Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Юридическая экспертиза нормативно- правовых актов: понятие и основания ее проведения. Федеральный регистр нормативно -правовых актов




Общие положения проведения правовой экспертизы нормативно правовых актов

 

Механизм обеспечения единства правового пространства должен включать следующие элементы:

1. завершение оформления законодательной базы по наиболее важным конституционно - правовым институтам РФ и ее субъектов, в том числе и по вопросу рамок возможного нормотворчества органов государственной власти субъектов Федерации, что позволило бы решительно пресечь тяготение отдельных регионов к избыточному суверенитету;

2. улучшение качества подготовки нормативно - правовых актов участниками нормотворческого процесса путем повышения их юридической квалификации и совершенствования нормотворческих технологий. Особое значение будет иметь механизм предотвращения коллизии. По мнению М. Баглая, именно без их преодоления, поскольку они - причины нежелательных для любой власти конфликтов и конституционных кризисов, будет невозможно обеспечить единство и взаимодействие всех элементов правовой системы России;

.   введение в юридическую практику элементов модельного нормативно - правового регулирования по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также отдельным вопросам местного значения.

Будучи составляющим единого правового пространства, каждый уровень нормотворчества имеет свои границы и предмет правового регулирования, характеризуется относительной самостоятельностью и в то же время все уровни требуют взаимосогласованности и упорядоченности. Значительное положение в обеспечении единого правового пространства отводится в юридической экспертизе нормативно- правовых актов.

Юридическая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Юридическая экспертиза проводится в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации»

Юридическую экспертизу в системе Минюста России проводят:

· Экспертные подразделения территориальных органов Минюста России (далее - территориальные органы);

·   Экспертные подразделения федеральных управлений Минюста России по федеральным округам (далее - федеральные управления);

·   Управление законодательства субъектов Российской Федерации и Федерального регистра Минюста России;

·   Департамент по вопросам государственной регистрации прав на недвижимость Минюста России.

При необходимости к проведению юридической экспертизы в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения центрального аппарата и территориальных органов, иные органы, учреждения и организации системы Минюста России.

Т.Н. Рахманина и Ю.Г. Арзамасов в проведении экспертизы выделяют два уровня. Первый, это исследовательский, направленный на всестороннее изучение объекта, а второй этап - это уже составление документа по результатам осуществлённых исследовательских работ, который оформляется в виде соответствующего нормам права документа. Подобного мнения придерживается и Н.В. Ралдугин.

Данное понимание экспертизы всецело можно применять и к экспертизе законопроектов, поскольку без обязательной всесторонней экспертизы существует большая опасность принятия закона, не соответствующего нормам Конституции, либо международным нормам и принципам, что может отразиться на действии механизма правового регулирования.

Главные принципиальные положения, на которых должно основываться проведение экспертизы законопроектов, сформулированные учёными-юристами применительно к экспертизе, могут быть применены как к право-, вой, так и к любой другой специализированной экспертизе законопроектов. Прежде всего, это - соблюдение законности; профессионализм лиц, осуществляющих экспертизу проекта; независимость экспертов в пределах предоставленных им полномочий; самостоятельность экспертов в принятии решений и выводов; ответственность экспертов за анализ законопроекта и обоснованность заключения по результатам экспертизы.

Предварительная экспертиза законопроекта проводится на этапе подготовки проекта нормативного правового акта. Законопроект может быть передан на повторную экспертизу. Повторную экспертизу законопроекта необходимо осуществлять, если в процессе обсуждения и доработки он был подвергнут существенным изменениям, либо представленное заключение экспертизы не отвечает предъявляемым требованиям. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты представленного заключения.

В юридической литературе отмечается, что в зависимости от сложности законопроектов различают комплексную и специализированную экспертизы. Если законопроект касается нескольких сфер законодательного регулирования, целесообразно проведение комплексной экспертизы с участием специалистов соответствующих областей, в отличие от законопроектов, касающихся какой-либо одной области (сферы) законодательного регулирования, когда достаточно проведения специализированной экспертизы.

Безусловно, сегодня можно утверждать, что правовая экспертиза нормативных правовых актов получила признание в качестве непременного и обязательного компонента нормотворческого процесса, сопровождающего рассмотрение проектов нормативных правовых актов, предшествующего их принятию.

Использование в современных условиях института правовой экспертизы, в деятельности законодательного органа Российской Федерации, несомненно, следует рассматривать как позитивное начало в создании правового государства, как средство совершенствования законоподготовительной и собственно законодательной деятельности парламента нашей страны, повышения качества принимаемых законов, повышения их эффективности.

Вопрос о необходимости правовых экспертиз ставился в науке давно. Однако нормативно он был закреплён Регламентом Государственной Думы, который предусмотрел проведение правовой и лингвистической экспертизы законопроектов. Действующие Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации предусматривают правовую и лингвистическую экспертизу законопроектов. Их проведение возлагается на Правовое управление Аппарата Государственной Думы и Совета Федерации соответственно.

Правовая экспертиза законопроектов проводится по основным отраслям законодательства. Правовая экспертиза включает в себя оценку проекта сточки зрения его соответствия правовым принципам; правильности использования правовых категорий; соотношения проектируемых решений с другими актами, включая договоры и соглашения России с иностранными государствами, а также признаваемые Российской Федерацией международно-правовые а и внутренней их последовательности: обеспечение системности законодательства: обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники; соответствия положений проекта временным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической тики. Цепью правовой экспертизы являете сопоставление подготовленного проекта с действующими законами на предмет их взаимосогласованности, встроенности в общую систему правовых актов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...