Младенческая нервная анорексия
Отсутствие аппетита встречается у 76,1% младенцев с нарушениями пищевого поведения психосоматического происхождения. Частые беспорядочные кормления, однообразная пища, принуждение к кормлению могут вызвать у ребенка снижение и даже утрату влечения к пище или ее отвержение. Нарушения аппетита нередко возникают у младенцев с невропатическими проявлениями: чрезмерно подвижных, с нарушениями ритма сна и бодрствования, раздражительных и плаксивых. Если эти дети воспитываются неправильно, оказываются оторванными от матери, других близких или переносят какой-либо другой стресс, у них может возникнуть отказ от груди или искусственного кормления. Встречаются как активные, так и пассивные формы анорексии. При активном отказе ребенок отворачивает голову в сторону от груди или от бутылочки с молоком или питательной смесью, не открывает рот, не сосет, не глотает. Новая пища принимается с недоверием или даже с протестом. При этом он часто плохо жует, требует, чтобы всегда кормил один и тот же человек и в неизменных условиях. Пассивный отказ проявляется отвращением к той еде, которую ему предлагают, требованием необычной для своего возраста пищи. Психогенная анорексия — довольно частое явление у младенцев. Выделяют несколько форм нарушения пищевого поведения: □ дистимический вариант анорексии с раздражительностью, плаксивостью, немотивированным беспокойством (дистимией), возникающими во время еды; □ регургитационный вариант с немотивированным срыгиванием во время кормления или сразу после него, значительным объемом регургитированной пищи, отсутствием вторичного заглатывания и пережевывания; □ смешанные варианты младенческой нервной анорексии с большой выраженностью нарушений питания.
Дети с потерей аппетита психогенного происхождения отличаются от тех, У кого анорексия вызвана определенными заболеваниями: у них не страдает общее физическое состояние, нет никаких других нарушений кроме отказа от еды. При этом отвержение пищи зависит от времени приема, вида или состава предлагаемой пищи, посуды, в которой ее предлагают, оттого, кто кормит ребенка. Некоторые дети, утрачивая аппетит в трехмесячном возрасте, страдают в продолжение всего дошкольного периода. Поедание несъедобного (извращение аппетита, симптом pica) Это расстройство характеризуется: □ повторяющимся поеданием несъедобных предметов (как минимум 1 раз в месяц); □ отсутствием психических расстройств, которые могли бы вызвать это нарушение пищевого поведения (детский аутизм, шизофрения, умственная отсталость). Обычно извращение аппетита начинается на 2—3-м году, но может встречаться и во 2-м полугодии жизни. Младенцы тянут в рот ворс с одежды, волосы. Более старшие дети употребляют в пищу несъедобные вещества: фекалии животных, окурки, насекомых, песок, гальку, уголь, глину, золу, краску, землю, бумагу, штукатурку, сор. Большинство детей без расстройств пищевого поведения тянут в рот многие несъедобные предметы, но почти никогда не глотают их или делают это редко. Чаще всего это дети, лишенные достаточного ухода, отстающие в развитии, слабовидящие, то есть те, кто не способен разобраться что можно есть. Как правило, этот симптом безвреден, но иногда он приводит к серьезным последствиям. Поглощение краски приводит к отравлению, а свалявшиеся мотки шерсти — к кишечной непроходимости. Поглощение фекалий может стать причиной токсоплазмоза. Так как выраженное извращение аппетита встречается, как правило, у отвергаемых родителями детей, воспитывающимися без соответствующего присмотра в дисгармоничных семьях, они часто худы, бледны и страдают желудочно-кишечными расстройствами. Симптом pica часто наблюдается у тяжело умственно отсталых детей и продолжается в течение дальнейшей жизни. Сохранение этого симптома у детей с нормальным психическим развитием после 4 лет — свидетельство глубоких поведенческих нарушений или даже тяжелого заболевания.
