Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности художественной культуры 19 века. 6 глава




Латинской Америки, архитектурный стиль которой (в Мексике, Парагвае) иногда называют даже "ультрабарокко". Но барокко проявилось и в искусстве Германии, Польши, Фландрии, Чехии.

Яркой особенностью искусства XVII в. является целая плеяда великих мастеров, каждый из которых сам по себе целая эпоха и особый стиль: Караваджо, Монтеверди, Рубенс, Рембрандт, Корелли, Вивальди, Лопе де Вега, Веласкес, Никола Пуссен, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, Жан-Батист Люлли, Джон Мильтон, Генри Перселл. Этот ряд можно было бы и продолжить.

XVII в. окончательно сложились национальные художественные, литературные и композиторские школы Европы. Например, оформляются итальянская (а не римская, венецианская, флорентийская и т.д. как в эпоху Возрождения), испанская, французская, голландская художественные школы. Классицизм XVIII в. стремился к унификации и внециональным эстетическим установлениям. Многие художники, творившие в этом стиле родились в одной стране, а создавали свои произведения, путешествуя по всей Европе. Только романтический XIX в. вновь выдвигает на первый план национальную характерность в искусстве, происходит новое становление национального искусства на основе фольклорного, местного, вокального.

В то же время XVII в. — та эпоха в истории искусств, когда складываются жанры и формы нового европейского художественного творчества, причем, в основном, это формы светского искусства. Так, в живописи именно в это время утверждаются как самостоятельные жанры пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен городской жизни (так называемый бытовой жанр). Особенно широкое распространение получает парадный портрет — каждый европейский монарх стремится к тому, чтобы остаться запечатленным на полотне и во всем блеске своего величия (как, например, Людовик XIV на картине Гиацинта Риго), а также на охоте (как великий король Карл I на знаменитом портрете Антониса Ван Дейка, находящемся в Лувре). Разумеется, портреты писали и раньше в эпоху Возрождения, но, начиная с середины XVII в., жанр портрета приобретает ведущее значение, о живописце и судят в первую очередь по тому, каков он портретист, в качестве портретиста и приглашают на службу. И эта главенствующая роль портрета для карьеры художника сохранится, по крайней мере, до первой трети XIX в. Дело в том, что если главнейшим заказчиком художников в предшествующие времена была церковь или городские власти, то, начиная с XVII столетия главной формой службы художника становится придворная.

Вопрос 26

Барокко (итал. barocco - странный, причудливый) – жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении "смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, подвижной, живописной". Вместо стремления к бесстрастному равновесию горизонтальных линий и больших плоскостей, свойственных классическому Возрождению, новый стиль барокко означал стремление к подвижному, живописному, постоянно меняющемуся образу в зависимости от разных точек зрения. В изобразительных искусствах и архитектуре появляется излишняя пышность и декоративность, множество деталей. Прямолинейность и плоскости сменяются кривым линиям и эллиптическим поверхностям, причудливо изгибающимися с целью создать иллюзию движения. Динамизм стал художественной основой барочного мировосприятия, точно так же, как вертикаль - готического. В скульптуре мистическая экспрессия достигла своего максимального выражения и каменные одеяния развеваются так, словно силы тяжести не существует и они не зависят от физического положения в пространстве.

Архитектура

Стиль барокко получил распространение в архитектуре тех абсолютистских государств, где господствующее положение заняла католическая церковь (Италия, Испания, Австрия, Германия, Чехия, Польша). Но бесспорным лидером тут стала Италия, где он зародился и принес наивысшие художественные результаты

Обычно начало какого-либо художественного этапа трудно привязать к определенной дате, но начало итальянского барокко связано со строительством римской церкви Джезу (1575 г.), фасад которой был оформлен Джакомо делла Порта (1540-1602). Главным архитектурным памятником XVII в., определившим облик сооружений дворцового типа, стал палаццо Барберини, построенный архитекторами Мадерной, Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. В основу его плана был положен принцип открытого парадного двора, образуемого двумя выступающими крыльями по обеим сторонам главного фасада. Сходный композиционный прием использовался и в противоположном, садовом фасаде.

Безусловным лидером в создании типичных форм стиля барокко является Лоренцо Бернини (1598-1680), который был не только архитектором, но и скульптором. С именем Бернини связан очередной этап преобразования собора св. Петра, главной святыни католического мира.

Примером гармоничного соединения скульптуры с архитектурными городскими сооружениями являются мраморные статуи Бернини, украсившие парки и площади Рима. Особенно известна необычайно динамичная, изысканная по силуэту скульптурная группа "Аполлон и Дафна", предназначенная для парка виллы Боргезе. Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной беззащитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр: жесткая кора уже наполовину скрыла нежное тело, углубляются в почву прорастающие корни, трепет гибнущего человеческого существа отзывается в шелесте распускающейся листвы.

