Занятие 3. Ход занятия. Средняя группа. (от четырех до пяти лет). Примерное распределение программного материала на год
Занятие 3 Цель. Развивать умение детей соотносить предметы разных размеров (величины в целом); сравнивать количество предметов двух групп (много – мало, больше – меньше ), ориентироваться в пространственном положении предметов от себя (вверху – внизу, над – под ), употреблять слова, обозначающие пространственное положение предметов. Ход занятия Часть 1. Совместная работа. Рассмотрите с детьми две матрешки (или какие‑ либо другие игрушки) контрастных размеров. Установите путем сближения (приложения), какая из них большая, какая маленькая. Предложите детям «угостить» матрешек, «покормить» из тарелочек, «погулять» с ними, спрятать их от дождя в домики (при этом необходимо соотнести величину тарелочек и домиков с величиной матрешек). Самостоятельная работа. Попросите детей поставить своих матрешек (большую и маленькую) рядом, показать и назвать маленькую, затем большую матрешку, спрятать маленькую в большую, отметить, в какой матрешке спряталась маленькая и почему. Часть 2. Самостоятельная работа. Раздайте каждому ребенку карточку с изображенными на ней в два ряда (один под другим) предметами. Количество рисунков в верхнем ряду карточки больше (или меньше) на один, чем в нижнем. Предложите детям рассмотреть изображенное на карточке и сравнить количество, например, зайчиков и морковок (или цыплят и жуков). Попросите рассказать, кого (чего) больше (меньше), где расположены зайчики (морковки), что находится вверху («над»), что внизу («под»). При необходимости помогите детям. В конце занятия разыграйте с детьми сценку: «Зайки пляшут на полянке».
Средняя группа (от четырех до пяти лет)
К пятому году жизни в результате целенаправленного воспитания, обучения и обогащения детского опыта у ребенка накапливается определенный запас конкретных представлений о количестве, величине и форме предметов окружающего мира. Ребенок способен выслушать объяснение, выполнить более сложное поручение, решить более сложную умственную задачу. Создаются предпосылки для систематизации некоторых математических представлений. В средней группе дети могут заниматься в составе бо́ льших подгрупп и всей группой. Занятия по математике проводятся с начала сентября один раз в неделю (34–36 занятий в год). Длительность занятия не превышает 20 минут. В процессе обучения, как и в младших группах, широко используются дидактические игры. На занятиях и в повседневной жизни воспитатель помогает детям лучше осознать смысл количественных и пространственных отношений: больше – меньше, поровну; длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше; впереди – сзади, вверху – внизу, на, над – под, справа – слева, далеко – близко; вчера – сегодня – завтра; развивает представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, шаре, кубе, цилиндре; стремится ставить перед детьми познавательные задачи: «Сколько детей сидит за столом? Сколько им нужно чашек, тарелок, ложек, салфеток? » или «Чего больше (меньше)? », «Каких предметов больше (меньше)? », «Где больше (меньше)? », «Сколько предметов не хватает? », «Сделай, чтобы стало поровну» и т. д. Воспитатель предлагает ответить на вопросы проблемного характера, например: «Через какие ворота прошла (не прошла) машина? Почему? Чей домик (стол, стул) выше (ниже) и почему? Хватит ли куклам стульев, белочкам орехов, детям флажков? » и др. Организуя работу по развитию у детей представлений о размере предметов, воспитатель предлагает им анализировать и сравнивать их величину, побуждает внимательно рассматривать картинки, отвечать на вопросы, например: «Почему зайка благополучно перебрался на другой берег речки, а мишутка упал в воду? Кто из них шел по узкой (широкой) доске? » или: «Какие грибы нашли белочка и ежик в лесу? » (Ежик – большой (высокий, на толстой ножке), а белочка – маленький (низкий, на тонкой ножке) и т. п. )
В ходе выполнения игровых заданий воспитатель побуждает каждого ребенка подробно пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как он делал, что получилось в результате. В формировании математических представлений у детей средней группы большое значение имеют эмоциональный настрой и заинтересованность детей, поэтому на занятиях следует использовать красочные наглядные пособия и дидактические материалы, а в повседневной жизни – хорошо знакомые предметы, назначение которых понятно детям. На первых занятиях раздаточный материал дается каждому ребенку индивидуально, а позднее 2–4 детям – на общем подносе. Дети учатся совместно пользоваться пособиями, брать счетный материал с общего подноса, спокойно обмениваться им в процессе работы. Такое общение способствует развитию первых навыков сотрудничества, коммуникативной деятельности, умения делиться материалами, договариваться в ходе работы.
Таблица 2
Примерное распределение программного материала на год
1 Порядок изучения тем регламентируется методикой и воспитателем. 2 Для указанного количества занятий данное программное содержание является основным и может закрепляться во второй части других занятий по математике параллельно с главной темой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|