Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реакторы с неидеальной структурой потока




 

Цель работы

6.1.1 Обработка экспериментальных данных с трассером при изу­чении структуры потока в реальном аппарате.

6.1.2 Моделирование реального реактора с помощью неидеальной модели.

6.1.3 Определение параметра модели на основании опытных дан­ных.

 

Краткие теоретические сведения

В реальных аппаратах структура потока носит более сложный ха­рактер, чем в аппаратах с идеальной гидродинамической структурой. Причинами отклонения от идеальности являются такие факторы, как наличие застойных зон, внутренних байпасов и рециклов, молекуляр­ной и турбулентной диффузии, неравномерность поля скоростей и дру­гие факторы.

Экспериментальное определение степени отклонения от идеально­го гидродинамического режима, а также определение параметров мо­дели может быть проведено на базе изучения функций распределения времени пребывания (интегральной и дифференциальной). Вид функ­ции раскрывает определенным образом структуру потоков взаимодей­ствующих веществ, их перемешивание в реакторе. Он зависит от типа реактора и определяется в значительной степени его конструкцией. Для расчета реактора недостаточно знания истинного времени реакции, полученного из ее кинетического уравнения. Для нахождения степени превращения требуется определение распределения времени пребыва­ния реагирующих веществ в реакционном объеме и условий их пере­мешивания в нем.

Экспериментально кривые отклика получают путем введения инертного компонента (индикатора или трассера) на входе в реактор по какому-либо способу и регистрации его концентрации на выходе из ре­актора. Время пребывания индикатора в реакторе такое же, как и час­тиц основного потока. Интегральная функция распределения F() соот­ветствует кривой отклика на ступенчатый сигнал, дифференциальная Е() – на импульсный сигнал.

 

Связь между средним временем пребывания и дифференциальной функцией распределения имеет вид:

(6.1)

Если экспериментальные данные приводятся в дискретной форме, то для расчетов среднего времени пребывания используют приближен­ную форму уравнения (6.1):

(6.2)

где Ci – экспериментальные значения концентрации индикатора.

Дифференциальная функция распределения может быть рассчита­на также по приближенной формуле:

(6.3)

Средняя концентрация компонента А на выходе из реактора не­прерывного действия с учетом функции распределения имеет вид:

(6.4)

где СА – текущая концентрация компонента А, определяемая из кинети­ческого уравнения реакции;

СА0 – начальная концентрация.

Тогда выход по продукту S определится уравнением:

(6.5)

Задание

Последовательная реакция проводится в ре­альном реакторе без изменения плотности реакционной смеси. Опыты с трассером при объемной скорости, равной скорости подачи реакцион­ной смеси, приведены на рисунке 6.1.

6.3.1 Используя программу к лабораторной работе № 6 (Приложение А), рассчитать выход по продукту S на основании опытов с трассером. Известно, что для последовательной реакции характеристическое уравнение имеет вид:

(6.6)

6.3.2 Построить модель реактора (записать уравнения материаль­ного баланса). В качестве модели принять реактор идеального смеше­ния с байпасом.

Показать, что для реактора смешения концентрация по продукту S может быть определена из уравнения:

(6.7)

где время пребывания в реакторе идеального смешения.

 

Рисунок 6.1 – Схема модели

Учитывая долю байпаса находим концентрацию продукта S для модели:

(6.8)

Выход по продукту S определяется по уравнению:

(6.9)

6.3.3 Выполнить расчеты на модели с исходными данными, приведенными ниже, с различными значениями параметра модели в заданном интервале. Сравнить расчетное значение выхода продукта S с полученным для реального аппарата. С каким значением параметра модель лучше всего описывает реальный реактор? Сделать выводы по работе.

Исходные данные:

k1 =0,01 c-1; k2=0,007 c-1 – константы скорости реакции;

= 0; = 0 – начальные концентрации компонентов R и S со­ответственно.

Экспериментальные значения времени пребывания и концентрации трассера приведены в таблице 6.1 по вариантам.

 

Таблица 6.1 – Варианты заданий

Номер варианта Номер опыта          
·0,1 С ·0,1 С С С С
    15,4       4,6        
    16,2       4,5        
    16,0       4,2        
    14,8       3,8        
    10,2       2,7        
    7,9       1,8        
    6,3       1,1        
    5,2       0,7        
    4,3       0,4        
    3,6       0,2        
    3,0       0,1   11,5    
    2,5       0,0        
    2,0           8,5    
    1,8                
    1,5                
    1,2                
    0,8                
    0,6           3,5    
    0,4                
    0,3           2,5    
    0,2                
    0,1           1,5    
    0,1                
    0,1           0,5    
    0,0           0,0    

 

Продолжение таблицы 6.1

Номер варианта Номер опыта            
·0,1 С ·0,1 С С С С
    25,3       8,4   36,8    
    24,2       8,0   31,9    
    22,0       7,2   27,6    
    20,8       6,8   21,8    
    16,2       6,3   18,5    
    12,9       5,8   15,0    
    11,3       5,1   12,4    
    9,2       4,7   10,6    
    8,3       4,4   0,9    
    7,6       3,2   0,8    
    6,0       2,7   0,6    
    5,5       2,3   0,5    
    4,1       2,0   0,3    
    3,8       1,5   0,2   8,5
    3,5       1,1   0,1   7,3
    3.2       0,8   0,1   6,2
    2,8       0,5   0,0   5,1
    1,6       0,3       4,2
    1,4       0,1       3,6
    0,9       0,0       2,9
    0,8               2,0
    0,6               1,1
    0,5               0,8
    0,3               0,5
    0,1               0,1
                       

 

6.4 Контрольные вопросы

 

1. Каким образом экспериментально изучают структуру потока в реакторах?

2. Какие требования предъявляются к трассеру?

3. Каковы причины отклонения структуры потока в реакторах от идеальной?

4. Основные допущения о движении потока в реакторе идеаль­ного смешения.

5. Какое значение имеет структура потока в реакторе при про­ведении химической реакции?


Лабораторная работа № 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...