Второй крупнейший итальянский зодчий XVII в. – Франческо Борромини (1599-1667) фасад церкви Сант Аньезе ин Агоне церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане ("У четырех фонтанов") в одноименном монастыре. Монастырский комплекс Сан Карло – одно из интереснейших порождений римского барокко. Архитектор включил в фасадную композицию большое количество скульптурных изображений.

Живопись

Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко – Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Основой живописного языка Рубенса стало движение. В его картинах каждый персонаж, каждая складка одежды, каждый жест переданы в движении.

Пейзажи Рубенса насыщены мощной природной стихией. Несущиеся по небу в неудержимом вихре облака, громоздящиеся скалы, низвергающиеся в пропасть потоки воды придают его пейзажам необычайно бурный и динамичный характер. Еще большим движением наполнены любимые Рубенсом охоты - "Охота на кабана", "Охота на крокодилов и гиппопотамов", "Охота на львов", составляющие особый раздел его пейзажных композиций и больше напоминающие битвы.

Театр

Барокко обогатило театр живописными костюмами. В театре Шекспира и Лопе де Веги актеры одевались в подлинные костюмы знати, которые доставались им "с барского плеча". В комедии дель арте актеры выступали в наряде, который указывал либо на профессию - купец, юрист, доктор, воин, куртизанка, либо на психологическую характеристику - болтун, хвастун, развратница. В театре барокко впервые костюмы создавались для сцены и должны были ошеломлять богатством отделки, обилием драпировок, разнообразием ткани Костюм стал важным декоративным элементом театрального действа и начал оказывать влияние на придворную моду, проявляясь в необыкновенно пышных, изобилующих украшениями модах XVII в.

Барокко отразилось также в декоративно-прикладном искусстве. Мебель XVII века отличается тяжеловесностью форм и прихотливым орнаментальным декором. В Испании распространение получили кресла и стулья на точеных ножках с высокими спинками, обитые кожей с тисненым орнаментом, который часто дополнялся росписью золотом. В Германии вошли в моду массивные двустворчатые гамбургские шкафы на ножках в форме шаров с мощными карнизами и "лучковым" фронтоном посередине. Во Фландрии невероятно фантастического вида орнамент – ормутль (от нем., ohrmuschel - ушная раковина) использовался в отделке спинок кресел и деревянных панелей. Мебель постепенно приобрела настолько сложные криволинейные очертания, что вместо резного декора использовались бронзовые накладки. Вошли в моду также шкафы, секретеры, столики, криволинейные поверхности которых украшали рисунком из кусочков шпона различных пород дерева, имеющих свою окраску и рисунок. Этот новый вид декора - деревянная мозаика, появившийся впервые во Фландрии, а затем в Германии и Франции, называется маркетри (от франц marquetene — "испещренный знаками").

Классицизм

Классицизм - художественная направленность в искусстве и литре 17-го века - начала 18-го, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение правил и норм. На Западе классицизм формировался в борьбе против высшего барокко.

Классицизм достиг расцвета во Франции в 17-м столетии: в драматургии (Корнель, Расин, Мольер), в поэзии (Лафонтен), в живописи (Пуссен). Классицизм характеризуется применением сословного принципа к разл жанрам.

Поэтика классицизма разделила все жанры на «высокие» (трагедия, ода, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира и др.), причем разграничивала их по сословному признаку: в высоком жанре трагедии могли выступать только короли, принцы, придворные, полководцы; в низком жанре комедии выступали только горожане, простые люди. Герои трагедии имели привилегию трогать зрителей своими страданиями, герои комедии могли их только смешить. Сословное разграничение жанров находило выражение также в различии языка и слога. Так, трагедия писалась непременно высоким, поэтическим слогом, совершенно лишенным простых бытовых слов или понятий.

Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы. Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Основой архитурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используя в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, мастера классицизма принципиально отъединяли иллюзорное пространство от реального. Градостроительство классицизма 17 в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах крепостей) концепции "идеального города", создало свой тип резиденции (Версаль). Во 2-й пол. 18 в. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органичное соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства 18—нач. 19 вв.

Основоположником и крупнейшим мастером классицизма 17 в. был французский художник Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью филосовско-этического содержания, гармоничностью ритмичного строя и колорита. Высокое развитие в живописи классицизма 17 в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о "золотом веке" человечества. Формирование классицизма во французской архитектуре связано с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре 17 в.— восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й пол. 17 в. французский классицизм вбирает в себя некрые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). В 17—начале 18 вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии (архитектор Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант, и в "палладианской" архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др. окончательно сложился национальный вариант английского классицизма. Перекрестные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции конца 17—начала 18 вв. (архитектор Н. Тессин Младший).

