Типы синтаксической связи слов в словосочетании
1. Согласование — способ оформления подчинительной связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного (во флективных языках широко используется в субстантивных словосочетаниях для выражения атрибутивных отношений: синее небо, синий цветок, синяя чашка). 2. Управление — способ оформления подчинительной связи, при котором главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме; при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы управляемого слова (в индоевропейских языках характерно для присоединения к главному слову предложной или беспредложной словоформы существительного или местоимения: англ. Не loves his country). Виды управления: • сильное управление для выражения объектных (читать книгу, резать хлеб) и восполняющих (стать врагом, слыть чудаком) отношений; • слабое управление для выражения объектно-определительных отношений (подарок отцу). Примыкание — такой вид подчинительной связи, при которой зависимый элемент словосочетания присоединяется к главному без изменения своей формы; это смысловая связь компонентов, представленная позиционно: компоненты словосочетания располагаются обычно контактно (красиво вышивать, бегло читать по-немецки); широко распространено в аналитических языках (a French book).
32. Грамматика (из др.-греч. grammatike techne — букв, письменное искусство, от gramma — буква) — раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, т. е. законы строения и функционирования слов и предложений. Предметом грамматики является изучение правил функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры, а также закономерностей изменения слов и принципов их объединения
при построении высказывания. Составные части грамматики: • словообразование — изучает внутреннее строение слова, его членимость на словообразовательные морфемы, правила образования слов; • морфология (от греч. morphe — форма и logos — слово, учение) — исследует формы слова и выражаемые ими значения, явления словоизменения (парадигматику слов), способы выражения абстрактных грамматических значений; разрабатывает учение о частях речи. Это грамматика слова; • синтаксис (от греч. syntaxis — порядок, построение) — изучает формы слова, словосочетания и предложения и их значения, явления сочетаемости слов, порядок их следования внутри предложения, общие свойства предложений, правила объединения простых предложений в составе сложных, т. е. механизмы языка, которые способствуют орождению речи. Это грамматика слова, словосочетания и предложения. Грамматический строй языка — система морфологических и синтаксических форм и категорий языка. Тесно связан с лексическим строем. Признаки связи грамматического строя языка с лексическим: • слово как единица языка принадлежит одновременно и лексике (как единица, имеющая свое собственное лексическое значение, связанная разнообразными семантическими отношениями с другими единицами языка, входящая в различные лексические группы и подгруппы), и грамматике (как единица морфологии — принадлежащая тому или иному грамматическому классу, обладающая грамматической формой и значением, и как единица синтаксиса — использующаяся в словосочетаниях и предложениях); • двойственная природа словообразования: образование слов происходит по существующим в языке грамматическим законам сочетания морфем; в результате действия этих законов создаются новые лексические единицы — слова; • наличие общих грамматических признаков в мотивирующих и мотивированных словах(ср. стирать — стирка: сохранение признака процессуальное™ и сильного управления);
• характер распределения слов по частям речи, которые представляют собой лексико-грамматические классы слов, объединенных общностью грамматического категориального значения (сопровождающего лексическое значение слова), морфологических признаков и синтаксических функций; • наличие в той или иной части речи лексико-грамматических разрядов слов, выделяющихся своими лексическими и грамматическими характеристиками. Разделы грамматики. • общая грамматика — изучает универсальные грамматические черты и свойства, присущие всем языкам или ряду языков; • частная — исследует грамматический строй конкретного языка. Обе грамматики между собой связаны, соотносятся как род и вид. Виды грамматики в зависимости от периода грамматического строя языка: • историческая, или диахроническая — изучает строй языка в его развитии или на отдельных прошлых ступенях; исследует те изменения, которые происходят в грамматическом строе того или иного языка с течением времени; ее разновидность — сравнительно-историческая грамматика — рассматривает родственные языки в их историческом развитии; • описательная, или синхроническая — изучает состояние грамматического строя языка в определенный период, обычно соответствующий моменту написания грамматики; ее разновидность — сопоставительная, или контрастивная грамматика - описывает сходства и различия в строе родственных или неродственных языков в какой-либо определенный момент — современный или прошлый — их существования. Виды грамматики в зависимости от основных характеристик грамматического строя языка: • формальная — описывает грамматический строй языка от формы к значению: основные описательные и нормативные грамматики современного русского языка, в которых представлены системы морфологических и синтаксических формальных средств языка и описаны грамматические значения, заключенные в этих формальных средствах; • функциональная — от значения к выражающим его формам: определенным образом сгруппированные грамматические значения, которые рассматриваются в их функционировании вместе со специфическими для каждого контекста формальными средствами выражения.