Сепарационная тревога Сепарационная тревога проявляется постоянным беспокойством ребенка по поводу «возможного» отделения его от матери или другого лица, к которому он наиболее сильно •привязан. Сепарационная тревога выражается в страхе исчезновения этого человека, боязни быть потерянным или похищенным. Возникают вспышки раздражения с плачем, требованиями не покидать его, не оставлять одного дома. Ребенок боится выходить из дома, расставаться с семьей. Всегда есть симптомы соматических расстройств: нарушается сон, появляются головные боли, тошнота, рвота, нарушается аппетит, отмечается потеря массы тела. Синдром депривационной предречевой ретардации Нарушения взаимоотношений в системе «мать—дитя», полная депривация могут привести к недифференцированному крику-плачу, отставанию вразвитии модулированных вокализаций (гукания, гуления, лепета, двуслогового лепета), снижению или отсутствию звуко- или слогоимитации. Этот синдром может быть в более легком или более тяжелом вариантах. При последнем наряду с предречевыми нарушениями имеются проявления анаклитической депрессии: отсутствие положительных эмоций, зрительного и слухового сосредоточения, двигательная заторможенность, регресс поведенческих навыков, патологические привычные действия. Невропатия Этот синдром — недостаточность вегетативной регуляции конституционального или рано приобретенного смешанного происхождения. В последнем случае в патогенезе невропатии большую роль играет эмоциональное напряжение ребенка, вызванное нарушенными взаимоотношениями в диаде «мать—дитя» или в семье в целом. К их числу можно отнести неадекватные условия режима, вскармливания и ухода, искажение материнского отношения. Невропатия составляет 10,1% от общего числа пограничных психических расстройств в младенчестве. Патологическое соматовегетативное реагирование наблюдается чаще и может встречаться еще до 6—7 месяцев. В дальнейшем формируются расстройства эмоционально-волевых реакций, нарушения внимания, психомоторики, расстройства коммуникативных функций. К 1,5 годам синдром невропатии приобретет отчетливые клинические черты. Появляются элементы личностных реакций в виде повышенной чувствительности к внешним и внутренним раздражителям. Симптоматика невропатии складывается из расстройств сна: изменений его продолжительности, глубины, нарушений засыпания и пробуждения, инверсии сна и бодрствования, двигательных феноменов во сне (вздрагиваний, бруксизма, яктаций, сосания пальцев), общей возбудимости, желудочно-кишечных расстройств, нарушений инстинктивной деятельности (аппетита). Позже могут присоединиться различные страхи, реакции пассивного протеста, невротические реакции даже на незначительные трудности и соматические недомогания. Дети, страдающие невропатией, отличаются очень выраженной привязанностью к матери, затруднениями в общении с другими людьми, необычной заторможенностью в новой обстановке. Они плохо включаются в ситуацию, активность при контактах незначительна, отвечают тихо или вовсе отказываются от общения. Двигательная активность при выполнении тестовых заданий легко затормаживается, моторика производит впечатление неловкой. Неврологических симптомов не обнаруживается, интеллектуальное развитие без отклонений.
38. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Теория адаптивного воспитания. Детско-материнская привязанность, характеристика ее типов и ее влияние на развитие ребенка. Модели психотерапии диады "мать-младенец". Проц.разв-я привяз-ти основан на ряде врожд.спос-ей реб-ка.Новорожд.подготовлен к тому,чтобы с ним общались.Все его чувства уже функционир,хотя развиты в различн.степени:новорожд.плохо видит,узнаёт материнск.лицо к 3мес,после первых2нед.новорожд.хорошо слышит,обоняние развито наиб.сильно.Сила привяз-ти реб-ка,т.е.пережив-е своей защищ-ти и увер-ти,определ-ся 2необход.кач-ми матери:1.