Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности художественной культуры 19 века. 5 глава




Представители пантеизма- да винчи ДЖ.Бруно Галилей Коперник.

Вопрос 22

Возрождение начинается в Италии. Периоды итальянского возрождения:13-14 в – проторенессанс; 15 в – раннее возрождение; кон.15 – первая треть 16 в – Высокое или классическое возрождение; 16в – позднее возрождение. Культурная доминанта – искусство.В живописи: пояляется образ природы, живописный портрет, женский портрет, возникает теория искусства (открытие линейной перспективы, свето-тень и т.д.)Проторенессанс-Центр культуры Флоренция (Италия).Проторенессанс является подготовкой возрождения, он был тесно связан со средневековьем, романским и готическим стилем.Это период расцвета литературы, когда творят:Франческо Петрарка–1ый текстолог и комментатор античных рукописей; писатель Дж. Боккаччо – «Де камерон» - один из первых овладел греческим языком, развил жанр городской новеллы.Начало новой эпохи в живописи связывают с именем Джотто ди Бондоне. Он писал в основном фрески. Его фигуры массивные, приземистые, объемные, а не бестелесные. Он первым начал писать людей с натуры. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь по которому пошло ее развитие6 нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоских изображений к объемным, Рельефным.Джотто был назначен главным архитектором Кафедрального собора. Спроектировал Колокольню Джотто.Работы: «Встреча у золотых ворот», «бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», Пьета

Раннее возрождение-Крупнейшие мастера раннего Возрождения:1.Ф. Брунеллески – один из создателей нового направления в архитектуре, он уходит от влияния готики и создает собственный стиль.Он проецирует купол кафедрального собора во Флоренции. 2)Донателло (Донато ди Барди) – впервые создает отдельно стоящую статую и воплощает впервые красоту обнаженного тела. Н-р, статуя Давида. 3)Мазаччо – впервые изображает обнаженное тело анатомически правильно, кроме того через светотень раскрывает объем фигур. Н-р, «Изгнание из Рая» 4)С. Боттичелли выдающийся художник, он очень рано создает свой шедевр «поклонение волхвов», «весна», «рождение Венеры». Живопись этого периода производит скульптурное впечатление. Фигуры на картинах художников напоминают статуи, т.к. мастера раннего возрождения стремились восстановить предметность мира, которая почти исчезла в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность. Четкость форм. При этом проблемы колорита выступают на второй план. Характерны изображение портретов на фоне пейзажа, но они с ним не связаны.

Высокое возрождение-Кон.15 – нач.16 в. – период глубокого кризиса.В высоком ренессансе геометризм, Присущий раннему не кончается, а усугубляется. Но к нему добавляется нечто новое – одухотворенность, психологизм, стремление передать внутренний мир человека. Его чувства, настроение. характер. Разрабатывается воздушность форм с активным использованием светотени.Искусство высокого возрождения полнее всего выражают три художника:Леонардо да Винчи он очень разносторонен (он и скульптор, И инженер, и живописец и т.д.) Работы:«Мона Лиза», «Тайное вечеря» и др.; Рафаэль (прожил всего 37 лет)Расписал несколько комнат в Ватикане,Фреска «Афинская школа» - одна из самых известных. На не изобразил всех великих людей античности. Микеланджело (прожил 90 лет из которых 70 лет творил). Он считал себя скульптором. В 24 года создает «Мраморную пьету». Скульптура «Давид». Как архитектор спроектировал купол Собора Святого Петра в Риме. Спроектировал площадь на Капитолийской холме в центре Рима. На протяжении 4х лет расписывал свод Секстинской Капеллы (343 фигуры). Архитектор Броманте – создал проект Собора Св. Петра в Римме. Позднее возрождение-Понятие позднее возрождение обычно применяется к венецианскому возрождению. Т.к. только Венеция в этот период (2ая половина 16в) оставалась самостоятельной, остальные итальянские княжества утратили свою политическую независимость. Возрождение в Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее возрождение имело другие источиники. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, Индией, Сирией т.д. Переработав и готику и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У веницианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета.Живопись:1. Джорджоне – у него нет работ на Библейские сюжеты. Он прекрасно передает эмоции, но не действия.

