Предмет и оценка нормативного акта в экспертном заключении
Определение предмета правового регулирования рассматриваемого акта, под которым понимается качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права, регламентированные актом (абзац 4 пункта 25 приказа Минюста России от 29.10.2003 №278). Необходимо соблюдать соответствие предмета правового регулирования, указываемого в тексте экспертного заключения, сфере общественных отношений согласно разделам проставленного Классификатора нормативных правовых актов в региональном компоненте базы данных федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Так, в экспертном заключении на постановление губернатора Магаданской области от 30.05.2003 №133 «О реорганизации отдела по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области» (в редакции постановления губернатора Магаданской области от 26.03.2004 №57, от 06.06.2008 №61-п) указано, что предметом правового регулирования являются общественные отношения в области установления общих принципов организации системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части определения органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование по вопросам физической культуры, спорта и туризма на территории субъекта Российской Федерации (приложение №4). Далее, в экспертном заключении необходимо провести оценку соответствия предмета правового регулирования акта сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации с указанием конкретных частей и статей Конституции Российской Федерации (абзац 4 пункта 25 приказа Минюста России от 29.10.2003 №278).
Так, в экспертном заключении на постановление губернатора Магаданской области от 30.05.2003 №133 «О реорганизации отдела по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области» (в редакции постановления губернатора Магаданской области от 26.03.2004 №57, от 06.06.2008 №61-п) указано, что в соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской установление общих принципов организации системы органов государственной власти, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (приложение №4). В экспертном заключение необходимо провести определение основного нормативного регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений, а также необходимость и достаточность акта для их урегулирования на уровне субъекта Российской Федерации (абзац 5 пункта 25 приказа Минюста России от 29.10.2003 №278). В данном случае не рекомендуется указывать все имеющиеся федеральные нормативные правовые акты, действующие в рассматриваемой сфере общественных отношений, а только те, на которые будут делаться ссылки в тексте экспертного заключения для обоснования доводов о соответствии либо противоречии положений акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Также не следует использовать слова «и другие», «и так далее», «и тому подобные» в конце приведенного списка актов федерального законодательства, так как предполагается, что приведенные основные акты являются исчерпывающими и достаточными для проведения юридической экспертизы регионального акта. В тексте экспертного заключения рекомендуется вести перечисление выбранной основной нормативной базы, располагая каждый акт на новой строке и отделяя его дефисом для удобства восприятия и проставления гиперссылок при внесении в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Акты нормативного регулирования указываются только в последней редакции, вступившей в силу.
Основное нормативное регулирование всегда начинается с Конституции Российской Федерации. В случае, если предметом правового регулирования акта являются общественные отношения по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то в перечне основных нормативных правовых актов федерального законодательства обязательно включается Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - далее Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ наряду со специальными федеральными актами. В случае, если предметом правового регулирования акта являются общественные отношения по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации, то в перечне основных нормативных правовых актов федерального законодательства должен указываться Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ, так как его нормы необходимы для определения компетенция органов государственной - власти субъектов Российской Федерации при принятии актов. Следует иметь в виду, что в основное нормативное регулирование включаются только акты федерального законодательства, так как юридическая экспертиза осуществляется в целях проверки норм региональных актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Региональные акты следует указывать непосредственно в мотивировочной части экспертного заключения. Так, согласно анализируемому экспертному заключению на постановление губернатора Магаданской области от 30.05.2003 №133 (приложение №4) основное нормативное регулирование в данной сфере общественных отношений осуществляется: · Конституцией Российской Федерации; · Федеральным законом от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» - далее Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ; · Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.03.2008 №30-ФЗ) - далее Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ;
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить указанному Федеральному закону. В экспертном заключении необходимо провести оценку компетенции принявшего акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации Оценку необходимо проводить со ссылкой на соответствующие статьи (части, пункты, абзацы) специальных федеральных актов, затем Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ и конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Исключением из данного правила следует рассматривать случаи, когда концепция рассматриваемого акта в целом противоречит Конституцией Российской Федерации и федеральному законодательству. В таких случаях оценку компетенции проводить нецелесообразно. Так, в экспертном заключении на постановление губернатора Магаданской области от 30.05.2003 №133 установлено, что: согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации. Далее необходимо провести оценку соответствия содержания акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству (абзац 7 пункта 25 приказа Минюста России от 29.10.2003 №278). В данном разделе экспертного заключения необходимо полно и всесторонне аргументировать доводы о соответствии либо противоречии отдельных положений акта или его концепции в целом Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству со ссылкой на конкретные нормы федерального законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения. Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, уполномоченным на осуществление государственного регулирования и межотраслевой координации по вопросам физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области. Положение определяет правовой статус, полномочия, функции и основы деятельности комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области. Оценка соответствия формы экспертируемого акта общепринятым правилам юридической техники (абзац 8 пункта 25 приказа Минюста России от 29.10.2003 №278). Например, в экспертных заключениях о соответствии акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству рекомендуется включать следующее положение: «Форма акта (указывается сокращенное наименование рассматриваемого акта) соответствует общепринятым правилам юридической техники.». Здесь также целесообразно включить положение о соблюдении порядка принятия и введения акта в действие: «Порядок принятия и введения в действие соблюдены.». По результатам проведения юридической экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение о соответствии либо о противоречии акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. При составлении экспертного, заключения о соответствии акта федеральному законодательству вывод необходимо аргументировать. Если в рассматриваемый акт внесены изменения (дополнения), направленные на устранение выявленных ранее нарушений, рекомендуется отразить это в экспертном заключении. В экспертном заключении на постановление губернатора Магаданской области от 30.05.2003 №133 указано, что изменения, вносимые в рассматриваемый нормативный правовой акт постановлением губернатора Магаданской области от 06.06.2008 №61-п, направлены на приведение текста нормативного правового акта в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Постановление администрации Магаданской области от 06.06.2008 №61-п, в соответствии с абзацем 5 пункта 35 Разъяснений о применении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 12.01.2004 №5, вносит в рассматриваемый правовой акт изменения нормативного характера, не устанавливает новых норм права и самостоятельной юридической экспертизе не подлежит. Таким образом, проведенная юридическая экспертиза показала, что рассматриваемое постановление губернатора Магаданской области от 30.05.2003 №133 «О реорганизации отдела по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области» (в редакции постановления губернатора Магаданской области от 26.03.2004 №57, от 06.06.2008 №61-п) издано в пределах компетенции высшего должностного лица Магаданской области - губернатора Магаданской области. Форма и текст нормативного правового акта соответствуют общепринятым правилам юридической техники. Порядок принятия и вступления в силу соблюдены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|