приобретают особое значение, а также важным фактором успеха становится участие пользователей и поставщиков ИТ. Фирмы, которые не делают ставку на высокопроизводительные технологии, являются потенциальными банкротами.

Необходимо отметить, что развитие ИТ, изменения конкурентной ситуации на рынке и все более узкая специализация в сферах производства и услуг предполагают появление новых форм ведения бизнеса. Одной из подобных форм являются виртуальные предприятия (предприятия, состоящие из сообщества географически разделенных работников, которые взаимодействуют в процессе производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций).

В последнее время появилась новая форма интеграции — виртуальное транспортное предприятие. В его состав входят все участники транспортного процесса: перевозчики, экспедиторы, терминалы, подрядчики и т.д., причем каждый из них сохраняет свою юридическую и финансовую самостоятельность. Каждый участник выполняет определенные функции,то есть вкладывает свои ресурсы в выполнение общего обслуживания. Перечислим главные особенности деятельности виртуального транспортного предприятия:

- придание одному из предприятий, участвующих в интеграции, функций головного предприятия, которое выполняет роль организатора процесса доставки грузов и отвечает перед заказчиком-потребителем;

- сохранение экономической самостоятельности участников кооперации;

- интеграция носит виртуальный характер, т.е. формируется для выполнения конкретного заказа, а не для решения долговременных задач;

- четкая организация и управление материальными, информационными и финансовыми потоками между участниками кооперации.

Виртуальное транспортное предприятие можно рассматривать как набор модулей, собранных из множества стандартных модулей. Каждый модуль, выполняя свои функции, обеспечивает достижение общей цели логистической системы. Благодаря модульности, мягкой организационной структуре при достаточном количестве на рынке технологически совместимых модулей интегрированная система доставки обеспечивает высокое качество обслуживания, а именно:

- комплексность обслуживания;

- высокую гибкость для адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры;

- экономичность за счет сокращения расходов (транспортные операции выполняются специализированными модулями);

- эффективность из-за возможности автоматизации операций однотипного характера.

Очевидно, что с ростом степени интеграции расширяются потенциальные возможности системы, увеличивается степень многообразия и альтернативности. Это, в свою очередь, порождает проблемы, связанные с качеством функционирования системы, в частности, проблему формализации процесса формирования интегрированной системы доставки и оценки ее качества.

Таким образом, процесс внедрения информационных технологий и в том числе информационно-компьютерных технологий сегодня необходим и, более того, неизбежен. Это является результатом все возрастающего объема информации требующей обработки данных. Традиционные способы уже устарели, с их помощью не удается извлечь всю полезную информацию и использовать ее для управления предприятием. Одним из самых важных факторов в управлении становится скорость обработки данных и получение интересующих нас сведений. На эффективность управления предприятием, его финансовый успех, все существеннее оказывает влияние оборот информации. Более того, все чаще информацию называют "стратегическим сырьем".

Многоагентные системы

 

В классической теории искусственного интеллекта решение какой-либо задачи сводится к созданию некоторой одной интеллектуальной системы, называемой агентом, которая, имея в своем распоряжении все необходимые знания, способности и вычислительные ресурсы, способна решить некоторую глобальную проблему.

Многоагентные системы или мультиагентные системы – это направление искусственного интеллекта, которое для решения сложной задачи или проблемы использует системы, состоящие из множества взаимодействующих агентов.

В теории многоагентных систем (также часто встречается название «мультиагентные системы») за основу берется противоположный принцип. Считается, что один агент владеет всего лишь частичным представлением о глобальной проблеме, а значит, он может решить лишь некоторую часть общей задачи. В связи с этим для решения сложной задачи необходимо создать некоторое множество агентов и организовать между ними эффективное взаимодействие, что позволит построить единую многоагентную систему.

В многоагентных системах весь спектр задач по определенным правилам распределяется между всеми агентами, каждый из которых считается членом организации или группы. Распределение заданий означает присвоение каждому агенту некоторой роли, сложность которой определяется исходя из возможностей агента.

Для организации процесса распределения задачи в многоагентных системах создается либо система распределенного решения проблемы либо децентрализованный искусственный интеллект. В первом варианте процесс декомпозиции глобальной задачи и обратный процесс композиции найденных решений происходит под управлением некоторого единого «центра». При этом многоагентная система проектируется строго сверху вниз, исходя из ролей определенных для агентов и результатов разбиения глобальной задачи на подзадачи.

В случае использования децентрализованного искусственного интеллекта распределение заданий происходит в процессе взаимодействия агентов и носит больше спонтанный характер. Нередко это приводит к появлению в многоагентных системах резонансных, синергетических эффектов.

Технология многоагентных систем, хотя и насчитывает уже более чем десятилетнюю историю своего активного развития, находится в настоящее время еще в стадии становления. Ведутся активные исследования в области теоретических основ формализации основных понятий и компонент систем, в особенности в области формализации ментальных понятий. Основные достижения в этой части пока не очень ориентируются на аспекты практической реализации и пока далеки от практики. В частности, при формализации ментальных понятий полностью игнорируются все разработанные в искусственном интеллекте подходы для работы с плохо структурируемыми понятиями, не вполне определенными понятиями, методы, которые базируются на вероятность и нечеткость. Представляется, что это обширное, новое и чистое поле деятельности для соответствующих специалистов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...