Работы:«Юдифь», «Спящая Венера» - единство пейзажа и портрета.2.Тициан – считался мастером и одним из создателей народного портрета, психологического портрета.Работы: «Три возраста», «Семейство Вендрамин».

Вопрос 23

Cеверное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающем — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.

В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран — Нидерландов, Франции, Германии. При наличии в каждой из них национальной традиции, искусство этих стран характеризуется в XV веке также рядом общих черт, особенно отчетливо выступающих при сопоставлении с Италией. Наиболее ярко и последовательно этот перелом происходит в живописи, тогда как скульптура долго сохраняет готические черты, а архитектура вплоть до первых десятилетий XVI века продолжает развиваться в рамках готического стиля. Ведущая роль в развитии живописи XV века в северных странах Европы принадлежит Нидерландам, оказывающим значительное влияние на Францию и Германию; в первой четверти XVI века главенствующее место занимает Германия.

Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным. То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет Немецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др. В основе Возрождения лежат идеи гуманизма. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.

Общим для искусства Возрождения в Италии и на севере является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Задачи эти решались, однако, различно, соответственно различному характеру культуры. Внимание нидерландских мастеров привлекли раскрывающиеся перед взором человека неисчерпаемое богатство форм природы и многообразие индивидуального облика людей. Характерное и особенное преобладает в творчестве художников северных стран над общим и типичным. Им чужды искания художников итальянского Возрождения, направленные на раскрытие закономерностей природы и зрительного восприятия. Вплоть до XVI века, когда влияние Италии как в общей культуре, так и в искусстве станет играть важную роль, их внимание не привлекут ни теория перспективы, ни учение о пропорциях. Нидерландские живописцы разработали, однако, чисто эмпирическим путем приемы, позволяющие им с не меньшей убедительностью, чем итальянцам, передавать впечатление глубины пространства. Наблюдение раскрывает перед ними многообразные функции света; они широко применяют различные оптические эффекты — преломленного, отраженного и рассеянного света, передавая как впечатление простирающейся дали пейзажа и наполненного воздухом и светом помещения, так и тончайшие различия материальных особенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и т. д.). Воспроизводя с предельной тщательностью мельчайшие детали, они с такой же обостренной зоркостью воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой живописной техники масляной живописи, «открытие» которой историческое предание приписывает Яну ван Эйку; с середины XV века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии.

 

1. Отличия от итальянского Возрождения

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии.

«Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем, прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

2. Представители Северного Возрождения

Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля. В Германии — Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. Во Франции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.

Питер Брейгель-старший, известный также как «Мужицкий» (нидерл. Pieter Bruegel de Oude; ок. 1525—1569) — (фламандский) живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брейгель (Брёйхел) около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.

Учился у Питера Кука Ван Альста — придворного художника императора Карла V.

В 1551 году принят в антверпенскую Гильдию живописцев.

В 1553 совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья.

Свое главное прозвище «Мужицкий» получил за живописную серию «Времена года», в которой отразил с любовью красоту земледельца в действии — в могучей пластике широкого жеста косца, тяжеловатой грации собирательницы колосьев.

В зрелые годы жил и работал в Антверпене, в 1563 г. переехал в Брюссель.

Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене.