Живопись

 

Вопрос

Рококом (фр. rococo, от фр. rocaille -- декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) -- стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Архитектура

Архитектурный (точнее -- декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715--1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.

Живопись

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля -- вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова

Музыка

В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Антуан Форкёре, Андре Кампра, Жозеф Бодэн де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Своей предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.

Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

Литература

Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо -- это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.

Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» (фр. poйsielйgиre) или «поэзия мимолётностей» (фр. poйsiefugitive). Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.)

В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли и ПьетроМетастазио -- в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц -- в Германии.

3. Классицизм в художественной культуре XIII-XIX веков

Классицизм возник как параллельное течение, направленное критически против легковесности, пренебрежения к разуму ради эстетства, свойственные рококо. Образцом для подражания становится Греция с ее классической простотой, минимумом деталей и родством с природой.

Шарден в своих картинах восславлял простоту и уют буржуазного быта, их (3го сословия) добропорядочность и трудолюбие.

Законодателями классицизма в музыкальной культуре XVIII века являются Людвиг Ван Бетховен, Гайдн и, конечно, этот «венский Пушкин» Моцарт. От этих венских классиков мир унаследовал столько несравненных образцов оперной, камерной и симфонической музыки.

Классицимзм (фр. classicisme, от лат. classicus -- образцовый) -- художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII -- начала XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Согласно эстетике классицизма художественное произведение рассматривается как плод разума и логики, торжествующим над хаосом чувственно воспринимаемой жизни. Герои классицизма обладают стойкостью против превратностей судьбы, подчиняют свои страсти долгу, разуму, высшим интересам общества, законам общества. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное -- в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

В живописи примером классицизма служит хорошо известный шедевр Николы Пуссена «Тайная вечеря» и другие его полотна, воплотившие мечту классицистов о «золотом веке».

Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций), которое приобрело актуальность в результате археологических раскопок (Помпея).

В классицизме для трагедий и комедий возродилось знаменитое правило античного театра о трех единствах времени, места и действия. Из ярких представителей классицизма в литературе можно выделить Корнеля (произведения:Сид, Гораций), Расина, Мольера (Тартюф, Мещанин во дворянстве, Скупой, Дон Жуан), русский Фонфизин (пьеса Недоросль, хотя художественное своеобразие этой социальной комедией, по мнению некоторых критиков, не вписывается в рамки классицизма).

Именно от классицизма пошла вся эта нормативность и жесткая регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров, приобретших теперь четкие содержательные границы и целый набор формальных признаков. Благодаря учреждению в Париже (а именно во Франции в отличие от других европейских стран в силу ряда исторических причин классицизм довлел над всеми остальными художественными направлениями) Королевских академий живописи, скульптуры и архитектуры теоретические доктрины классицизма были надежно и надолго закреплены.

Классицизм воплотил основные идеи «просветительства»: требование «естественности», разумности и нравственности.

В годы Французской революции получил распространение «революционный» классицизм (Энгр, Леду), обусловленный героикой революционного времени. Своим эпитетом классицизм обязан Ж.Л.Давиду, ведущему мастеру французской живописи, впервые соединившему культ античности с идеалами Просвещения.

4. Сентиментализм: художники, поэты, основные произведения

Сентиментализм (от фр. Sentiment) - направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо. Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Анри Бернарден де Сен-Пьер, как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину - счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе. Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини.

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн, писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено также влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770-1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме SturmundDrangФ.М.Клингера. Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. В духе «Бури и натиска» написаны драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника. Его роман Бедная Лиза - шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

 

Вопрос 26

В живописи классицизм наиболее ярко представлен произведениями Никола Пуссена, Жана Батиста Шардена, Огюста Доминика Энгра. Самым последовательным представителем неоклассицизма был певец революции Жак Луи Давид.

Позже, когда на сцене появился ещё более одарённый художник, строгий «неопуссенист» Жан-Луи Давид (1748 - 1825), Дидро переменил свою точку зрения. Если судить по картине «Смерть Сократа», написанной в 1787 году, Давид является большим «пуссеном», чем сам Пуссен. Композиция разворачивается, как в рельефе, параллельно плоскости картины, а фигуры монументальны и неподвижны, словно статуи. Давид внёс в картину неожиданную деталь - освещение, оно резко сфокусировано и создаёт чёткие тени. Этот вполне реалистический приём он заимствовал у Караваджо. Таким образом, картины приближаются к жизни, что несколько удивляет в столь доктринерском воплощении нового идеального стиля. Восприняв античность как пример гражданственности и свободолюбия, стал основоположником т.н. революционного классицизма конца 18 в., исполнил строгие по композиции и по ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Левуа», 1783). В годы Французской революции организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в т.ч. посвящённых актуальным современным событиям («Смерть Марата», 1793). С 1804 «первый художник» Наполеона I, писал эффектные парадные композиции («Коронование Жозефины», 1805 - 1807). В 1816 эмигрировал в Бельгию.

