Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы выражения грамматических значений




Основные способы выражения грамматических значений:

• синтетический (с греч. - 'соединение') - предполагает возможность объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных и словоизменительных): грамматическое значение выражается в рамках слова;

• аналитический (с греч. — 'разложение, расчленение1) — предполагает раздельное выражение лексического и грамматического значений слова, что проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов, образующих в сочетании с полнознаменательными лексическими единицами сложные (аналитические) грамматические формы (в русск. буду читать — сложная форма будущего времени глагола, более важный — сложная форма сравнительной степени);

• смешанный, или гибридный — объединяет признаки синтетического и аналитического типов (в русск. яз. грамматическое значение предложного падежа выражается двояко: синтетически — падежной флексией и аналитически — предлогом).

В зависимости от того, синтетические или аналитические способы выражения грамматических значений преобладают в языке, различаются два основных морфологических типа языков:

• синтетический - в котором доминирует синтетический способ выражения грамматических значений (англ., кит.);

• аналитический — в котором преобладает тенденция к аналитизму.

Разновидности синтетического способа выражения грамматических значений:

• аффиксация (при помощи разных типов аффиксов);

• редупликация (от позднелат. reduplicatio — 'удвоение') — выражение грамматического значения путем полного или частичного повтора основы {лат. mordeo 'кусаю' - momordi 'я укусил');

• супплетивизм (от лат. suppleo - 'пополняю, восполняю') - объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения грамматических значений (в индоевропейских языках при образовании степеней сравнения прилагательных со значением 'хороший / плохой' и форм местоимений: англ. good - better, I - me, нем. gut - besser, ich — mich, русск. плохой — хуже, я — меня);

• ударение и различия тона — принадлежность слова к той или иной части речи определяется по месту ударения (в англ. progress — глагол 'развиваться', progress — существительное 'развитие'; в русел, ударение может разграничивать формы числа существительных и вида глагола:

головы - головы, насыпать - насыпать).

Типы аффиксации:

• флективность;

• агглютинация.

Флективность (от лат. flexio 'сгибание') — словоизменительная аффиксация или словоизменение посредством флексии, которая может передавать несколько грамматических значений одновременно:

• при помощи окончании, в том числе и нулевых (домО — дома, шелО — шла);

• при помощи внутренней флексии — грамматически значимого изменения фонемного состава корня {англ. foot — feet 'нога — ноги'; mouse — mice 'мышь — мыши'). Разновидности внутренней флексии (по Я. Гримму):

• аблаут {нем. Ablaut 'чередование') — исторические чередования гласных в корнях, выражающие словоизменительные или словообразовательные значения {англ. sing 'петь' - sang 'пел'; нем. singen 'петь' — sang 'пел');

¦ умлаут {нем. Umlaut - 'перегласовка') - изменение гласных (сдвиг их вперед) корня под влиянием гласных суффикса или окончания, выполняющее грамматическую функцию {нем. Vater 'отец' — Vnter 'отцы').

Агглютинация (от лат. agglutinare — 'приклеивать') — когда каждое грамматическое значение слова выражено отдельным стандартным аффиксом, и каждый аффикс имеет одну функцию; виды агглютинации:

• при помощи суффиксов, выражающих грамматические значения (в русск. яз. формы прошедшего времени образуются при помощи формообразующего суффикса -л-: чита-л-0, проповедова-л-а);

• префиксов (в латышек, яз. приставка }а — служит показателем дол- женствовательного наклонения глагола);

• конфиксов (конфиксация) — комплексных прерывистых морфем опоясывающего типа (в нем. образование причастий gefunden, gemachf);

• инфиксов {лат. — vici-vinco, rupi-rumpo);

• трансфиксов — использования аффиксов, которые, разрывая консонантный корень, служат "прослойкой" гласных среди согласных (в арабск. общую идею "писания" выражает консонантная основа ktb, a форма прошедшего времени действительного залога образуется при помощи трансфикса а-а-а - kataba 'написал', а форма страдательного запога посредством трансфикса u-i-a — kutiba 'он написал').

Разновидности аналитического способа:

• использование служебных слов — предлогов, союзов, вспомогательных глаголов, частиц, артиклей и послелогов;

• посредством интонации, которая выполняет следующие функции:

¦ формирует высказывание и выявляет его смысл;

¦ разграничивает разные коммуникативные типы предложений (вопрос, побуждение, повествование);

¦ выделяет части высказывания по их смысловой важности, оформляет синтаксическую конструкцию как единое целое и одновременно расчленяет ее на отдельные отрезки;

• посредством использования порядка слов — определенного расположения слов в предложении или словосочетании. Порядок слов разграничивает синтаксические функции слов в редложении и коммуникативные типы самих предложений (вместе с интонацией). Существуют языки, в которых фиксированный порядок компонентов выражает определенные синтаксические отношения.

 

 

38. Части речи — основные лексико-грамматические классы по которым

распределяются слова языка. Данные множества слов обладают какими-то общими грамматическими признаками. В зависимости от строя языка и теоретических позиций исследователей выделяется от 2 до 15 частей речи.