Некоторые известные работы

«Путь на Голгофу», 1564, Kunsthistorisches Museum, Вена

«Триумф смерти», 1562, Museo del Prado, Мадрид

«Обращение Савла», 1567, Kunsthistorishes Museum, Вена

«Перепись в Вифлееме», 1566, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Брюссель

«Избиение младенцев» 1566, Kunsthistorisches Museum, Вена

«Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим

«На пути в Египет», 1563, Courtauld Institute Galleries, Лондон

«Падение Икара», 1558, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Брюссель

«Падение мятежных ангелов», 1562, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Брюссель

«Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена

«Страна лентяев», 1567, Старая Пинакотека, Мюнхен

«Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена

«Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь

«Поклонение волхвов», 1564, National Gallery, Лондон

«Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565

Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на Часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:

«Охотники на снегу» (Hunters in the Snow), 1565, Kunsthistorisches Museum, Вена

«Возвращение стада», 1565, Kunsthistorisches Museum, Вена

«Сенокос», 1565, Nбrodnн galerie (Национальная галерея), Прага

«Уборка зерна», 1565, Metropolitan Museum, Нью-Йорк

«Пасмурный день», 1565, Kunsthistorisches Museum, Вена

Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. 1435-40 — 1482) — фламандский живописец.

Родился в Генте. Вступил в гильдию св. Луки. Работал в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в.

Самое известное произведение — большой алтарный образ «Поклонение пастухов», или «Алтарь Портинари», который был написан ок. 1475 по заказу Томмазо Портинари — представителя семейства Медичи в Брюгге — и оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи и др.

После завершения работы художник принял монашеский сан в монастыре Родендале близ Брюсселя.

Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden) (Турне, 1399/1400 — Брюссель, 18 июня 1464) — фламандский живописец.

Родился в семье резчика по дереву. Начал работать как скульптор, в зрелом возрасте стал учиться живописи у Робера Кампена в Турне. В 1435 г. переехал в Брюссель в связи с женитьбой на уроженке этого города. Стал членом городской гильдии живописцев, разбогател. Многому научился у Яна ван Эйка. С 1435 г. городской живописец в Брюсселе, работал по заказам герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, знати, купцов-итальянцев.

Цель творчества художник видел в постижении индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным портретистом. Сохранив спиритуализм средневекового искусства, наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности.

Ранние работы Рогира ван дер Вейдена — «Благовещение» (ок.1435), «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (ок.1435-1440). Одна из лучших работ — «Страшный суд» — полиптих, написанный в 1443—1454 гг. по заказу канцлера Николаса Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в г. Бон (Бургундия). Его наиболее значительное произведение позднего периода — триптих «Поклонение волхвов» (ок.1458-1459).

В 1450 г. Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию; был в Риме, Ферраре, во Флоренции.

Портретам Рогира ван дер Вейдена присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Особой известностью пользовался портрет «Франческо де’Эсте» (ок.1460).

Вопрос 24

Сандро Боттичелли

Имя Сандро Боттичелли известно всему миру, как и имя одного из самых замечательных художников итальянского Возрождения.

Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним - в мужественной энергии, другим — в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья — щемящей тоской, спокойная созерцательность — неудержимой страстностью.

 

Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни — противоречия социальные и противоречия своей собственной творческой личности, — и это наложило яркий отпечаток на его произведения. Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами.

Два момента сыграли решающую роль в идейном формировании художника — его тесная близость с гуманистическим кружком Лоренцо Медичи

«Великолепного», фактического правителя Флоренции и его увлечение религиозными проповедями доминиканского монаха Савонаролы, после изгнания

Медичи ставшего на некоторое время духовным и политическим руководителем

Флорентийской республики. Рафинированное наслаждение жизнью и искусством при дворе Медичи и суровый аскетизм Савонаролы — вот два полюса, между которыми пролегал творческий путь Боттичелли.

Боттичелли на протяжении многих лет поддерживал дружественные отношения с семьей Медичи; он неоднократно работал по заказам Лоренцо «Великолепного»

Особенно близок он был с двоюродным братом флорентийского правителя —

Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также сделал иллюстрации к

«Божественной комедии».

Новое направление искусства Боттичелли получает свое крайнее выражение в последний период его деятельности, в произведениях 1490-х—начала 1500-х годов. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти нестерпимыми (например, «Чудо св. Зиновия»). Художник то погружается в пучину безысходной скорби («Пьета»), то отдается просветленной экзальтации

(«Причащение св. Иеронима»). Его живописная манера упрощается почти до иконописной условности, отличаясь какой-то наивной косноязычностью.

