Оценивание взаимодействия кактерапевтическое вмешательство
Оценивание количественных и качественных характеристик взаимодействия родителя и младенца также может рассматриваться как психотерапевтическое раннее вмешательство. В некоторых программах диагностическая оценка может занимать от шести до восьми встреч и включает в себя определение уровня развития и психосоциального статуса младенца, особенностей взаимодействия родителя и ребенка, клиническое интервью с определением особенностей родителей и семьи и истории отношений, а также ответы родителей на структурированный вопросник. По мере прохождения всех этапов оценки родителям помогают быть более чувствительными к проявлениям младенца, структурировать и организовывать его поведение. В клинической работе объективные наблюдения взаимодействия матери и младенца, включающие в себя оценку синхронности, симметричности, очередности, характера их игры, являются только половиной картины. Необходимо также попытаться понять личное субъективное значение, которое ребенок несет для родителя, поскольку часто именно это является основным фактором нарушения взаимодействия и требует анализа для поддержания здорового развития ребенка. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В данном подходе отношения в системе «мать — младенец» и направления терапевтического влияния рассматриваются с точки зрения динамического взаимодействия четырех основных компонентов системы: 1) наблюдаемое поведение взаимодействия младенца; 2) наблюдаемое поведение взаимодействия матери; 3) репрезентация взаимодействия со стороны матери (сохранившиеся в памяти и влияющие на текущее взаимодействие фантазии, надежды, страхи, семейные традиции и мифы, личный опыт, интерпретации и представления о ребенке, себе, муже, родителях); 4) репрезентации взаимодействия со стороны младенца (субъективный опыт переживания самого себя и другого, возникающий в процессе взаимодействия с матерью). В процессе терапевтического взаимодействия к этим четырем элементам модели отношений матери и младенца добавляются еще два: 5) поведение взаимодействия с матерью и ребенком со стороны терапевта; 6) система репрезентаций терапевта (включающая в себя его представления о взаимодействии, о каждом из элементов системы «мать — младенец», о самом себе, основывающаяся на опыте и теоретической подготовке), от которой зависит смысл и форма проведения терапевтического вмешательства. В качестве «центрального пациента» психотерапии рассматривается диада «мать — младенец» или триада «мать — отец — младенец». В последнем случае в систему могут быть добавлены элементы поведения и репрезентации отца. Кроме того, считается, что необходимо принимать во внимание влияние на рассматриваемую систему других людей, социальных, медицинских или образовательных служб. Согласно предлагаемой модели в процессе терапии возникают новые элементы — репрезентации матери в процессе реального или воображаемого взаимодействия с терапевтом, репрезентации ребенка в процессе взаимодействия с терапевтом. Сравнение предыдущих репрезентаций (например, представления матерью себя как матери наедине с ребенком) и репрезентаций, возникающих в результате терапевтических отношений (представлений себя как матери в процессе терапии), имеет большое терапевтическое значение и может привести к изменению в системе «мать — младенец».
Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Особенности и методы обследования и психотерапии детей раннего детского возраста. Программы раннего вмешательства.
