Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Анамнез больного (болезни, жизни, семейный). Диагностическая беседа. Генограмма.




Методы:беседа,наблюд-е,сбор анамнеза,применение разл.психодиагностич.методик.

Цель психосоматического анамнеза состоит в том, чтобы привести не осмысленные больным соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни.

Первоочередная цель заключается в нахождении связей во времени между началом соматических проявлений и анамнестически достоверными жизненно важными изменениями или же в констатации их отсутствия. Если такие связи устанавливаются, то дальнейшая беседа должна прояснить, понимает ли сам больной значимость для развития заболевания тех неприятностей, которые возникли у него в связи с конфликтами и кризами. Это предполагает знание личности больного, условий его развития в детстве, конфликтов в процессе социализации, фиксации на них до последнего времени и уязвимости в отношении их с учётом ослабления актуальности прошлых переживаний.

Такая диагностическая беседа требует не менее 30 мин, но обычно занимает значительно больше времени. Она также предполагает дальнейшее сотрудничество врача и пациента. Врач расценивает пациента как сотрудника, и этим мотивируется общность их задач. Психосоматический диагноз, как и психотерапия, зависит от того, как на него реагирует сам пациент. В общении с ним врач должен активно повышать готовность пациента к самопознанию.

Рекомендуется использовать даже едва уловимое структурирование процессов как метод исследования, позволяющий оценивать как потребности, так и свободу пациента, которые в его собственном представлении противоречат друг другу, но врачу позволяют составить общую картину болезни.

1. Вначале задают вопрос о жалобах, давших основание для обращения к врачу: Следует подвести пациента к тому, чтобы он рассказал о своём состоянии своими словами. При этом необходимо отмечать речевые обороты, которыми он пользуется при описании своих жалоб и картины своей болезни.

2.Следующий вопрос позволяет уточнить время появления болезненных переживаний, Устанавливаются и периоды последующих ухудшений и улучшений. Врач должен настойчиво расспрашивать больного о времени начала болезненных переживаний вплоть до дня и часа. Анамнез жизни в рамках общеврачебной ситуации, когда врач получает как психические, так и соматические данные, включает и соматическое обследование.

3. Решающим для понимания внутренних конфликтов и внешних психосоциальных связей является вопрос о жизненной ситуации к моменту начала болезни. Если же невозможно установить связь между жизненными кризами и началом болезни (в том числе и при повторных беседах), то психосоматическую природу заболевания следует поставить под сомнение.

4. При ретроспективном взгляде жизненные ситуации, вызывающие болезни, могут обнаруживаться в детстве, юности и зрелом возрасте. При сборе анамнеза разговор ведётся об отношениях с родителями, о развитии в детстве, о служебной карьере, о сексуальном развитии.

5. В конечном итоге создаётся картина личности больного в целом. Если учесть его душевные переживания и поведение, то можно оценить значение симптоматики, ситуации заболевания и данных анамнеза.

Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы привести не осмысленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни.

Первоочередная цель заключается в нахождении связей во времени между началом соматических проявлений и анамнестически достоверными жизненно важными изменениями или же в констатации их отсутствия. Если такие связи устанавливаются, то дальнейшая беседа должна прояснить, понимает ли сам пациент значимость для развития заболевания тех неприятностей, которые возникли у него в связи с конфликтами и кризами. Это предполагает знание личности пациента, условий его развития в детстве, конфликтов в процессе социализации, фиксации на них до последнего времени и уязвимости в отношении них с учетом ослабления актуальности прошлых переживаний.

Первая беседа имеет решающее значение для дальнейшего формирования отношений психотерапевта и пациента. Рекомендуется уже перед первой встречей сделать установку на диагностически-терапевтическое использование пациентом своих чувственных реакций. Важные указания на свой конфликт пациент часто дает тем, что использует в отношениях с психотерапевтом свою привычную систему переноса и защиты.

В течение первых минут пациенты обычно расслабляются. Они с удивлением замечают, что о проблемах оказывается возможным говорить; при этом можно затрагивать очень личные вопросы, не впадая в особое смущение.