Плоскостному линейному ритму полностью подчиняется и рисунок, доведенный в своей простоте до предела, и цвет с его резкими контрастами локальных красок. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая как мистические символы. И все же в этом, насквозь религиозном искусстве с огромной силой пробивает себе дорогу человеческое начало. Никогда еще художник не вкладывал в свои произведения столько личного чувства, никогда еще его образы не имели такого высокого нравственного значения.

Леонардо Да Винчи

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие от мастеров XY в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии.

Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике.

До нашего времени дошли живописные картины Леонардо миланского периода.

Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте»

(1483-1494 г.г.). Живописец отошел от традиций XY столетия: в религиозных картинах которого преобладало торжественная скованность. В алтарной картине

Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопрекосновенный ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом в глубине - типичный для Леонардо пейзаж в целом фантастически таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.

 

В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с младенцем»

(«Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покой радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии.

Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя.

 

Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое время он работал во

Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо

(около 1503). Портрет известен как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Небольшой окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы картина просто для понимания. Между тем в обширной литературе, посвященный «Джоконде», сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

Рафаэль

Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.

Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения

Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения. Рафаэлем был создан

«универсальный образ» прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия

Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 - 1502 годов, когда ему было 17-19 лет. Это миниатюрные по размерам композиции

«Три грации», «Сон рыцаря». Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная тема.

К лучшим работам раннего периода принадлежит «Мадонна Конестабиле».

Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно она станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные, полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем - монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значительность.

Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Много изображения богоматери («Сикстинская мадонна», 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина

(1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создает идеальный образ человека Возрождения («Бальдассаре Кастильоне»,1515).

Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель

Пополо (1512-20) в Риме.

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело был художником иного склада. Нежели его великие современники—Леонардо и Рафаэль. Его скульптуры и архитектурные творения строги, можно сказать, суровы, как и его духовный мир, и только пронизывающие его произведения, захватывающие дыхание величие и монументальность заставляют забыть об этой суровости. Душевный мир

Микеланджело был омрачен не только грустным одиночеством его личной жизни, но и разыгравшейся на его глазах трагедией, постигшей его город, его родину. Ему пришлось выстрадать до конца то, до чего не дожили Леонардо,

Рафаэль, Макиавелли: увидеть, как Флоренция из свободной республики превратилась в герцогство Медичи. Когда Микеланджело создавал бюст тираноубийцы Брута, то убийцу Цезаря он наделил некоторыми своими чертами, как бы отождествляя себя с древним борцом за свободу. Он ненавидел Медичи, а ему, как и одинаково с ним мыслящему Макиавелли, пришлось служить кистью и резцом двум папам из рода Медичи. Однако в ранней юности он испытал сильнейшее влияние атмосферы двора Лоренцо Великолепного. Вместе с другом своим Граначчи он ходил в сады знаменитой виллы Кареджи изучать и копировать античные статуи.

Микеланджело покидает Флоренцию и проводит в Риме 4 года. За это время он создает «Пьету», «Вакха», «Купидона».

 

Прекрасное мраморное изваяние, известное под именем «Пьета», остается до сих пор памятником первого пребывания в Риме и полной зрелости 24- летнего художника. Святая Дева сидит на камне, на коленях ее покоится безжизненное тело Иисуса, снятое с креста. Она поддерживает его рукою. Под влиянием античных произведений Микеланджело отбросил все традиции средних веков в изображении религиозных сюжетов. Телу Христа и всему произведению он дал гармонию и красоту. Не ужас должна была вызывать смерть Иисуса, лишь чувство благоговейного удивления к великому страдальцу. Красота нагого тела много выигрывает благодаря эффекту света и тени, производимому искусно расположенными складками платья Марии. Создавая это произведение,

Микеланджело думал о Савонароле, сожженном на костре 23 мая 1498 года в той самой Флоренции, которая так недавно его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи. Эта весть поразила в самое сердце Микеланджело.