ПРВ–это созд-е для реб-ка оптим.развивающей среды. Скрининговое обслед-е:смотрят разв-е зрения, слуха,речи и психич.разв-е.М.провод-ся в яслях,при запросе мед.и род-ей.После чего выявл-ся дети риска и далее необх.детальное изуч-е этих детей для разраб-ки прог-мы. Первичн.приём: анкета,реб-к и оба род-ля.Перед ним выд-ся анкета,расчит.на опред. возраст реб-ка.Один из принципов раб-ы института:-командная работа-комплексн.заключ-е. Мультидисциплинарн.хар-р работы: врачи, физич.терапевты/спец-ты по двигат.разв-ю, дефектологи/коррекцион. педагоги, детские психологи/спец-ты по эмоц. разв-ю,логопеды/ спец-ты по ранней коммуникации.Раннее вмеш-во нач-ся уже с запол-я анкеты,т.к.нек-рые вопросы оч.«мелкие»–способ обратить вни-е мамы на реб-ка. Первичн.педиатрич.приём включ: 1) жалобы–м.б.адекватн.и неадекв(требуют то,что реб. сделать не м.);учитывать запрос род-ей и при необх-ти его переформулир-ть; 2) анамнез+ опрос об усл-ях жизни: стандартная история разв-я,наслед-ть,усл-я жизни(соц-бытовые), краткая ист-я семьй,хар-ка семейных отнош-й(рассказать обычный день;что посл.раз делали вместе;о чём спорили посл.раз). Надо избегать «вопросов в лоб»;+как спит реб-к, ест,разв-е речи,навыки самообслуживания; 3) если реб-к не прох.скрининговое обслед-е, провести его; 4) Мед. осмотр; 5) Во t всего приёма набл-е за повед-ем реб-ка:игра,взаимод-е с мамой,R на псих-га,двигат.акт-ть(кач-во и кол-во дви-й,что умеет и на сколько мес-ев), эмоц.сост-е,как вступает в контакт. Оценка ур-ня разв-я игры:зав.от возраста, необх. соотносить:млад-тянет в рот;манип-ии с игрушкой;сюжетн.игра.Концентрация вни-я на интересн.предметы, разв-е речи и соотнес-е с возрастом,поним-е инструкции.Взаимод-е мать-дитя (хар-ка отнош-й и самой мамы).Цель приёма:выявить нар-я или гр-пу риска. Скрининг иссл-е на выявл-е аутизма: Пров-ся с 18мес.Смотрят по(нет):игра понарошку(налить чай из чайника;игра в магазин);объединённое вни-е мамы и реб-ка на один предмет(мама гов:ой, посмотри какая игрушка! не показывая рукой,тока взглядом);протодекларативное вни-е (реб-к д.указать предмет: покажи лампу,дверь и т.д.). ПРВ: Прогр-ма менеджмента –24часовая прог-ма,направ-ная на предотвращ-е возник-я вторичн.ослож-й у реб-ка с двигат.нар-ми.2блока:прог-ма дви-й и позиционир-я. Принципы: 1)прав-ое полож-е тела в теч-е всего дня(исключ.патологич. импульсацию, сниж.возник-е контрактур);2)прав-е распред-е веса(профил-ка соскальзыв-я и трофич.нар-й); 3)поддерж-е полного объёма дви-й в суставах.Обязат-но совместно с род-ми.По часам разбир.режим дня и сост.конкретн. прог-му,затем консультации и пров-ка динамики.Прог-ма подверг-ся измен-ям. Тренировка взаимод-я: важно взаимод-е взр-реб-к.Измен-ся повед-е взр,исп-е«+»сторон взаимод-я, отраб-е«-».Приём имитации матерью реб-ка для усил-я взаимод-я.Руков-во взаимод-я (низк.соц-бытов. ур-нь, немолодая семья, с психич.бол-ми).Распис-ся число встреч,запись на видео-анализ и подбор рекомендаций. Психодинамич.модель: важно установить все фантазии род-ей по отнош-ю к своему реб-ку.Возм-ть выявить патологич.защит.мех-мы у детей от3до5:избег-е,замирание(обращ-е агрессии на себя). Оценка повед-я млад-ца как терапевтич.вмешат-во: необх.детальное наблюд-е за психич, физич.разв-ем реб-ка. Наблюд-е динамики разв-я,оценив-ся привяз-ть. Род-ли разреш.своё противоречие по поводу трев-ти за дальнейшее разв-е своего реб-ка. Оц-ка взаимод-я как терапевтич. вмеш-во: 1.взаимод-е род-ль–реб-к;2.ур-нь разв-я реб-ка/его психо-соц. статус. Системный подход: в центре диада мать-младенец,их взаимод-е опис-ся в соответствии со след. компонентами:1)взаимод-е млад-ца прояв-ся в повед-ии;2)повед-е матери;3)репрезентация взаимод-я,к-рое остаётся в памяти матери;4)повед-е психолога и его репрезентация (совместн.просмотр видео и обсуж-е пошаговое).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|