Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие межличностного общения.




Общение является динамическим, непрерывно развиваю­щимся процессом установления контактов между индивидами, основанном на применении навыков и умений общаться. Без об­щения невозможна жизнь человека. Оно необходимо и в быту, и на работе, и в общественных местах, и в личной жизни.

В большинстве случаев умение общаться возникает у человека стихийно, начиная с раннего детского возраста. Уже в младенческом возрасте у ребенка появляется потребность в общении со взрослыми, которая связана с удовлетворением его естественных потребностей. Основная форма общения в этом возрасте - это установление контак­тов со взрослыми посредством звуков, прикосновений, мимики и панто­мимики.

К концу первого года появляется вербальная форма обще­ния, связанная с усвоением языка и речи. После первого года на развитие общения большое влияние оказывает познавательная деятельность и быстрый рост словарного состава у ребенка.

Начиная с трех до пяти лет происходит интенсивное разви­тие общения детей не только со взрослыми, но и со своими свер­стниками. В результате общения со взрослыми ребенок начина­ет осваивать предметно-практическую деятельность, а также интенсивно познавать окружающий мир и самого себя. Под ру­ководством взрослых он учится пользоваться предметами домаш-


и осуществлять самостоятельное поведение. В этом возрасте начина­ет проявляться интерес к познанию всего, что привлекает внимание ребенка. Столкнувшись с каким-либо новым предметом или явлением он обращается к взрослым с вопросом: “Что это?” Несколько позже наряду с этим вопросом у него возникает желание узнать у взрослых причину появления того или иного явления и он обращается с вопро­сом: “Почему это происходит?”

Параллельно с общением со взрослыми дети начинают об­щаться со своими сверстниками в процессе совместной игры. Сначала общение в игре сведено к минимуму, так как до трех лет ребенок играет не вместе с другими детьми, а рядом с ними. Играя он общается сначала сам с собой, высказывая суждения в процессе игры: “Привез кирпичи. Построил домик. Накормил собаку. Уложил спать ребенка”.

После трех лет появляется потребность в партнерах, так как игра приобретает коллективный и ролевой характер (дочки - ма­тери, учитель и ученик, доктор и больные и т.п.) Для того, чтобы начать игру и осуществлять её дети должны общаться, взаимо­действовать и сотрудничать между собой. Регулируются отно­шения между участниками игры определенными правилами, которые предписываются субкультурой данного возраста.

Детская субкультура возникает на основе общечеловечес­кой культуры, но является самостоятельной и автономной. В ней отражены общечеловеческие социальные ценности: нравствен­ные, политические, экономические, религиозные, эстетические, преломленные и переработанные детским сознанием в соответ­ствии с опытом, потребностями и характером деятельности де­тей определенного возраста. Детская субкультура сохраняется на протяжении многих десятилетий, является интернациональной, в силу общности детской психологии, и создается в результате взаимодействия и творчества детей в игровой деятельности и в процессе познания мира взрослых. Передается детская субкуль­тура от старших детей к младшим при совместных играх и меж­личностном общении в дворовых компаниях, на игровых площад­ках, на пляжах, в детских учреждениях и т.д.

В детской субкультуре зафиксированы правила поведения и общения детей в различных ситуациях. Они предписывает де­тям быть дружелюбными, общительными, справедливыми, про-


и выдержку, вести себя в соответствии с правилами игры и той ролью, которую они берут на себя. Перед началом игры дети должны распре­делить роли. Это один из самых важных и сложных моментов, так как неправильное распределение ролей вызывает конфликты между деть­ми. Чтобы избежать этого применяют считалки, которые дают воз­можность объективно распределить роли и правильно выполнять их.

Процесс общения в ходе игры также регулируется заранее гото­выми формами общения, в которых зафиксировано “как надо говорить и что надо говорить”. Если в процессе игры возникают конфликты и ссоры, то взаимодействие между детьми зависит от применяемых ими “дразнилок”, которые дают возможность как можно сильнее уязвить противника и выйти победителем из конфликта. Чаще всего возникшие конфликты между детьми разрешаются мирно. Вмешательство взрос­лых может лишь прекратить конфликт на время, а потом еще больше усугубить его.

В школьном возврате большое влияние на развитие обще­ния между детьми и взрослыми оказывает учебная деятельность, в процессе которой они становятся субъектами педагогического общения. В этот период дети усваивают навыки устной и письменной речи, учатся правильно говорить и писать. В учебное и во внеучебное время предметом их общения являются, в основном, усвоенные в шко­ле знания и способы их применения при выполнении учебных заданий. Встретив трудности при решении задачи ученик спрашивает своего товарища: “Решил задачу? А как решал?”