гот-ть незамедлит-но помочь реб-ку,когда он тревожится, плачет;2.акт-ть матер.взаимод-я с реб-ом,спос-ть к общению с ним. Факторы эффективн. материнск.ухода: 1)мать как ист-ник сенс.и др.S(пеленание,ласка,разговор,нах-е в поле зрения реб-ка);2)мать как ист-ник удовлетвор-я пот-ти реб-ка в пище,желаемых предметах;3)мать как посредник м/д реб-ом и раздражит-ми внешн.среды,ослабляющая и реже усил-ая их возд-е. Необход.раннее приклад-е к груди(сразу после родов,в теч-е 24часов),чтобы сформир.крепкую,хор.привяз-ть.На ранней стадии возник-я привяз-ти особое знач-е им.телесн. контакт м/д матерью и реб-ом=>плачущего реб-ка надо брать на руки.Необх.удовлетвор-ть пот-ть в контакте,т.к.в рез-те формир-ся любовь.Если реб-ка не брать на руки,то угасает пот-ть=>эмоц.нар-я,реб-к б.не защищён.С6мес.значимой формой общ-я по своей эмоц. выраж-ти явл-ся голос и зрит.образ матери.Во2полугодии стан-ся значимой и необход. совместн.деят-ть с реб-ом,игры с ним.Игры носят хар-р диалога,в к-ром происх.обмен верб.и неверб.сигналами(со стороны реб-ка:комплекс оживления,плач, гримасы,крик),это общ-е способствует предметн.и реч.разв-ю. Поведенч-ие компоненты привяз-ти матери и реб-ка (Мери Эйнсуорд):1)сигнализир-е повед-е(плач,улыбка, голосовые сигналы);2)ориентирующее повед-е(взгляды,повороты);3)локомоции в ответ на повед-е др.чел-а(следование взглядом/следом,приближ-е);4)активные дви-я для достиж-я физич.контакта(после года:корабкаются на руки,подбегают;до года:тянут ручки). Признаки стойкой привяз-ти матери к реб-ку: 1.ищет и поддерживает визуальн.контакт; 2.произносит слова с особен-ми интонациями;3.прикас-ся к реб-ку,ласкает его;4.держит на руках,располаг.под грудью;5.испыт.«+»чув-ва. Признаки стойкой привяз-ти реб-а к матери: 1)возвращает взгляд и поддерж.визуальн.контакт;2)поворач-ся,настораж-ся,пыт-ся подражать тону материнск.голоса/сам произносит звуки для матери;3)улыб-ся, настораж-ся,выглядит успокоив-ся;4)приним.форму материнск.тела,каж-ся расслаб-ым; 5)испыт.«+»чувства(живость,спокойствие,м.успокаив-ся,если пришла мама).Установл-е глуб.связи в диаде м.затруд-ся незрелостью чувств и хар-ом матери,её неуравновеш-тью/ молодым возрастом,неразвившейся гестацион.доминантой.Укрепляет отнош-я в диаде грудное вскармливание. Кач-ва матери,необх-е для форм-я гармоничн.привяз-ти: 1.Мать д.б.эмоц-но доступна;2.Д.активно побуждать реб-ка к общ-ю и игре;3.Д.проявлять гибкость в выб-е стиля восп-я;4.Д.активно,но гибко выдерж-ать рижимные моменты, поним.и поддерж.инициативу реб-ка;5.Д.обладать выраж-ой эмпатией и реагировать на все виды стимулов реб-ка. 4типа привяз-ти:формир-ся под влиянием общ-я с матерью. Описать эксперимент. 1) надёжная привяз-ть/безопасная:мама и реб-к играют хорошо, сохран-ся пассивн.игра без мамы→ж:либо игра,но ещё более пассивная,либо реб-к нач. плакать→мама:приход сразу успокаивает реб-ка,протягивает к ней ручки,делает шаг, продолж.играть с интересом.Мама для реб-ка оч.важна и явл-ся гарантом стабил-ти и безопас-ти. 2) ненадёжная: А) амбивалентная/манипулирующая:реб.нач.бесп-ся уже при матери,с уходом её бесп-ся ещё больше,плачет,когда мать заходит плачет ещё громче, кусает,бьёт и проявл.много злости.На ж.не реагир,нараст.тревога. Б) избегающая:реб-к вначале играет с мамой,когда входит ж.продолж.играть,не обращ.вни-е ни на ж.,ни на мать,когда она заходит,демонстрир,что ему не нрав-ся,что она уходила:отводит глаза. Псих-г наблюд.за тревож-тью матери. В) дезорганизованное: реб-к беспокоится как с мамой,так и без неё:не хочет игр-ть без мамы,когда она возвр-ся,он замирает,потом убегает от неё. Хор.привяз-ть способ-ет норм.социализации,при этом реб-к формир-ет праильн.стереотипы взаим-я.Первичн.привяз-ть-к матери.Вторич.-к люб.др:друзьям, свестникам,проивопол.полу.Если первичн.прив-ть склад-ся плохо,то вторичн.тоже.У дет-й из детск.домов привяз-ть возник.к вещам,не одуш.объектам.
Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца: 1) здоровые отношения между матерью и ребенком; 2) качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию; 3) положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим; 4) реципрокность и синхрония отношений «мать—дитя» как основной элемент положительного характера привязанности между ними; 5) несменяемость первичного воспитателя младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов); 6) снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития. Раннее психотерапевтическое вмешательство направлено на создание условий для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста. Современные модели работы с младенцами и их родителями объе-диняют традиции психотерапии с результатами теоретических обобщений в области психологии развития младенцев последних лет. В то же время они отличаются друг от друга по заложен ным в основу теоретическим положениям, направленности вмешательства на различные элементы системы «мать - младенец», на различные группы матерей и младенцев, по длительности проведения вмешательства и степени привлечения технических средств. «ТРЕНИРОВКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Модель терапевтического раннего вмешательства «Тренировка взаимодействия» («Interaction coaching») направлена на изменение поведения взрослого за счет сосредоточения внимания на таких его сильных сторонах, которые ведут к более качественному взаимодействию с младенцем, и еще большего их усиления. В основе подхода лежат данные психологии развития младенца, согласно которым в процессе качественного взаимодействия мать подстраивает свое поведение под поведение младенца и тем самым обеспечивает и поддерживает адекватный индивидуальным особенностям ребенка уровень его стимуляции и возбуждения. Т. Филд представляет несколько характеристик такого качественного взаимодействия: одинаковый уровень интенсивности относящегося к одному и тому же разговора партнеров, очередность коммуникативных обменов, наблюдение за сигналами друг друга, соответствующие сигналам ответы друг другу. Типичной чертой гармоничного взаимодействия в период кормления является пристальный взгляд младенца на мать во время сосания и, в свою очередь, бессловесный взгляд матери, которая сохраняет свои слова для перерывов между сосаниями. Качественное взаимодействие лицом к лицу характеризуется преувеличенностью, медленным изменением и повторением поведения матери, имитацией ею поведения младенца, соблюдением очередности взаимодействия и уважением к перерывам со стороны младенца. Попытки изменения взаимодействия в данном подходе сфокусированы на изменении поведения взрослого. Существует целый набор инструкций для матери, каждый из которых может привести к таким положительным изменениям взаимодействия, как более долгие периоды контакта глаза в глаза, уменьшение числа отрицательных сигналов со стороны младенца. Среди них такие просьбы к матери, как рассчитывать на свои сильные стороны, по мере взаимодействия имитировать поведение младенца, упрощать стимуляцию за счет повторения поведения, повторять свои слова медленно или молчать, если ребенок сосет грудь или смотрит в сторону. Другие направления вмешательства в рамках данного подхода включают в себя обучение матерей играм, соответствующим возрасту ребенка, видеозапись эпизодов взаимодействия и последующее просматривание с комментариями или без комментариев терапевта. «РУКОВОДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ» Терапевтический подход, названный «Руководство взаимодействием» («Interaction guidance»), был разработан как модель кратковременной семейно-центрированной психотерапии, направленной на позитивное изменение отношений родителей и ребенка. Подход был развит для детей младенческого и раннего возраста и их родителей, испытывающих трудности, которые связаны с бедностью, плохими условиями жизни, низким уровнем образования, отсутствием одного из партнеров, отсутствием или недостатком социальной поддержки, нарушением психического здоровья членов семьи. В рамках этой модели с помощью видеотехники терапевтическое влияние фокусируется не столько отдельно на ребенке или родителе, сколько на взаимодействии между ними, направлено на повышение вероятности понимания членами семьи поведения ребенка и получения удовольствия от общения с ним, осознание родителями своей роли, усиление позитивных сторон семьи и внутрисемейных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|