Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности художественной культуры 19 века. 2 глава




4. Культура эпохи эллинизма. Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356-323 до нэ) - сына Филиппа II, подчинившего Грецию. В результате похода была создана огромная держава, от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323-27 до нэ) - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи. Исчезает разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества Архимеда (ок. 287-212 до нэ). Он создал понятие бесконечно большого числа, открыл гидравлический закон, названный его именем, и т.д. В то же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий. Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до нэ) создал, элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 320-250 до нэ) достаточно точно определил длину земного меридиана и т.о. установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 до нэ) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца. Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил и Эрасистрат открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. Развитие научных знании требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. Развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - изысканность и виртуозность слога. Своеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии - идиллия. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310-250 до нэ) стали образцами для более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан - мимы. Историография превращается в беллетристику, стройность композиции, совершенство стиля. Философия обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм - стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее, типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм. Основателем первой был Эпикур, утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшая форма - атараксия (невозмутимость, душевный покой). Стоицизм, созданная Земном, идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшая норма поведения - апатия, бесстрастие. Для позднеэллинистической философии характерен религиозный уклон. Существует культ монарха, выросший на обожествления личности царя, характерного для многих древневосточных обществ. Греко-македонские монархии сделали этот культ общим. Царствующие монархи, их жены признавались богами, в их честь строились храмы, им воздавались почести, как богам. Другая характерная черта религии - культ судьбы, судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным является синкретизм - смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений. Возникает множество новых городов, строительство которых, осуществляется по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся здания городских советов, спортивные школы, гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т. д. В столицах возводятся дворцовые постройки. Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях. Появляются и такие сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах. Продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до нэ. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры - динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс - бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37м.

ВОПРОС 8. Художественная культура Др. Рима (республиканский период);

Ранняя Республика. В эпоху ранней Республики (конец VI-нач. III вв. до нэ) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до нэ, главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи: бритье бороды и короткая стрижка волос. Происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Вводится и медная монета по греческому образцу. К IVв. до нэ относится зарождение в Риме театра. В середине Vв. до нэ в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом. С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц - в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей. Складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 т. пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. В состав легиона входили конница и вспомогательные войска. Для размещения войск строились временные и постоянно укрепленные военные лагеря: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооруженными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград. Высшими наградами были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец - тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу - триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия.

Поздняя Республика. С 60х гг. III в. до нэ Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до нэ Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (напр. Суллы 138-78 до н. э.) или Цезаря (100-44 до нэ) к концу I в. до нэ сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой. В связи с необходимостью идеологического обоснования завоевательных войн в эпоху поздней Республики (начало III-конец Iвв. до нэ) начинает складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделенным: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит общему делу - республике. Римская культура представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого). Начиная с III в. до нэ особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Аресом, Юноны- с Герой, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Диуны - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до нэ, аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося. Еще одним характерным проявлением практичного мышления римлян была их любовь к прикладным наукам, особую роль играла юриспруденция - наука о праве. Уже с III в. до нэ можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до нэ появляются первые правоведческие исследования, а в I в. до нэ уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах. Развивалось красноречие (риторика), выдающимся представителем был Цицерон (106-43 до нэ). Во II-I вв. до нэ в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются обучением верховой езде, фехтованию. На завершающем этапе - образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливии Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Крупнейшим писателем конца был Плавт - знаменитый комедиограф. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Больших успехов достигла римская поэзия в Iв. до нэ. Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116-27 до нэ) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Истоки римской историографии восходят еще к календарям жрецов-понтификов. В республиканскую эпоху наибольший вклад в ее развитие внесли Саллюстий (86-35 до нэ): «Заговор Катилины», «Югуртинская война», а также великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне». Главными задачами римской историографии были политическая пропаганда, разъяснение и оправдание внешней и внутренней политики государства. Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Римские архитекторы широко применяли арки, своды, купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до нэ начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики (прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части), где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, где происходили соревнования колесниц; термы - сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua - вода и duco - веду). Завоевание Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными ценностями в Рим ввозились греческие статуи и картины. Так, были перевезены произведения Скопаса, Праксителя, Ли-сиппа, Апеллеса и других греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях. Свой вклад в развитие скульптуры римляне внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и правдивостью образов. Во II-I вв. до нэ были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.