34. Грамматические единицы — грамматически оформленные языковые образования, каждое из которых характеризуется своими отличительными признаками: • морфема; • слово (словоформа); • словосочетание; • предложение. Морфема — минимальная значимая часть слова или словоформы; строительный материал слова. Морфемы выделяются путем специального морфемного анапиза. Слово — одна из основных грамматических единиц, которая представляет собой единство формы (звуковая оболочка) и содержания лексическое и грамматическое значения). Слово как грамматическая единица принадлежит одновременно всем трем уровням грамматической системы языка: • словообразованию — так как обладает словообразовательной структурой; • морфологии — обладает грамматической формой; • синтаксису — обладает синтаксическими свойствами, т. е. способностью сочетаться с другими словоформами в предложении, участвуя в построении предложений и высказываний. Слово и морфема определяются одинаково — как минимальные значимые единицы языка. Словосочетание - синтаксическая конструкция, которая состоит из двух или более знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью — согласованием, управлением, примыканием или в некоторых языках — соположением. Предложение - синтаксическая конструкция, представляющая грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. словосочетаниями, образуя разные виды простых предложений;
33. Грамматическое значение отличие его от лексического. Лингвистика разграничивает в содержательной структуре слова значения лексические и грамматические: • лексическое значение слова — его содержание, т. е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом, понятием и предметом (или явлением), обозначаемым этим комплексом;
• грамматическое значение есть значение отношения его к другим словам в предложении в процессе осуществления акта коммуникации и понимания (напр., значение числа является грамматическим). Лексические значения выражаются: • знаменательными словами; • формообразующими основами знаменательных слов; • корневыми морфемами знаменательных слов. Носителями грамматических значений выступают используемые в формообразовании слов аффиксальные морфемы, служебные слова, морфологические операции типа значащих чередований фонем и т. п. Но многие из этих средств используются также в словообразовании, т. е. в процессах построения новых лексических единиц (напр., суффикс -ск- в университетский, префикс при- в пригород), что затрудняет разграничение лексических и грамматических значений. Признаки лексического значения слова: • оно индивидуально, причем остается одним и тем же во всех грамматических формах слова {дом, дома, дому и т. д.), т. е. принадлежит не одной словоформе, а всему слову в целом; • выражено в слове непосредственно, так как соотносит слово с тем или иным понятием и делает его знаком этого понятия. Основные признаки грамматического значения: • обобщенность, т. е. высокий уровень абстракции признаков и отношений; • обязательность: если существительным присущи значения числа, то оно последовательно выражается у каждого слова тем или иным способом независимо от целей и намерений говорящего; • неиндивидуальность, так как оно распространяется на целый класс слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций (все глаголы в русском языке выражают значения вида, наклонения, времени, лица и числа); • закрытость списка: если лексическая система каждого языка носит открытый характер и постоянно пополняется новыми единицами и новыми значениями, то грамматика характеризуется строго определенным, сравнительно небольшим числом грамматических значений (у русских существительных это значения рода, числа и падежа); • типизированность выражения: в отличие от лексического значения, не называется словом прямо, непосредственно, а выражается в нем "попутно" с помощью специальных строго определенных грамматических средств (аффиксов, служебных слов и др.). Материальным выражением грамматического значения слова в широком смысле является его грамматическая форма. В узком смысле слова под грамматической формой понимается одно из регулярных видоизменений слова — любая форма слова при его склонении или спряжении. Парадигма — совокупность грамматических форм одного слова.
Грамматические значения слов: • затрагивают их функции в речи, отношения между словами в предложении или словосочетании — синтагматическое, или реляционное, значение; • фиксируют принадлежность данного слова к той или иной части речи — частеречное значение; • характеризуют отношения между их формообразовательными вариантами в рамках парадигмы каждого данного слова — собственно морфологическое значение; • соотносят между собой в рамках одного словообразовательного поля однокорневые слова и прежде всего слово производное со словом мотивирующим — словообразовательное (или деривационное) значение.
