Связь языкознания с другими науками.
1. С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество: • филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка; • философия — в проблемах "сущность языка", "язык и общество", "язык и сознание", "язык и культура", "соотношение понятия и значения в слове"; • логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения; • история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства; • археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей; • этнография - классификация и интерпретация данных археологических раскопок по типам материальной культуры, в проблемах функционирования языка в обществах разного типа; • антропология — происхождение речи у первобытных людей; • социология — соотношение языка и общества, языка и нации, социальной дифференциации языка, языковой политики, общественных функций языка, двуязычия и многоязычия; • психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами; в изучении особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи; • семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем; • грамматология — происхождение письма и алфавитов, основных этапов их развития; • герменевтика — расшифровка и чтение текстов; • лингвистическая поэтика — языковые законы построения художественных текстов, звуковую, синтаксическую, стилистическую организацию поэтической речи; • религия — язык в истории религий, толкование Слова, переводы Библии на национальные языки.
2. Естественные науки, связанные с языкознанием: • биология — сходство генетического кода и естественного языка; • география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение влияния географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий; • физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторная физиологическая основа языка; • медицина — при изучении зоны и функции центральной нервной системы; • неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий; • психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, патопсихолингвистических речевых нарушений и отклонений. 3. Математические и технические науки, имеющие связи с языкознанием: • физика — изучение структурных связей между языком, мозгом, сознанием человека, объектами микромира и макромира; • акустика - технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе; • математика — разработка формального аппарата для описания естественных языков, проведение количественных исследований различных языковых явлений, их классификация, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости языковых единиц, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы; • информатика — создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления; • кибернетика — изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.
9. Устройство речевого аппарата человека. Артикуляция — работа органов речи при образовании звука. Артикуляционной базой языка называется совокупность артикуляций, необходимых для образования звуков какого-либо языка. При изолированном произнесении звука различают три фазы в его артикуляции: • экскурсия — переход органов речи в состояние, необходимое для производства звука; • выдержка — нахождение органов в данном положении; • рекурсия — переход к артикуляции след-его звука или переход к нейтр-ому положению. Звуки речи - физиологическое явление, поскольку в их производстве участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевой аппарат. Так как язык — явление общественное, а не биологическое, то от природы у человека нет специального органа речи. Все органы, участвующие в производстве звуков речи, имеют прямые биологические функции. Эволюция человека дала им добавочную "культнагрузку". Весь речевой аппарат человека лингвистически с точки зрения образования звуков речи: • на дыхательный аппарат (все, что ниже гортани: два легких, два бронха и трахея) выполняет роль мехов и нагнетает посредством напряжения мускулов диафрагмы (или грудобрюшной преграды) струю воздуха, необходимую для образования звуков в качестве движущей силы; • гортань состоит из двух больших хрящей (перстневидного и щитовидного) и маленьких (пирамидальных, или черпаловидных) хрящей; к щитовидному и черпаловидному хрящам прикреплены голосовые связки, которые приводит в движение струя воздуха, поступающая из легких; за счет этого создается основной тон звука; • резонатор, или надставная труба (все, что выше гортани: полость глотки, полость рта и полость носа), где образуется все разнообразие звуков речи (на основной тон накладываются дополнительные обертоны). Всей работой речевого аппарата управляют головной мозг и нервная система человека. В речевом аппарате выделяют следующие органы произношения: • активные (голосовые связки, задняя стенка зева, небная занавеска с маленьким язычком, язык, губы) — подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука; • пассивные (твердое небо, зубы, десны, альвеолы) — неподвижны и при ртикуляции выполняют вспомогательную работу, сопровождая
Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык, губы и нёбная занавеска.
14 Интонация и ее элементы. Интонация – сложное явление, состоит из нескольких компонентов. Характеризуется: 1) мелодикой (повышением и понижением голоса) 2. ритм 2) интенсивностью звука (произвольно одно и тоже прокричать, сказать тихо, шепотом) 3) темпом (скоростью произношения -он пришел?); 4) тембром; 6)Эмоциональная окраска (радость, гнев, грусть игривость) Напр, фран И очень безразлична к выражению грамматики (поэтому по-фран можно спрашивать и отвечать с той же интонационной волной, но при вопросе употребить служебную вопросительную частицу est ce que). 5) Логическое ударение -Вася идет в школу Особое явление представляет собой так называемое «логическое ударение», т.е. то или иное смещение фразового ударения для логического выделения каких то элементов предложения; особенно отчетливо это выявляется в вопросительном предложении, где нормальное для русского языка фразовое ударение конца фразы (тогда вопрос относится ко всему целому) может перемещаться в середину или начало, чтобы показать, к чему относится вопрос. Интонационные конструкции: 1) интонация завершения (показывает что высказывание закончено). Для русск языка хар-но понижение тона к концу высказывания. 2) Вопросительная (в русск яз – повышение тона к концу высказывания). 3) Интонация выделенности – повышение тона 4) Интонация незавершенности (меньшее повышение тона к концу, высокая интенсивность гласного и длительность). ИНТОНАЦИЯ относится не к слову, а к фразе и тем самым грамматически связана с предложением и его строением. Типы интонации: • восходящее движение тона (обладает предупредительной функцией, т. е. показывает, что предложение не завершено); • нисходящее движение тона (обладает завершающей функцией, т. е. показывает, что предложение завершено); • перечислительная интонация. Основная единица интонации — интонема (интонационная конструкция, интонационная модель фразы), т. е. интонационная характеристика предложения, дифференцирующая его коммуникативный тип. В основе интонемы лежит интонационный рисунок, который формируется мелодикой фразы
20. Антонимы (гр. anti — против + onyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, Антонимические (от греч. anti — против, onyma — имя) отношения Антонимы обычно образуют устойчивые пары, тройки и т. п. Многозначные слова могут вступать в несколько антонимических отношений. В отличие от синонимии, антонимия ограничена двумя членами противопоставления, различающимися по звучанию и значению, но объединяющимися на основе общего семантического компонента. Виды антонимов: в зависимости от типа выражаемой противоположности: • градуальные, или контрарные (от лат. contrarins — противоположный, противный) антонимы — выражают качественную противоположность, т. е. демонстрируют ступенчатые оппозиции (легкий - трудный); • выражающие логическую противоположность (собирать — разбирать); • комплементарные (от лат. complementum — дополнение), или контрадикторные, выражающие дополнительную противоположность, когда отрицание одного дает значение другого (неистинный — ложный, истинный — ложный); с точки зрения структуры: . однокоренные — различаются только аффиксальными морфемами; • разнокоренные — различаются всей структурой слова; по значению: . полные - отличаются всеми своими значениями; . частичные — отличаются только одним или несколькими значениями; • контекстуальные — получают свое противоположное значение в контексте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|