Признаки, на основе которых производится распределение единиц лексикона по большим грамматическим классам:

• семантический критерий — общее категориальное грамматическое значение слов;

• синтаксический критерий — обычная, первичная синтаксическая функция, т. е. способность выступать в позиции определенного члена предложения и сочетаться с определенными классами слов), на основе которого в большинстве языков мира разграничиваются прежде всего существительные и глаголы (по И.И. Мещанинову);

• морфологический критерий (особенности формообразования и состав грамматических категорий, т. е. система ее морфологических категорий и морфологических разрядов), по которому слова делятся на изменяемые (склоняемые и спрягаемые), состоящие из основной части и формальной, и на неизменяемые (Ф.Ф. Фортунатов);

• деривационный критерий — особенности словообразования, т. е. набор словообразовательных моделей и словообразовательных средств, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи;

• фонологический — особенности фонемной и просодической структуры слов разных классов.

При разбиении всего множества лексических единиц на основе синтаксического критерия в сочетании с семантическим критерием основная масса лексических единиц делится:

• на слова знаменательные (полнозначные, полнозначимые, автосемантические) — могут функционировать в качестве членов предложения; отдельное знаменательное слово может быть минимумом предложения (высказывания);

• слова служебные (неполнозначные, неполнозначимые, синсемантиче- ские, формальные) — не могут функционировать в качестве членов предложения;

• междометия — обособляются на основе того, что они сами по себе достаточны, чтобы оформить высказывание, и не вступают в синтаксические связи с другими словами в данном речевом образовании.

Виды знаменательных слов:

• назывные — обладают наиболее четко выраженными частеречными особенностями: их характеристика опирается одновременно и на синтаксические, и на сопряженные с ними семантические признаки;

• местоименные (местоименно-указательные, дейктические);

• числительные (числовые, нумеративные).

В структуре предложения выделяются прежде всего позиции актантов (предметных участников дел, событий, ситуаций) и позиции предикатов (признаков).

В рамках одной предметной ситуации актанты выступают как носители признаков, характеризующих их отношение к ситуации в целом и их отношение друг к другу.

Актантная классификация назывных слов:

• актантные (непредикатные, непризнаковые, предметные) — существительные, для которых характерны такие первичные актантные (синтаксические) функции, как подлежащее и дополнение. Употребление существительного в функции обстоятельства, определения или

сказуемого для него вторично;

• предикатные (признаковые) — глагол, для которого первична предикатная функция (приписывание какого-то актуального в данное время признака предмету, выдвинутому на роль субъекта). Функционирование его в любой другой позиции (подлежащее, дополнение, обстоятельство, определение) для него вторично. Прилагательные и наречия, так же как и глагол, принадлежат к признаковым словам. Прилагательные, выражающие признаки предметов как бы вне времени (т. е. неактуализованные предикаты), специализированы на использовании в функции определения, а наречия, значениями которых являются признаки других признаков, — в функции обстоятельств. Наречие синтаксически связано с глаголом, а

прилагательное — с существительным. В этой системе классификации не вычленяются классы местоимений и числительных.

Граммемы (формальный показатель) основных частей речи:

• существительного - граммема предметности (субстантивности): субстантивные словоклассифицирующие граммемы рода или именного класса; словоизменительные граммемы падежа, числа, одушевленности — неодушевленности, определенности — неопределенности, отчуждаемой — неотчуждаемой принадлежности;

• глагола — граммема процессуальное™ (глагольности): предикативные глагольные граммемы времени, вида, наклонения, залога, версии, породы, вопросительности, отрицания, а также согласовательные граммемы лица, числа, рода; граммемы переходности — непереходности, динамичности — статичности, предельности — непредельности, способов действия (начинательность, многократность, одноактность, однонаправленность - неоднонаправленность движения, кумулятивность, дистрибутивность);

• прилагательного — граммема признаковости (адъективности): противопоставление полных и кратких форм, категории степеней сравнения и категории интенсивности, а также согласовательные граммемы числа, рода и падежа;

• наречия - граммема наречности (адвербиальное™): граммемы категории степеней сравнения и категории интенсивности.

Переходность частей речи — явление, которое прослеживается между знаменательными и служебными частями речи, объем которых в значительной степени пополняется за счет знаменательных слов. Явление переходности наблюдается и между знаменательными частями речи благодаря конверсии — морфолого-синтаксическому способу

ловообразования. Сущность этого проиесса:

• с фонетической точки зрения новое слово не образуется;

• в результате перехода его из одной части речи в другую слово приобретает новые структурно-грамматические свойства, теряя при этом ряд своих грамматических признаков.

 

37 Грамматическая категория — система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородным значением (напр., существительные в форме единственного и в форме множественного числа противопоставлены друг другу и образуют грамматическую категорию числа). Члены одной грамматической категории объединяются общим грамматическим значением (напр., значением числа) и различаются частными значениями (напр., значениями единичности — множественности). Грамматические категории обеспечивают системную организацию морфологического компонента данного языка.

В основе грамматической категории как особо организованной системы языковых элементов лежит противопоставление (оппозиция). Если один из членов оппозиции фактически отсутствует, то отсутствует (по смыслу и содержанию) и второй, даже если формально он представлен в слове (у вещественных существительных представлена форма ед. ч., но значения ед. ч. у этих слов нет, так как у них фактически нет и не может быть формы мн. ч.).

Виды оппозиций:

• привативная оппозиция — такое противопоставление двух членов, при котором один член (сильный, маркированный) обладает ярко выраженным семантическим признаком, а второй (слабый, немаркированный) характеризуется его отсутствием, что приводит к тому, что слабый член может выступать в роли сильного

• транспозиция - переносное употребление грамматической формы, когда одна из форм грамматической категории может выступать в значении другой формы того же парадигматического ряда (напр., наст, время может употребляться в контексте прошедшего (настоящее историческое), что делает рассказ более живым).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...