Внутренняя картина болезни (ВКБ). Формирование и основные составляющие ВКБ у детей.
Специалисты гов:«надо лечить б-ного,а не симптомы бол-ни» Лурия:ВКБ-все то,что переживает,чувствует б-ной,вся масса ощущ-й,не только местных болез-ых,но и его общее самочувствие,самонаблюдение,представление о своей бол-ни,её причинах,все то,что связано для б-ного с приходом его к врачу,весь тот огромн-й внутр-й мир,сост-й из слож.сочет-й восприятий и ощущ-й,эмоций,конф-ов,психол-х пережива-й и травм.ВКБ во многом субъективное представление боль-го о всей процедуре леч-я и самой бол-ни.Объект.представ-я врача и субъективные пац-та часто не совпад-т => наруш.режима,отказы,непонимание.Выд-т четыре ур-няВКБ:1-чувственный(неприят./ болезн-е ощущ-я от конкрет-го заб-я и патологич.измен-я общего сост-я);2-эмоц-й(эмоц-ое переживание своей бол-ни)3-IQ-ный (размышления чел-а о причинах исущности своей бол-ни)4-мотивационный(желания и стремления чел-а,связ.с его болезнью);Формир-е ВКБ зав-т от структуры лич-ти,глубины осознания и переживания бол-ни.Мн.авторы гов, что ВКБ зав-т от возраста(самосознание,схема тела) Психологами выделяются 13 типов психологического реагирования на заболевание. Типология реагирования на заболевание создана А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношение к данному заболеванию в референтной для больного группе. Типы объединены по блокам. Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых, социальная адаптация существенно не нарушается: гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы. Во второй и третий блок включаются типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием.
13 типов психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко 1) Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Не желание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному, и сосредоточение внимания на судьбу близких. 2) Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, непрерывный поиск «авторитетов». В отличии от ипохондрии более интересуют более объективные данные о болезни чем собственные ощущения. Настроение, прежде всего тревожное, угнетенность вследствие этой тревоги. 3) Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. И стремление постоянно рассказывать о них окружающим, при этом преувеличивая действительных и выискивание не существующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех. 4) Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. 5) Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало. 6) Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при не приятных ощущениях, при неудачах лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем - раскаяние за беспокойство и несдержанность.
7) Обссесивно-фобический. Тревожная мнительность, прежде всего, касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы, ритуалы и амулеты. 8) Сенситивный. Чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для блиских из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. 9) Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни. 10) Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни. 11) Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очивидного в проявлениях болезни, приписывании их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами». 12) Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются, во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность продолжать работу.
13) Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств, халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинение и требование наказаний в связи с этим. ВКБ(Резников,Вассерман):единство внутриличностной структуры и нейрофизиологич.базиса. ВКБ реб-ка им.несколько составляющих:1)-уровень IQого функционир-я:гипо/гипер/анозогнозия(у детей с УО чаще гипо/анозогнозия)2)-знание о здоровьи внутренних органов,болезни и лечении.Дети поним-т,что здоровье ограничено.Устойчивое предст-ие о здоровьи форм-ся к 7 годам. В90%случаев дети гов-т о важности сердца,легких,о мозге им.незначит.предст-е. Старш.дети гов,что при болезни важно душевное сост-е,младш.дел-т упор на режим, диету,лекарства3)-опыт жизни и перенесённых бол-ей.Отрицат.сказыв-ся обострения, заб-я родств-ов.Дети до10-12 лет получ-т предст-ие о болезни от родственников4)-понимание универс-ти и необходимости смерти:у детей младш.возраста нет;подростки признают мысль о собств-ой смерти 5)-половая принадлжность:у девочек чаще чем у мальчиков вытесн-ся предст-ия о болезни6)-отнош.родит-ей к заболев-ию(особенно эмоц.сост-ие мамы)6)-Отнош родств-ов к заболев-ю влияет на отнош.персонала.7)-особ-ти эмоц-ого реагиров-ия(личностные характер-ки)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|