В подростковом возрасте, как показывают исследования, основ­ной потребностью школьника является установление контактов со сверстниками, желание вступить с ними в общение, добиться призна­ния и стать равноправным членом группы. Компании подростков соби­раются в местах, где они чувствуют себя свободными от контроля взрослых: на пустырях, задних дворах, чердаках, заброшенных домах и т.п.

Причем, и в этом возрасте на поведение и общение большое влияние оказывает подростковая субкультура, основным содер­жанием которой является “кодекс товарищества”, важнейшими требованиями которого являются равенство, верность, честность, открытость, справедливость, преданность, взаимная помощь. По­этому подростки всегда осуждают измену товарищу, эгоизм и


зазнайство, стремление командовать, добиваться подчинения силой, хитростью и вероломством.

Общение с товарищами имеет самое большое значение в жизни подростка. Общение для подростков является особым видом деятель­ности, предметом которой является друг, товарищ, а содержанием -установление взаимоотношений с ним. Поиск преданного друга явля­ется самым важным делом для подростка. С другом можно поделить­ся самым сокровенным, доверить тайну, свои мысли, чувства и жела­ния. Самое привлекательное для друзей - это разговоры, которыми со­провождаются все занятия, прогулки и развлечения. Характер обще­ния в этом возрасте является весьма своеобразным. Подростки не любят много говорить. Часто реплики, которыми они обмениваются являются шаблонными и односложными. Наиболее часто упот­ребляемые слова - это: “классно”, “клево”, “обалдеть” и т.п.

В процессе общения происходит познание подростком своего сверстника и самого себя. Общение с товарищами имеет большое зна­чение для развития личности подростка, так как оно дает возможность овладеть нормами поведения в процессе общения, характерными для взрослых людей.

Умение общаться, как уже отмечалось, в большинстве слу­чаев возникает стихийно. Вместе с тем многие профессии требу­ют от человека сознательного усвоения приемов и способов об­щения. В социальной и практической психологии существует специально разработанная техника общения, которая представ­ляет собой систему приемов и способов установления контакта между субъектами с целью обмена информацией, необходимой для осуществления совместной деятельности или поведения. Овладение техникой общения осуществляется посредством спе­циальных тренингов, предусматривающих целый ряд упражне­ний, направленных на приобретение индивидом навыков и уме­ний общаться с людьми.

Существует целый ряд вербальных и невербальных средств и способов установления и поддержания контактов в процессе общения с целью познания личности человека, его мыслей, жела­ний, чувств, взглядов, убеждений, верований, помыслов и стрем­лений, направленных как на прошлое, так и на настоящее и будущее. Невербальные приемы и способы: выражение лица, поза, жесты и движения.


Выражение лица должно быть связано с целью сообщаемой ин­формации, с отношением к её адресату и с желаемыми резуль­татами общения. Поза и движения также должны соответство­вать содержанию передаваемой информации и способом вы­ражения отношения к её содержанию и к партнеру по общению.

Вербальные средства - его реплики и вопросы общающихся, их смысл, тон и эмоциональность. Реплики не должны быть дву­смысленными, вопросы должны задаваться четко и ясно. Тон реп­лик и вопросов должен соответствовать их содержанию. Их эмо­циональность должна передавать отношение говорящего к собе­седнику. Результативность применения приемов и способов во многом зависит от умения субъекта принимать и обрабатывать получаемую от партнера информацию. В результате овладения субъектом приемами и способами общения у него формируется коммуникативные способности, обеспечивающие ему успешное взаимодействие с окружающими людьми.

Таким образом, общение представляет собой очень сложную сфе­ру человеческой деятельности. Оно дает возможность устанавливать межличностные отношения, обмениваться мыслями, чувствами, же­ланиями и стремлениями, воздействовать друг на друга, преодолевать разногласия и конфликты, добиваться взаимного понимания и согла­сия. Общение является основным фактором становления и развития личности, способом удовлетворения духовных потребностей, стимулом для совершения высоконравственных поступков, средством реализа­ции себя как личности. В процессе общения формируются такие обще­ственно-ценные качества личности как общительность, чуткость, вни­мательность, отзывчивость, сострадательность, дружелюбие и чело­веколюбие.

Литература Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и обще­ство. М., 1983.

Бобрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителей и родителей. М., 1987.

Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. Псков, 2000.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.


Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994.

Общая психология. М., 1986.

Психология. Учебник. М., 1998.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.


Содержание

Предисловие....................................... 3

Раздел I. Психика и поведение человека....................... 5

Глава 1. Предмет психологии............................. 5

1.1. Человек как природное и одухотворенное существо....... 5

1.2. Психика человека................................ 6

1.3. Определение психологии как науки.................. 12

1.4. Связь научной психологии с житейской и практической....

1 4 Глава 2. История психологии............................ 1 7

2.1. Представление древних философов о душе............. 1 7

2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики... 2 1

2.3. Современные психологические теории................ 2 5

2.4. Психология в России............................. 32

Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 3 5

3.1. Состояние современной психологии.................. 3 5

3.2. Методология психологических исследований............ 3 7

3.3. Методы исследования психических явлений............. 3 9

Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы

психики человека.............................. 4 5

4.1. Строение и функции нервной системы................ 4 5

4.2. Динамическая локализация психических процессов....... 4 7

4.3. Мозг, психика и поведение человека.................. 51

4.4. Биоэнергетическая концепция психики................ 5 4

Глав а 5. Развитие психики и сознания человека................ 60

5.1. Развитие психики в филогенезе...................... 60

5.2. Психика и формы поведения животных................ 6 2

5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.......... 68

5.4. Сходство и различие психики человека и животных....... 7 2

Глава 6. Психология поведения и деятельности человека......... 7 5

6.1. Понятие о поведении и деятельности................. 75

6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятельн ости................................... 79

6.3. Виды поведения и деятельности..................... 84


Раздел II. Познавательные процессы и способности человека........................................... 88

Глава 7. Психология познавательной деятельности............. 8 8

7.1. Понятие о познавательной деятельности............... 88

7.2. Структура познавательной деятельности............... 90

7.3. Мотивация познавательной деятельности.............. 93

7.4. Формирование познавательной деятельности............ 9 6

7.5. Диагностика познавательной деятельности и способностей учащихся..................................... 99

Глава 8. Сенсорные познавательные процессы............... 104

8.1. Ощущения................................... 104

8.2. Восприятие................................... 114

8.3. Внимание.................................... 120

Глава 9. Интеллектуальные процессы...................... 128

9.1. Память...................................... 128

9.2. Воображение................................. 136

9.3. Мышление................................... 142

Глава 10. Речь и психические процессы.................... 150

10.1. Понятие о языке и речи......................... 150

10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.... 153

10.3. Развитие речи и духовного мира человека............ 160

Раздел III. Псих ическая орг анизация ли чности................. 166

Глава 11. Индивид и личность........................... 166

11.1. Понятие о личности............................ 166

11.2. Самопознание и самооценка личности............... 169

11.3. Духовный мир личности......................... 172

11.4. Формирование и развитие личности................ 176

Глава 12. Эмоционально -волевые состояния и свойства личности.. 182

12.1. Эмоции и чувства............................. 182

12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств............. 186

12.3. Воля и волевые действия........................ 194

12.4. Волевые свойства личности...................... 197

Глава 13. Индивидуально-типологические особенности личности... 203

13.1. Темперамент................................. 203

13.2. Характер................................... 210

13.3. Способности................................. 217

Глава 14. Природные и социальные свойства личности......... 222

14.1. Природные свойства личности.................... 222

14.2. Социальные свойства личности................... 226


14.3. Устойчивость и трансформация свойств лично­сти. 230

Глава 15. Профессионально-деловые качества личности 237

15.1. Личность и деятельность................ 237

15.2. Профессиональные качества личности..... 241

15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности

к деятельности....................... 251

Раздел IV. Психология межличностных взаимоотношений......... 256

Глава 16. Личность и группа............................ 256

16.1. Личность в группе............................. 256

16.2. Виды групп.................................. 260

16.3. Структура группы............................. 264

16.4. Групповая деятельность......................... 267

Глава 17. Полисубъектные отношения в группе.............. 273

17.1. Взаимодействие субъектов в группе................ 273

17.2. Статус субъекта в группе........................ 277

17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе...... 280

17. 4. Соц иальны е роли субъе кта....................... 284

Глава 18. Межличностное общение....................... 290

18.1. Общение и его функции......................... 290

18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения...... 294

18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения....... 299

18.4. Развитие межличностного общения................. 303


С 655

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...