Разговор с самого начала должен также преследовать терапевтические цели. Это пациент должен чувствовать, т. к. он часто хотел бы начать лечение с момента, когда он переступит порог кабинета. (Далее все принципы сеанса психотерапии сохраняются - позы, паузы в разговоре, не давать советы и тд. У Араканцевой мы это походили.)

При выборе комплекса тестовых методик для исследования психосоматических пациентов должны быть учтены следующие принципы:

• Относительная простота применяемых методик.

• Быстрота их проведения.

• Полнота изучения исследуемого явления.

• Взаимная дополняемость применяемых методик.

• Высокая суммарная валидность.

• Достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения.

Генограмма- м-д сем.психотер-и,при кот.врач конструирует сем.взаимоотнош-я;явл-ся осн.причиной психол-го расс-ва у чел-а, так чтобы члены семьи могли лучше понять др.др(имеет 7частей:1.Семейное древо-для мужчины исп-ся квадрат,для жен.-круг:в них вписываются имена,в конце вводятся даты браков и разводов.2.Мед-е свед-я-прослеж-ся история заб-й /нездоровья каждого. Повтояющиеся заб-я в семье.3.Эмоц-е паттерны:какие чув-ва исп-т чел.к себе и др-му. 4.Динамика отнош-й-как члены семьи отн-ся др.к др.отнош-я:оддаленные,враждебные, близкие.5.С-ма семьи-как разные части семьейной с-мы раб-ют сообща/как им это не удается.сущ-т ли коалиции и т.д.6.Системные верования.7.Общество и ваша семья)

 

Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Значение экспериментально-диагностических методов для выявления психологических особенностей больных и определения эффективности проведенного психокоррекционного и/или психотерапевтического вмешательства.

Методы:беседа, наблюд-е,сбор анамнеза,применение разл.психодиагностич.методик.Зачастую анамнестич. данные не дают достаточного мат-ла для выявлен.психол-х особ-ей б-ных.Для составл. более полной картины л-ти б-ного исп-т методики:напр,Личностный опросник Айзенка, адаптир-ый Панасюком,позвол-ий выявить эмоц.неуст-ть;Личностный опроник Кеттела; Шкалу реактивной и личностной трев-ти Спилбкргера в модиф.Ханина;Цветовой тест Люшева;Метод незаконченных предлож-й;Разл.проективн.мет-ки(рис.семьи;бол-ни); Тип отнош.к болезни Личко.Данные полученные в ходе диаг-ки носят вспомог-й хар-р,их ценность обнаруж-ся при сапоставлении с рез-ами клинич.наблюд-я(в ряде случаев с рез-ми др.лабор-х исслед-й).Конечн.цель комплексного обслед-я-это постановка диагноза и обнаруж-ые психич, личностн.особ-ти б-ного. Многократно проводимые в процессе леч-я иссл-я м.б.объективными показателями вли-я терапии на теч-е б-ни,свидетельствует об эффект-ти проводимого леч-я.

 

Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Диагностика личностных особенностей и актуального состояния личности. Оценка невербального и вербального поведения больного.

Клин.м-ды: беседа,наблюд-е,сбор анамнеза,примен-е разл.психодиагностич.методик.

Проекционные тесты, — психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображения». Другие определения, напротив, громоздки и многословны. Однако общей особенностью любого адекватного определения является:

1. Упоминание проекции как принципа, положенного в основу метода;

2. Указание на свободный характер ответов испытуемого, не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности, и

3. Указание на неопределенность и неоднозначность сти-мульного материала, который тем самым отличается от сти-мульного материала интеллектуальных и других тестов.

Тест Роршаха

Стимульный материал теста Роршаха состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурными) изображениями (так называемые «пятна Роршаха»). Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено, на что это похоже. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникла ассоциация).

Каждый ответ оценивается по пяти категориям:

1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);

2. Детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.);

3. Уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);

4. Содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);

5. Оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Диагностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Дифференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании теста, тем определеннее, чем больше изучаемая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...