 

Вопрос 29

Идеи Просвещения в русском изобразительном искусстве.

Идеи Петра о просвещении российского общества, воспитания "новой породы людей", полезных обществу нашли отражение в изобразительном искусстве. Появляется целая плеяда молодых художников, которые в своем портретном творчестве оставили потомкам образы выдающихся людей эпохи Просвещения.

Одним из таких художников является И.Н.Никитин, который пишет целый ряд портретов. Среди них "Портрет напольного гетмана" (офицера-пограничника, защищавшего рубежи русского государства в XVIII веке); "Портрет царя Петра I(в круге)", где царь предстает перед нами неожиданно просто, как человек, страдающий вместе со своей Отчизной; "Портрет Петра I на смертном одре" - последний из портретов царя; "Портрет царевны Натальи Алексеевны". Во всех этих работах ощущается глубокая человечность высокое чувство долга, общественная значимость и реализм образов.

Другим представителем русского просветительского реализма в изобразительном искусстве является А.П.Антропов, который стремился запечатлеть образ современника, утвердить в нем идеи, отвечающие времени. К таким произведениям Антропова относятся портрет статс-дамы елизаветинского двора Измайловой и парадный портрет императора Петра III, в изображении которых явно ощущаются сатирические нотки.

В портретах другого художника Ф.С.Рокотова ощущается особое отношение художника и его модели. Наиболее известными произведениями являются "Портрет графа И.Орлова", портреты супругов Н.Е.Струйского и А.Н.Струйской, известной московской красавицы. В женских портретах Рокотова соединяется типичное и индивидуальное, поэтическая тонкость образов и воплощение мечты о духовной красоте человека. В этих произведениях мы отмечаем своеобразие цветового решения, "мерцание красок", что является отличительной особенностью творчества этого замечательного русского художника.

Перед нами предстает галерея портретной живописи еще одного художника эпохи русского Просвещения Д.Г.Левицкого, чьи портреты воспитанниц Смольного института (Алымовой, Хованской и Хрущевой и др.) отличает глубина и реалистичность живописи. К другим картинам Левицкого относятся: "Екатерина II Законодательница", портрет Урсулы Мнишек, портрет Демидова, портрет Д.Дидро.

Сентиментализм в русской живописи представляет В.Л.Боровиковский, кисти которого принадлежат очаровательные женские портреты (портрет Лопухиной, сестер Гагариных).

Нельзя не вспомнить творчество И.П.Аргунова (отца), написавшего "Портрет неизвестной в крестьянском костюме" и Н.И.Аргунова (сына), создавшего портреты Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, знаменитой актрисы крепостного театра графа Шереметьева.

Своеобразие русского классицизма как главного метода в исторической живописи, представлено в живописных работах художника А.С.Лосенко. В его картине"Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой" мы ощущаем, как приемы классического письма сочетаются с русскими национальными традициями.

Особым образом представлено творчество замечательного скульптора XVIII векаФ.И.Шубина, работы которого наполнены сложной психологической характеристикой образов (портреты М.В.Ломоносова и Павла I).

Идеи Просвещения в русской музыке.

В эпоху Просвещения происходит расцвет хоровой музыкальной культуры в России. Появляется нотная запись вместо "крюковой". Русские композиторы сочетают в своем творчестве высокие традиции народной хоровой музыки с новыми чертами в ее развитии. Происходит ориентация на западноевропейскую гармонию в культовых песнопениях. Появляются новые музыкальные жанры: канты, гимны, кантаты.

Наиболее интересными сочинениями в данное время являются духовные концертыМ.С.Березовского ("Не отвержи мене во время старости"), наполненные суровой, драматической интонацией. Трагическая судьба композитора, его рано оборвавшаяся жизнь сделали его героем нескольких произведений 19 века.
Другим русским композитором является Д.С.Бортнянский. Он продолжает традиции русского духовного концерта. Широта содержания, особая душевная отзывчивость музыки оценена западными композиторами, в том числе французским Г.Берлиозом, который написал о нем так: "Эти произведения отмечены мастерством, полнозвучностью гармоний и, что совершенно удивительно, необычайно свободным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался".
О крепостных театрах, актерах и музыкантах Вы можете узнать, побывав в усадьбах русских помещиков Шереметьево, Кусково, Останкино, которые находятся в Москве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...