Язык как общественное явление
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Язык как общественно-историческая наука. Предмет и задачи курса. Я-наука о языке, его происхождении свойствах и функ-х, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. Я-е как наука зародилась в глубокой древности (Индия китай египет). Сознательное изучение я-а началось с изобретением письменности. Общее у языков: 1. Я достояние отдельного кол-ва 2. Я состоит из звуков, котор образ-т слова и предложения 3. Во всех языках есть имена собственные В мире сущ. ≈ 6800 яз. Примерно 1/3 из них грозит вымирание. На 3500 языков говорит не более 50 человек. Для 46 языков – носитель – 1 человек. Языки распределены неравномерно. В Индии – 845 разл языков и наречий. Больше всего людей говорит на северокитайском диалекте (мандарин) – 709 млн чел только в Китае. До сих пор нет более совершенного ср-ва передачи инф-ции, чем язык. В Др Греции возникла наука о языке – лингвистика = языкознание. Задачи, которые должно решить языкознание: 1. Установить природу и сущность языка. 2. Рассмотреть структуру языка. 3. Понимать я-к как сист-у. Я представляет собой не набор слов, это есть целостная сист-а. 4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; 5. Изучить вопрос возникновения и развития письма; 6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородств. языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский. 7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный. 8. Стремиться быть ближе к жизни, отсюда прикладной характер языкознания. 9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией - проникновением знаний из одного языка в другой.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой) Предметом Я-я явл. Вопросы как сущность Я, его происхождение, функции, соотношения Я и мышления, классификация Я, историческое развитие, типы я. Языкознание подразделяется на описательное, теоретическое и прикладное 1) Описательное языкознание – исторические науки. Частное и общее языкознание. Частное языкознаниеимеет своим предметом какой-либо конкретный язык или группу языков. Оно исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление. Общее занимается универсальными языковыми явлениями, свойственными всем языкам мира (наличие гласных и согласных; наличие предложений как главной ед-цы лексического уровня, налич имён собственных и т.д.). 2 ) Теоретическое языкознание Занимается теоретическими вопросами: природа языка, его сущность, развитие, функционирование, система, структура. 3 ) Прикладное. – реализация теории на практике. Составление словарей, алфавитов для бесписьменных языков, преподавание языка, перевод, культура речи, орф-ии и пунк-ии. Фердинанд де Соссюр (1857-1913) – швейцарец, основоположник современного общего теоретического языкознания. Дисциплины, входящие в языкознание, изучают: - внутреннюю организацию языка, устройство его уровней: • лексикология, • грамматика; -историческое развитие языка, формирование его уровней: • историческая фонетика, • историческая грамматика, • историческая лексикология; - функционирование языка в обществе: • социолингвистика, • лингвогеография, • диалектология; -комплексные проблемы, которые возникают на стыке наук: • психолингвистика, • математическая и инженерная лингвистика; -прикладные лингвистические: • лексикография, • дешифровка неизвестной письмен-ти, Целостную, организованную, единую совокупность составляющих язык сторон (фонетика, словообразование, грамматика), частей этих сторон (синоним. рядом или др группы слов, грам категорий) и определенных языковых единиц (слога, фонемы, морфемы) называю т системой языка.
Совокупность языковых связей, отношений, зависимостей называют структурой языка. Язык -основной объект языкознания.
Язык и речь. Язык-важнейшее средство чел-го общения, достояние коллектива и предмет истории. Нет языка индивида и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов, и разные группировки индивидов, к-рые могут очень по разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения. Поэтому существуют реально в современности и истории такие языки как русский, англ., франц, и др. Речевой акт-это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение-слушание. Речевой акт может быть не только услышан, но и записан, зафиксирован на плёнке, тем самым он доступен изучению и описанию с разных точек зрения и по методам разных наук.. Основные характеристики языка и речи: • язык —речь Социален -- индивидуальна ¦ средство общения - вид общения, производимого посредством языка; ¦ абстрактен, формален - материальна; ¦ стабилен, пассивен и статичен; - активна и динамична, очень вариативна; ¦ достояние об-ва — отражение "картины мира" – инд-на, отражает только опыт ин-ма; ¦ имеет уровневую организацию — вносит в линейную последовательность речи иерархические отношения- имеет линейную организацию (последовательность слов, связанных в потоке); ¦ независим от ситуации и обстановки общения; ¦ служит общению "в покое"; - служит общению "в действии". ¦ выражается в речи ---- воплощение и реализация языка Таким образом, понятия языка и речи соотносятся как общее и частное. В языковом коллективе каждый подченяется своей речью языку. Язык связан с коллективом, но не зависит от индивидуальных особенностей речи. Индивид не может изменить язык, хотя язык развивается благодаря речевым новшествам индивида. Язык существует потенциально в мозге индивида в виде граматич системы, а речь лишь реализация этих возможностей. Язык идеален, устойчив и абстрактен. Речь материальна, конкретна и мимолётна. Язык производство конкретных высказываний мыслительными и речевыми аппаратами, а язык - это правила и модели. Но язык и речь очень тесно взаимосвязаны. Чтобы понять речь разных людей нужно знать единый язык.
Язык как общественное явление Я ялв-ся достоянием всех людей, принадлежащих одному коллективу. Я создается и развивается обш-м. 1. Язык — общественное явление, занимающее свое, особое место среди других общественных явлений благодаря его особой роли для общества. Основные признаки языка как общественного явления: • язык не природное, не биологическое явление; • существование и развитие языка не подчинено законам природы; • физические признаки человека (например расовые) не имеют отношения к языку; • яз-м обладают только люди — это вторая сигнальная система, которой нет у животных. Специфические черты языка как общественного явления: • язык - орудие общения; • средство обмена мыслями; • достояние коллектива, складывается и существует веками; • средство хранения нужной информации о любых явлениях материальной и духовной жизни человека; • образует единство с мышлением, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно. 2. Язык обладает сходными чертами с другими общественными явлениями: • язык — необходимое условие существования и развития человеческого общества; • являясь элементом духовной культуры, немыслим в отрыве от материальности. 3. Язык занимает особое место среди других общественных явлений. Так, функции языка и закономерности его функционирования и исторического развития в корне отличаются от других общественных явлений. Отличие языка от других общественных явлений выражается в следующем: • от надстройки — тем, что надстройка в классовом общ-е является принадлежностью данного класса, а классовых языков не бывает;
• от культуры — в основе культуры идеология, а язык не относится к идеологии; культура может быть классовой, а язык всегда общенароден; • от орудий производства — они материальные блага, язык же ничего не производит и служит лишь средством общения людей, идеологическим орудием; они обладают конструкцией и устройством, а язык — структурой и системной организацией. 4. Язык как социальное явление может существовать в следующих социальных формах: • идиолект — особенности, характеризующие язык отдельного индивидуума; • говор — совокупность идиолектов, характерных для территориально ограниченной группы людей; • диалект — совокупность говоров, объединенных значительным внут- риструктурным языковым единством; • язык — совокупность диалектов, языковые различия между которыми могут определяться как лингвистическими, так и социальными факторами; • литературный язык — высшая (наддиалектная) форма существования языка, характеризующаяся нормированностью и наличием функциональных стилей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|