Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синкретизм культурный (от греч. Synkretismos — соединение) — нерасчлененность, отсутствие дифференциации в явлениях культуры. .




ТАЙЛОР Эдуард Барнетт (1892 – 1917) английский этнограф, исследователь ранних форм культурного бытия. Основные сочинения: «Исследования в области древней истории человечества», «Первобытна культура».

ТОТЕМИЗМ — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животным или растением, которое представляется предком-покровителем). Тотемизм был распространен у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.

ФЕТИШИЗМ — религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетишизма человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» у мусульман.

ФРЕЗЕР Джеймс Джордж (1854 - 1941) английский представитель социальной антропологии, исследователь культурогенеза. Основные сочинения: «Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом завете».

ЭТНОГЕНЕЗ — исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.

ЯЗЫЧЕСТВО термин богословского происхождения, применяемый к первобытным верованиям, идолопоклонству, политеизму.

ЯСПЕРС Карл (1883 - 1969) немецкий философ, психолог, культуролог, автор концепции «осевого времени» в истории человечества. Главная культурологическая работа «Смысл и назначение истории».

5. Типология культур

«ВОСТОК — ЗАПАД» — форма взаимоопределения культурных, социальных, философских, духовно-психологических систем; противопоставление двух поляризованных типов человеческой деятельности и мышления. Бинарная оппозиционность Востока и 3апада осуществляется по-разному: на философском (мистицизм — рационализм), экономическом (аграрное — индустриальное), социальном (коллективизм — индивидуализм), поведенческом (созерцательность — активизм) уровнях.

КОНТРКУЛЬТУРА — понятие в современной культурологии и социологии, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как “культуры отцов”.

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ — культура, присущая привилегиро­ванным слоям общества либо считающим себя тако­выми, отличается сравнительной углублённостью, сложностью, иногда изощренностью форм.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное сознание, возникает психическое напряжение и т.д.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ — 1. Положение и особеннос­ти жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — 1) культура масс (большинства членов общества), которая в принципе не может в целом находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития; 2) коммерциализованная, потребительская, стандартизированная культура, рассчитанная на малокультурность массы (толпы); 3) пошловатая культура средних слоев общества.

ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ — социальная фор­ма развития человеческой жизнедеятельности, которая определена круп­ным производством и рациональным типом экономики. Рост массового производства происходит совместно с процессами индустриализации, урбани­зации, модернизации, совершенствованием науки, техники, развитием торговли и рынка. Самооргани­зация социальной жизни приводит к необходимости построения гражданского общества, правового госу­дарства, идеологии индивидуализма и прогресса.

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ — социальная форма развития человеческой жизнедеятельности, которая определена традицией, вне­экономическим принуждением, точным воспроизведе­нием образцов, ориентацией на прошлое. Традиция сохраняет нормы и модели поведения, определяет устойчивый социальный порядок, систему социальных ролей и ста­тусов.

СУБКУЛЬТУРА — культура группы людей, объеди­ненных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Примеры субкультур: хиппи, вегетариан­цы, культуристы, различные электронные сообщества и т. д. Функция субкультуры — помогать человеку найти соци­альную и культурную связи с другими людьми.

ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (лат. totalis — весь, целый, полный) — официальная культура тоталитар­ных режимов, исторически сложившихся в 1920—1950-х г.г., характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

ФАУСТОВСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ — условное название европейской культуры, распространенное с 20-х гг. 20 века. Термин введен Шпенглером в работе “Закат Европы”. Западноевропейская культура — названа “фаустовской”, т.к. доктор Фауст, популярный персонаж немецкой легенды, ярко отразил характерные особенности европейского человека: он идет на договор с сатаной ради обладания знанием, с помощью которого можно изменить мир и жизнь людей, приблизиться к Богу в возможности творить. Эта легенда отразила в себе такие черты новоевропейской культуры как увлечение наукой, индивидуализм, стремление выйти за веками установленные пределы, будь то социальное положение, уровень знаний, границы экумены и т.п.

ЭКУМЕНА (ОЙКУМЕНА) (греч. oikumene) — обитаемая часть суши, включающая все заселенные, освоенные или иным образом вовлеченные в орбиту жизни общества территории.

ЭТНОС (греч. — народ, племя) — исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

6. Характеристики культурно-исторических типов Востока, Запада, России

АТЕИЗМ — вера в отсутствие какого-либо бога, религиозное неверие.

БУДДИЗМ — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в 4-6 в.в. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий, человечный, образованный) — прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

ДАОСИЗМ — одна из основных религиозно-философских школ в Китае, возник в середине 1-го тысячелетия до н.э., Основоположник — Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит с путем природы. Дао — это основной закон, который не зависит ни от людей, ни от богов, и человек должен подчиняться естественному ходу событий.

ЕВРАЗИЙСТВО — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому культурному миру «серединное место» между Европой и Азией.

ЗАПАДНИЧЕСТВО — направление русской общественной мысли середины 19 в., представители которого считали, что развитие куль­туры России должно идти по западноевропейскому пути.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — слой образованных и мыслящих людей с самовозложенной ответственностью за судьбы мира, культуры, народа.

ИСЛАМ (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в 7 веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Ислам не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

КОНФУЦИАНСТВО — религиозно-философское этическое учение, возникшее в Китае в середине 1-го тысячелетия до н.э. Основоположник — Конфуций. Согласно конфуцианству, порядок в обществе может быть сохранен при строгом соблюдении традиций древней культуры, что является условием соответствия Дао как всеобщему космическому закону.

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО — культура общества, которое следует за аграрным (традиционным) и предшествует постин­дустриальному. В нем натуральное хозяйство, характерное для аграрного об­щества, уступает место массовому рыночному произ­водству. Общество организуется вокруг принципа функциональной эффективности.

КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ — этап развития за­падноевропейской культуры. Начало Просвещения — революция 17 в. в Англии. Конститу­ционализм, парламентаризм и религиозная терпи­мость становятся базовыми политическими ценнос­тями буржуазии, всего третьего сословия. Конец Про­свещения — Великая французская революция 1789— 1794 гг. Результат этих революций — становления техногенной цивилизации и буржуазных общественных отноше­ний.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — понятие, обозна­чающее определенный исторический этап развития религиозной культуры в 4- 15 вв. В европейской культурно-исто­рической традиции сложилась практика представле­ния этого этапа в основном тремя культурными орга­низмами — культурой Западной Европы, Византии и Арабо-мусульманского Востока.

КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ — самобытная над­национальная культура, возникшая в ареале Рим­ской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии. Она проходит период становления с 1 по 6 вв., обретает классические формы в средневековой Византии с 6 по 14 вв. и Древней Руси с 9 по 16 вв. (греко-православная ветвь) и средневековой Западной Европе с 6 по 16 вв. (латино-католическая ветвь). Основным культуросозидающим институ­том в ней выступает Церковь, деятельность которой реа­лизуется в двух сферах — церковной и мирской.

ПРАВОСЛАВИЕ — одна из трех главных конфессий христианства (наряду с католичеством и протестантизмом). Начало складываться как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 г.) и приобрело окончательную организационно-структурную форму к 1054 году. Получило распространение в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Духовный стержень русской культуры и российской государственности.

ПРОТЕСТАНТИЗМ одна из трех христианских конфессий (наряду с католичеством и православием), возникшее в 16 веке в Европе. Под предводительством Мартина Лютера протестанты отвергли учение о церкви как посреднике между Богом и людьми, отказались от почитания святых, ангелов, поклонения иконам и мощам, от профессионального священства.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis — мирской, светский): 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. 2) В Западной Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви. 3) С конца 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов, «разбожествление» и «разцерковление» культурной жизни.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого выступали за самобытный путь развития России, принципиально отличный от западноевропейского.

ТЕХНОКРАТИЗМ — стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни, когда инженерно-техническое мышление и деятельность односторонне ориентированы только на позитивные результаты и последствия техники и технологии, и когда только с этих позитивных технологических позиций, вне всякого «человеческого измерения», оцениваются все другие стороны жизни человека, общества.

УРБАНИЗАЦИЯ — всемирно-исторический процесс концентрации, интеграции, дифференциации и специализации деятельности и форм взаимодействия, распространение городского образа жизни.

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода) — направле­ние в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравствен­ности.

ХРИСТИАНСТВО — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в начале I века в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Христианство исповедует единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в воскрешение и установление Царства Божьего.

7. Культура и личность

АДАПТАЦИЯ — активное приспособление человека к изменившейся среде (группы, коллектива, общности) с частичным принятием ее норм и ценностей.

АККОМОДАЦИЯ — вид приспособления, возникающий на основе терпимости, связанный с взаимными уступками, базирующийся на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой.

АККУЛЬТУРАЦИЯ — процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого.

АЛЬТРУИЗМ (лат. alter — другой) — готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социальной общности.

АНОМИЯ (от франц. anomie — отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей пере­стает соответствовать нормам общественной жизни.

АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате которого, члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — отнесение людьми друг друга и себя к определенной культуре.

ИДЕНТИЧНОСТЬ — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — постепенная вы­работка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культу­ры, для определенного исторического периода.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligentuis — понимающий, знающий, умный) — умственная развитость человека, его знание и понимание культуры, к которой он принадлежит; совокупность личностных качеств человека, которые свидетельствуют о его деятельной ориентации на общечеловеческие ценности, приобщение к сокровищам мировой и национальной культуры, следование добру, справедливости и велению совести, его способности к состраданию, терпимости к инакомыслию, порядочности и чувству меры, позволяющие отнести его к выразителям передовой культуры.

КУЛЬТУРА ЛИЧНАЯ ИНДИВИДА — это совокупность его личных образцов поведения, его способов поведения, его идей и мыслей, часто неизвестных другим людям.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (от лат. legrtimus — согласный с законом, закон­ный; должный, надлежащий) — процесс социального или культур­ного «узаконивания».

8. Культура и глобальные проблемы современности

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ (от англ. west — запад) — процесс полной или частичной переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельные элементов западной культуры, начинающих играть значимую роль в социокультурных процессах сообщества-реципиента.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — начавшаяся в 1990-е гг. активизация процесса усиления взаимосвязанности мира, всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран, различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. В 1990-е гг. глобализация достигла качественно нового уровня, который позволил говорить о глобализации как основном, определяющем явлении современной эпохи.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияют на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии на­уки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного разви­тия. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х — нач. 1950-х гг.

НООСФЕРА (от греч. noos — ум, разум и sphaira — шар) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятель­ность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — термин, предложенный американским ученым Д. Беллом и обозначающий третий этап социокультурной эволюции, которому предшествовали аграрное и промышленное общества. В нем главной сферой человеческой деятельности станет производство услуг, теоретическое знание будет играть основную роль в обществе и политике, управлять обществом будет образованная и культурная элита, состоящая из ученых и специалистов-профессионалов.

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia — знание, наука) — мировоззрен­ческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественнонаучного знания и признает за нау­кой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциен­тизм утвердился в культуре в конце XIX в.

ТЕХНОГЕННОСТЬ — выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, когда доминирование техники и технологии подчиняет себе все другие стороны жизни людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...