ВОПРОС 9. Художественная культура Др. Рима (императорский период);

Ранняя империя. Эпоха ранней империи - принципата (конец I в. до нэ - II в. нэ) - время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Центром изучения философии в Римской империи оставались Афины. В I-II вв. нэ у римлян по-прежнему были распространены стоицизм и эпикурейство. Среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4г. до нэ - 65 нэ) и император Марк Аврелий (121-180 нэ). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников. Для религии характерно установление новых культов - почитание императоров, объявлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верящим в них бессмертие в загробном мире. Центрами научной деятельности Римской империи были: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона, Птолемея. Больших успехов добилась медицина: врач Гален (129-199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физическое описание целостного организма. Созданы школы для подготовки врачей. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до нэ гелиоцентрической системы, принимается предложенная Птолемеем геоцентрическая теория, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Во II-III вв. нэ расцвета достигает юриспруденция. Юристы активно участвуют в управлении государством, занимают высокие государственные должности, являются экспертами и советниками императоров. Наиболее известными юристами того времени были Гай, Юлиан, Папиниан, Ульпиан. Особого расцвета достигает литература в период правления 1го римского императора Августа (63 до нэ - 14 нэ). Стремясь укрепить свой авторитет, он привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Немного позже творил знаменитый римский поэт - Овидий (43 до нэ-18 нэ). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Римская литература 1-11 вв. нэ представлена целым созвездием имен: писатели Апулей (роман «Метаморфозы, или Золотой осел»); Плутарх («Сравнительные жизнеописания»); сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан. Расцвета достигает римская историография. Крупный историк Тацит (ок.55-ок.120) - автор «Анналы», «История», «Германия». Крупный недостаток историографии этого времени - ее явная ориентация на прославление империи. Развивается крупное строительство - создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I-II вв. нэ появляются 2 известных архитектурных памятника: Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79г. нэ. В конце II в. нэ в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство - частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, снижается техническое мастерство.

Поздняя империя. В период поздней империи (конец III-конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, и в 395г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византии). История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии - Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине IIв нэ, появились жизнеописания основоположника новой религии – Евангелия (раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий - апостолы или их ученики). В этот, первый период своего существования, христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине IIIв. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313г. император Константин (272-337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325г. Константин созвал в Никее первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще творили такие поэты, как Авзоний и Клавдиан, и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин, но они все же подражали старым образцам и чрезмерно увлекались внешней формой. В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб (подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев) наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453г. Западная Римская империя прекратила свое сущенствование в 476г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.

 

ВОПРОС 10

Культура этрусков 10 вопрос

Этрусская цивилизация — древнейшая. В I тыс. до нэ в Средней и Северной Италии этруски еще до римлян создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, — характерные черты этих городов. Большой вклад этруски внесли в развитие архитектуры, начав строить здания с купольным сводом из клиновидных балок. Им принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит - этрусского происхождения. Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигла керамика, особенно характерны зачерненные при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Изобразительному искусству присущи реализм, стремление передать наиболее существенные черты. Особенно это касается портрета, который достиг впоследствии такого совершенства. Во время раскопок было, найдено около 10 тыс. надписей, однако расшифровать удалось только несколько слов, язык этрусков до сих пор непонятен. В религии большое значение имело искусство гадания по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон богов соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов. Большое влияние на этрусскую культуру оказали греки, появившиеся в Италии в ходе Великой колонизации (VIII-VI вв. до нэ). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, божества все больше и больше.

 

 

ВОПРОС 11

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом. История античного театра охватывает почти целое тысячелетие. В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

 

Древнегреческий театр

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э. сохранился в Эпидавре на Пелопонессе.
Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу,. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Еврипид ввел третьего актера.

 

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона, который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра– место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

 

Скена(в переводе с древнегреческого «палатка») – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы — пароды, через которые до начала спектакля в театр входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры, прибывшие - по ходу действия — «из города», «из гавани», «из чужой страны».

 

Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы –deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля.

 

Римский театр

Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим честно находил там ответы на многие идеологические вопросы. Истоки римского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий – в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была ''переворачивание'' привычных общественных отношений. Господа на время праздника становились ''рабами'', а рабы ''господами''.

 

Римский мим представлял собой сценки из народного быта. Литературная драма появилась в римском театре в эпоху Республики. Самыми популярными авторами были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне взяли литературную драму у греков в готовом виде и перевели ее на латинский язык. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южно-италийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могли не пройти бесследно для римлян. Греки впервые оказались в Риме в качестве пленных, заложников дипломатических представителей педагогов.

 

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием Пунической первой войны на праздничных играх решили устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в рабство к римлянам. Эта постановка удалась, она была толчком к развитию римского театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий и три комедии. Цицерон говорил, что второй раз их читать просто невозможно. Однако Андроник явился родоначальником римской драматургии, первым создателем театрального репертуара.

Вопрос

Мифы, боги, герои, демоны Эллады и Рима. Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и - в меньшей степени - древнегреческому языку античные мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности»

Греческая мифология. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, с тем или иным божеством соединяются те или другие общие или мифологические представления. Известны разные сочетания, иерархии генеалогии античных божественных существ — «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов.

В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определенной общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь все более уясняется благодаря раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...