Холодному мрамору передал он тогда свою горячую скорбь. В лице Иисуса, изображенного художником, находили даже сходство с Савонаролой. Вечным заветом борьбы и протеста, вечным памятником затаенных страданий самого художника осталась Пьета.

 

Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году, в тяжелый для города момент. Флоренция изнемогала от борьбы партий, внутренних раздоров и внешних врагов и ждала освободителя. С очень давних лет во дворе Санта

Мария дель Фьоре лежала огромная глыба каррарского мрамора, которая предназначалась для колоссальной статуи библейского Давида для украшения купола собора. Глыба имела 9 футов высоты и осталась в первой грубой обработке. Никто не брался завершить статую без надставок. Микеланджело решился изваять цельное и совершенное произведение, не уменьшая его величины, и именно Давида.

 

Микеланджело работал один над своим произведением, да и невозможно было здесь чужое участие – так трудно было рассчитать все пропорции статуи.

Не более утешительно и его последнее произведение, над которым он работал 25 лет –гробница Медичи в капелле церкви Сан Лоренцо во Флоренции,

Символические фигуры на покатых крышках каменных саркофагов в кажущихся неустойчивыми позах, вернее, скользящие вниз, в небытие, струят безысходную скорбь. Микеланджело хотел создать статуи_символы «УТРО», «ДЕНЬ», «ВЕЧЕР»,

«НОЧЬ».

В произведениях Микеланджело выражена боль, вызванная трагедией Италии, слившаяся с болью по поводу собственной горестной судьбы,

Красоту, к которой не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело нашел в архитектуре. Строительство собора святого Петра после смерти

Браманте взял на себя Микеланджело. Достойный преемник Браманте, он создал купол и по сей день непревзойденным ни по размерам, ни по величию, Вазари оставил нам портрет Микеланджело - круглая голова, большой лоб, выдающиеся виски, надломленный нос (удар Торриджани), глаза, скорее маленькие, чем большие. Такая внешность не обещала ему успеха у женщин, К тому же он был сух в обращении, суров, необщителен, насмешлив. Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая поняла бы Микеланджело.

Вопрос 25

европейская культура XVII в. начинает развиваться под большим влиянием науки. И при этом таких гонений именно на науку не знала ни одна эпоха ни до, ни после. В начале XVII в. удар обрушивается именно на ученых — астрономов, в основном, последователей Коперника, таких, как Бруно и Галилей. Пафос научного познания мира отразился, конечно, и в искусстве. Этот пафос совершенно по-разному сказался в двух противоположных, но в одном столетии возникающих художественных направлениях: барокко и классицизме. Барокко — это как бы восторг и изумление перед пышностью, богатством и бесконечностью постигаемого мира, многогранностью человеческой личности, а также внутренней противоречивости и мира, и человека (то есть макромира — вселенной, и микромира — субъекта, индивидуальности). Классицизм — это упорядочивание, определение тех норм, выведенных научно, которые позволяют создавать прекрасные произведения. Как видим, основные умонастроения барокко и классицизма наследуют идеи Возрождения. Барокко, видоизменив, наследует всеохватность и эмоциональную приподнятость искусства Ренессанса, а классицизм продолжает работу по приведению искусства в соответствие с установлениями античности, так как классицисты еще больше бредили античным идеалом, чем гуманисты кватроченто. Барочные и классицистические приемы сильно различаются между собой, но в то же время в некоторых культурах они существовали параллельно и почти одновременно, а в творчестве отдельных художников даже сочетались. Правда, барокко как художественный стиль, как мироощущение старше классицизма. Искусство барочного типа заявляет о себе в конце XVI в. и сходит на нет в середине XVIII. Классицизм же сформировался в середине XVII — в первую очередь во Франции — и просуществовал до конца XVIII в., пока не был оттеснен романтизмом. Надо сказать, что барокко больше характерно для романских стран (кроме Франции) — Италии, Испании, Португалии и особенно для страны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...