Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание оцененных шкал




1. Шкала общей интернальности — ИО. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и. таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале ИО соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений — ИД. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале ИД свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач — ИН. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели ИН свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях — ИС. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий ИС указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений — ИП. Высокий ИП свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий ИП указывает на то, что человек склонен придавать большее значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений — ИМ. Высокий показатель ИМ свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий ИМ, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров. 7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни — ИЗ. Высокие показатели ИЗ свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого' себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким ИЗ считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

 

Лечение и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Принципы психосоматической терапии. Возрастные аспекты психотерапевтических подходов.

При лечении психосоматических больных применяют весь спектр психотерапевтических методов, каждый из которых выбирают с учетом характера соматического лечения больного или произвольно. К таким методам относятся индивидуальная, групповая, семейная психотерапия; терапия, вскрывающая конфликт; поддерживающие и обучающие методики; лечение, сконцентрированное на теле; гештальттерапия. Специальные модификации, например длительная гомогенная или смешанная групповая терапия, часто бывают полезными при оказании помощи больному с его установкой на оценку болезни как страдания органа, с его неадекватным самовосприятием и трудностью эмоционального самовыражения.

Леч-е необх-мо для того,чтобы вылечить\уменьшить серьезность забол-я/др.патологич.сост-й. Цели леч-я:1)устран-е симптомов2)содействие поним-ю патогенных связей(внутр.конфликты,противореч-я).3)понимание ситуации, вызав.актуальное сост-е пац-та.4)профилактич-я переориентация пац-та и значимых др.лиц из ближ-го окруж-я(измен-е образа жизни).5)активное,непрерыв-е формир-е отношений врача и пац-та,способств.разв-ю доверия..Методы леч-я: символдрамма,арттер-я,когнит-я,поведен-я,группов-я,сем-я тер-я и т.д.Зная осн.причины и мез-мы разв-я заб-я,м.сост-ть сис-му мер,имеющих целью предупреж-е возник-я заб-я.

Психопрофилактика: -первичная (пропоганда здорового образа жизни); - вторичная (выявление и отнесение к группам риска. Предотвращение заболевания); третичная (профилактика обострений)

Первич.проф-ка –опред-е группы риска,включ.детей с отягощ.наслед-тью,перенес-х травмы и вред-ти,имеющ.пораж-я ЦНС,имеющ.неблагоп-ю семью. Вторич.проф -ка:направ-на на стабил-ю,улучш-я сост-я. Третич.проф-ка:предупреж-е обострений.

Принцип системности

Практически все руководства содержат указания на целесообразность комплексной, комбинированной терапии психосоматических расстройств. При этом обычно имеют в виду необходимость сочетанного, одновременного, параллельного воздействия на биологический и психический компоненты заболевания. В практике это приводит к тому, что принятая в лечении того или иного расстройства биологическая (соматическая) терапия сочетается с биологической терапией выявленнных или предполагаемых психических нарушений (тревоги, депрессии и др.), либо с попытками их психологической коррекции. В ряде случаев такой подход оказывается эффективным, но нередко приводит и к разочарованиям. Анализ неудач показывает, что они возникают в результате неадекватных усилий врача и неэффективности используемых средств: воздействуя на отдельные структуры, они не затрагивают то, что делает болезнь болезнью — системные функциональные связи отдельных структур. Казалось бы, вполне естественно при сочетании у подростка вялости, слабости, снижения работоспособности, с одной стороны, и ВСД — с другой, назначение комбинации соматической терапии со стимулирующими препаратами. Но если психостимулирующий эффект последних сочетается со стимулирующим действием на вегетативную нервную систему, то результатом будет усиление ВСД. Сердечно-сосудистые реакции на тревожные стимулы у представителей женского пола протекают обычно по гипотоническому типу (уменьшение минутного объема, брадикардия, расширение периферических сосудов), тогда как у представителей мужского пола по гипертоническому. Поэтому противотревожные средства у подростков мужского и женского пола должны сочетаться с применением различных соматотропных препаратов. К этому можно добавить, что даже монотерапия противотревож ными средствами должна строиться на учете сомато- и вегетотропного спектров действия каждого из них. Если же предпочитают гипнотерапию, то при принципиальной однотипности уменьшающей тревожность суггестии в гипнозе в работе с девочками уместнее элемент активизации (например, «сердце бьется уверенно, ровно, сильно»), а в работе с мальчиками — элемент соматической релаксации (например, «сердце работает ровнее, спокойнее, меньше напоминает о себе»).

Иными словами, принцип системности предполагает воздействие на функциональные связи отдельных структур в целом, предопределяя не простое суммирование эффектов, а их взаимодействие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...