40. Словосочетание — называющая единица. Оно обозначает предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемые зависимым. Словосочетание (в более расширительном толковании) — любое грамматическое соединение полнозначных слов (выделяется не только подчинительная связь, но и предикативная (связь между подлежащим и сказуемым), сочинительная (связь между однородными членами предложения), а такжеаппозитивная (связь между словами, поясняющими друг друга), а также сочетания знаменательных слов со служебными (в университет, der Tisch, the table). Свойства словосочетаний: • в минимальной степени коммуникативно-прагматически насыщены; • в их структуре главенствуют формально-структурные и семантические составляющие; • не воспроизводимы, в противоположность формально-структурным и семантическим схемам, которые и реализуются в процессах порождения актуальных словосочетаний, т. е. сочетаний конкретных слов определенных грамматических классов; • обладают и речевым, и языковым статусом. Состав словосочетания: • грамматически независимое слово (главный компонент словосочетания); • грамматически подчиненное слово (зависимый компонент). Инвариантные схемы (или модели) построения словосочетаний, в которых формальные и семантические аспекты выступают в тесном единстве: • существительное + прилагательное (подлежащее + сказуемое, подлежащее + определение); • глагол + существительное в косв. п. (сказуемое + дополнение); • глагол + наречие (сказуемое + обстоятельство). Типы словосочетаний в зависимости от частеречной принадлежности стержневого компонента, а также с функциональной точки зрения: • субстантивные; • адъективные, или атрибутивные; • глагольные, объектные, или коллективные; • наречные, или обстоятельные. Схемы словосочетаний атрибутивного, объектного и обстоятельственного типов служат средствами для распространения формально- семантического каркаса предложений и введения в структуру предложения его второстепенных членов. Грамматическое значение словосочетания создается отношением, которое возникает между знаменательными словами, входящими в это словосочетание, соединяющимися на основе подчинительной грамматической связи согласования, управления и примыкания.
35.Морфема (от греч. morphe 'форма') — минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Характерной чертой морфем является их повторяемость в структуре разных слов (дом, домашний, домовой или учитель, писатель, читатель и т. д.), что позволяет выявлять значение морфемы, так как оно определяется лишь в ряду слов, содержащих данную морфему. Значения, передаваемые морфемой: • лексическое — носителем его является корневая морфема, выражающая наиболее семантически насыщенную часть значения слова, поскольку именно корень отсылает к понятию, лежащему в основе лексического значения слова; • грамматическое — носителем его являются служебные морфемы: флективные морфемы -и, -ите, передающие значение повелительного наклонения; • словообразовательное (если слово производное), уточняющее значение корня — оно вносится аффиксом: значение 'слабая степень проявления признака', передаваемого суффиксом -оват в словах зеленоватый, желтоватый и т. д.). Виды морфем в зависимости от роли морфемы в слове: • корневые морфемы (непроизводные основы): понятие выражается "в чистом виде", поэтому именно они формируют лексическое значение слова; • служебные (различные аффиксы от лат. affixus 'прикрепленный': префиксы, суффиксы, интерфиксы, инфиксы, постфиксы, флексии) — привносят дополнительные оттенки, передают словообразовательное и грамматическое значения; • нулевые — морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением (в слове дом-0 материально не выражена флексия); выделение их осуществляется путем противопоставления положительно выраженным морфемам в других формах той же парадигмы (дом-а, дом-у), причем нулевые морфемы также являются показателем грамматического значения (в слове дом-0, это значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа). Виды морфем по происхождению: • исконные; • заимствованные — приобретают способность сочетаться с исконными словами; становятся активным словообразовательным средством языка, в который они вошли в тот или иной период. Морфемы, как и слова, по их значению могут быть: • моносемичными; • полисемичными, т. е. допускать содержательное варьирование. Собственно морфемы по своему составу подразделяются: • на морфемы как части слов (и знаменательных, и служебных); • морфемы-слова, или словоморфемы (как знаменательные, так и служебные, так как они имеют двойственный статус): вчера, здесь, вот, у, при, перед, но, а, и, или и т. п. Виды морфем по способности сочетаться с другими: • многовалентные, или мультивалентные (при их практически неограниченной сочетаемости); • одновалентные, или унивалентные (корень бужен- сочетается только с суффиксом -ин-). Виды морфем по структуре: •" непрерывные; • прерывистые (нем. аффиксы ge-*-t, ge-*-en, участвующие в образовании вторых причастий (ge-frag-t 'спрошенный', ge-schloss-en закрытый'); их называют конфиксами, или циркумфиксами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|