Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основания обеспечения соответствия муниципальных нормативных актов федеральному законодательству




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НОРМАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 8

Правовые основания обеспечения соответствия муниципальных нормативных актов федеральному законодательству

Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по обеспечению соответствия муниципальных нормативных правовых актов национальному законодательству и нормам международного права

Деятельность отдела законодательства Магаданской области, ведения Федерального регистра и регистрации Уставов муниципальных образований.

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР НОРМАТИВНО -ПРАВОВЫХ АКТОВ

Общие положения проведения правовой экспертизы нормативно правовых актов

Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

Федеральный регистр

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ ОТДЕЛОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА И РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Повод проведения правовой экспертизы

Предмет и оценка нормативного акта в экспертном заключении

Организация работы по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Неотъемлемым элементом демократического государства и становления гражданского общества является местное самоуправление. Количество органов местного самоуправления, создаваемых на разных уровнях, огромно, а число издаваемых ими нормативных правовых актов сложно поддается подсчету. Они включаются в правовую систему субъекта Российской Федерации. К сожалению, многие из них не соответствуют не только федеральному и региональному законодательству, но и Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации. Это приводит к нарушению прав и законных интересов юридических и физических лиц. Не случайно еще в январе 2001 г. на Всероссийском совещании прокуроров в выступлениях Президента Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации указывалось на необходимость проведения "правовой инвентаризации" решений органов местного самоуправления.

Все сказанное актуализирует проблему обеспечения законности нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов национальному законодательству и нормам международного права является одной из задач Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в частности, с органами местного самоуправления. Это чрезвычайно важно в контексте рассматриваемой проблемы, если, конечно, работу органов юстиции не сводить лишь к государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, как полагают некоторые авторы. Она значительно шире и вовсе не сводится к технической регистрации. Об этом свидетельствует, во-первых, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (п. 4 ст. 1), предусматривающий, что регистрирующий орган (в данном случае - территориальный орган юстиции), в частности, проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации. Во-вторых, в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации (п. 17) в числе полномочий предусмотрено проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к которым, как известно, относятся нормативные правовые акты как органов государственной власти, так и органов местной власти. В-третьих, согласно приложению к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2005 г. N 147, "государственная регистрация включает в себя проверку устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации".

Цель данной работы- рассмотреть порядок проведение правовой экспертизы отделом законодательства Магаданской области, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований.

    Достижение поставленной цели возможно осуществить через решения следующих промежуточных задач исследования:

1.   Рассмотреть правовые основания обеспечения соответствия муниципальных нормативных актов федеральному законодательству;

2. Проанализировать деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по обеспечению соответствия муниципальных нормативных правовых актов национальному законодательству и нормам международного права;

.   Исследовать деятельность отдела законодательства Магаданской области, ведения Федерального регистра и регистрации Уставов муниципальных образований;

.   Раскрыть понятие и общие положения проведения правовой экспертизы нормативно правовых актов;

.   Рассмотреть общие основания проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

.   Проанализировать этапы проведения правовой экспертизы отделом законодательства Магаданской области, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований.

.   Подвести итоги проведенного исследования, выявить проблемы, внести предложения по их устранению.

Объектом исследования выступает отдел законодательства Магаданской области, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований

Предмет исследования- правовая экспертиза проводимая отделом законодательства Магаданской области, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили:

1. Нормативно- правовые акты, среди которых необходимо выделить:

· Европейская Хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985)

·   Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)

· Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"

·   Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

· Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы министерства юстиции Российской Федерации "

· Приказ Минюста РФ от 12.01.2004 N 5 "Об утверждении и ведении в действие разъяснений по применению положения о порядке ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"

· Приказ Управления Минюста России по Дальневосточному федеральному округу от 11.06.2008г. №90-П "Об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации "

2. Труды правоведов, в частности:

·   Горохов Д.Б. Правовой мониторинг: концепция и организация: о контроле за качеством нормативных правовых актов

·   Кожевников О.А. Дефектное правотворчество

·   Наконечный Я.Е. Правовая природа мониторинга нормативно- правовых актов и его роль в правотворчестве

·   Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов.

·   Поленина СВ. Качество и эффективность законодательства.

Однако, анализируя степень изученности темы данного исследования в научной литературе, необходимо отметить что несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных правовой экспертизе нормативно- правовых актов следует признать, что предмет нашей работы разработан явно недостаточно. Свидетельство этому значительный, неослабевающий поток различных материалов вскрывающих все новые и новые недоработки отечественного законодателя, что позволяет утверждать о практически безграничном поле научного поиска.

Хронологические рамки исследования: период 2007-2008г.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в выпускной работе выводы и предложения могут быть учтены в процессе дальнейшей работы по совершенствованию проводимой правовой экспертизы законодательства как Магаданской области, так и других субъектов Федерации.

 


ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НОРМАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Правовые основания обеспечения соответствия муниципальных нормативных актов федеральному законодательству

 

Местное самоуправление составляет основу демократического государства, гражданского общества. Именно поэтому в Европейской хартии местного самоуправления, принятой 15 октября 1985 г., предусматривается, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции государства. Следуя этому положению, Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление. Организации и функционированию органов местного самоуправления посвящается в ней целая глава. Эти вопросы подробно регулируются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который предусматривает двухуровневую систему организации муниципальных образований, что привело к значительному росту их количества. Если до недавнего времени в Российской Федерации было 11,5 тысячи муниципальных образований, то с принятием нового Федерального закона их количество увеличилось до 24,5 тысячи, а число издаваемых ими нормативных правовых актов вообще не поддается подсчету.

К сожалению, приходится констатировать, что значительная часть из них являются незаконными. Но не только это придает актуальность теме исследования. Признавая правовую регламентацию прав и свобод человека и гражданина прерогативой органов государственной власти, тем не менее отметим, что большое значение здесь также приобретают муниципальные нормативные правовые акты, призванные конкретизировать нормы о правах и свободах, установить процедуру их реализации, предусмотреть дополнительные, в том числе муниципальные, гарантии обеспечения соответствующих прав и свобод на территории отдельных муниципальных образований. Эти акты должны соответствовать не только национальному законодательству, но и общепризнанным принципам и нормам международного права, тем более что жалобы российских граждан сближают как российское и европейское правосудие, так и их законодательства.

Общеизвестно, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но это вовсе не означает, что они функционируют в "автономном" режиме. Государственная власть, как правильно отмечает С.А. Авакьян, должна выполнять функцию контроля в отношении законности деятельности местного самоуправления. Эта функция в основном возложена на органы прокуратуры, но она осуществляется и исполнительными органами - путем административного нормоконтроля, судами - путем судебного нормоконтроля.

Исполнительные органы государственной власти путем административного контроля призваны обеспечивать, в частности, соответствие муниципальных нормативных правовых актов национальному законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права. Вместе с тем, согласно Европейской хартии местного самоуправления (ст. 8), любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией, законом и, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности.

Административный нормоконтроль за законностью муниципальных нормативных правовых актов осуществляют различные исполнительные органы государственной власти. Так, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", наделен правом предлагать органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные им правовые акты в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд по данному вопросу. Указанное положение Федерального закона, как правильно отмечается в литературе, имеет несомненную практическую ценность: оно предоставляет субъектам Российской Федерации возможность наладить работу по проверке законности местного правотворчества.

 

Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по обеспечению соответствия муниципальных нормативных правовых актов национальному законодательству и нормам международного права

 

Обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов национальному законодательству и нормам международного права является одной из задач Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в частности, с органами местного самоуправления. Это чрезвычайно важно в контексте рассматриваемой проблемы, если, конечно, работу органов юстиции не сводить лишь к государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, как полагают некоторые авторы. Она значительно шире и вовсе не сводится к технической регистрации. Об этом свидетельствует, во-первых, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (п. 4 ст. 1), предусматривающий, что регистрирующий орган (в данном случае - территориальный орган юстиции), в частности, проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации. Во-вторых, в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации (п. 17) в числе полномочий предусмотрено проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к которым, как известно, относятся нормативные правовые акты как органов государственной власти, так и органов местной власти. В-третьих, согласно приложению к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2005 г. N 147, "государственная регистрация включает в себя проверку устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации". В случае выявления в ходе проверки, по сути - юридической экспертизы, несоответствия муниципальных нормативных правовых актов федеральному или региональному законодательству они не регистрируются..

Так, согласно представленному заключению о выявленных несоответствиях федеральному законодательству на нормативно- правовые акты, мерами прокурорского реагирования с 2007 по 2008г. отделом законодательства Магаданской области, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований было выявлено 36 нарушений. Всего за указанный период было проведено 110 экспертиз нормативно- правых актов, из них 58 нормативно правовых актов были признаны утратившими силу

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...