Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Особенности прохождения военной службы.




 

Военная служба существует с давних времен. Так, например, историю вооружённых сил Великого княжества Московского принято рассматривать с середины XIII века.

В настоящее время одним из видов федеральной государственной службы является военная служба. На военнослужащих возложена особая роль по обеспечению безопасности РФ, защите от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал. Отличие военной службы от иных видов заключается в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. В связи с этим военная служба делится на два вида:

- службу по призыву;

- службу в добровольном порядке (по контракту).

В соответствии с действующим законодательством призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу осуществляется на основании с указов Президента РФ, например, Указ Президента РФ от 29.09.2016 № 503 «О призыве в октябре - декабре 2016 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

- военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

- граждане, пребывающие в запасе;

- граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

- граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

- другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

К военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы

Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»[16] военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства. При этом законодатель предоставляет возможность поступления иностранных граждан на военную службу по контракту, но только на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Военная служба осуществляется в следующих войсках:

- Вооруженных Силах Российской Федерации, которыми признается государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты территориальной целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

- в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

- инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Спасательные воинские формирования предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

- Службе внешней разведки Российской Федерации, которая является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

- органах федеральной службы безопасности, являющихся единой централизованной системой, осуществляющих решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

- органах государственной охраны, которые обеспечивают безопасность объектов государственной охраны и защиту охраняемых объектов в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации. К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Председатель СК РФ, Председатель ВС РФ и др., федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с ФЗ от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». К охраняемым объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

- органах военной прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. Указанные органы осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий[17].

- военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющих функции по исполнению законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

- федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, выполняющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, к которым относятся комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, подготовке органов государственной власти и т.д. к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

- воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, создаваемых в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения.

- специальных формированиях, создаваемых на военное время.

Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы:

- предусматривает принятие военной присяги;

- носит строго обязательный, личностный характер;

- ограничена сроком;

- предусматривает беспрекословность служебного подчинения;

- предъявляются требования к состоянию здоровья, уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, морально-психологических качеств, физической подготовки;

- предусматривает особую форму одежды и знаки различия.

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым гражданином военной присяги. Они клянутся свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй страны, народ и Отечество.

Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации. Базовым правовым актом военного законодательства является Федеральный закон РФ «Об обороне», в котором определены: основы и организация обороны; полномочия органов государственной власти РФ в области обороны; предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Минобороны и Генштаба; основные положения — состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона и др.

Военная служба базируется на основе общих для государственной службы принципов. Специфические принципы военной службы в действующих нормативно-правовых актах не указаны. Однако в научной литературе обосновывается необходимость дополнить их перечень, как представляется, такими принципами, как сочетание начал обязательности и добровольности ее формирования и осуществления; жесткой централизации ее системы; беспрекословного выполнения подчиненными приказов непосредственных и прямых командиров (начальников); открытости, не связанной с разглашением сведений, составляющих государственную и военную тайну; гуманизма в отношениях между военнослужащими[18]. На наш взгляд указанный перечень также можно было бы дополнить такими принципами, как верность РФ и соблюдение воинской дисциплины. Одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника, неисполнение приказа является воинским преступлением.

Рассмотрим порядок поступления на военную службу по контракту. Военнослужащий по контракту — это профессиональный защитник Родины, поэтому к претендентам предъявляются особые требования, а именно:

1. Должен владеть государственным языком Российской Федерации.

2. Соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретной военно-учетной специальности. По результатам медицинского освидетельствования даётся заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:

А − годен к военной службе;

Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В – ограничено годен к военной службе;

Г – временно не годен к военной службе;

Д – не годен к военной службе.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на которую претендует данный гражданин. При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата для конкретной воинской должности:

- рекомендуется в первую очередь – первая категория;

- рекомендуется – вторая категория;

- рекомендуется условно – третья категория;

- не рекомендуется – четвертая категория.

3. Соответствовать требованиям по физической подготовленности (физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам выполнения минимальных требований трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды, в течение одного дня, согласно Приказу Министра обороны РФ от 21.04.2009 № 200 (ред. от 31.07.2013) «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»);

4. Иметь образование не ниже среднего (полного) общего (11 классов);

5. Быть не моложе 18 и не старше 40 лет.

В отношении гражданина не должно быть:

- вынесено обвинительного приговора, которым назначено наказание;

- вестись дознание, либо предварительное следствие или быть передано уголовное дело в суд;

Гражданин не должен:

- иметь неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. - отбывать наказание в виде лишения свободы;

- быть подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока, в течение которого это лицо считается подвергнутым административному наказанию).

Отбор кандидатов на военную службу по контракту производится на конкурсной основе на конкретную вакантную воинскую должность.

Первый контракт заключается сроком на 3 года с испытательным сроком 3 месяца.

Порядок прохождения военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства служебно-правового положения военнослужащих.

Воинская должность наделяет военнослужащего гражданина определенным кругом прав и обязанностей. В большинстве случаев, воинская должность является подтверждением права военного на прохождение государственной службы.

Назначение на воинскую должность осуществляется по следующим правилам, установленным в ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы:

- назначение высшего офицерского состава проходит после подписания Президентом РФ соответствующих указов;

- назначение младшего офицерского состава происходит по распоряжению федеральных органов исполнительной власти. Так, например, заместитель начальника штаба назначается на должность руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Отметим, что назначение военнослужащего на воинскую должность производится, в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. Таким образом, Назначение на воинские должности происходит в соответствии с указами должностных лиц, которые имеют на это полномочия.

Только одна воинская должность может быть присвоена военнообязанному гражданину, исключения не предусмотрены законодательством. Каждой из воинских должностей соответствует определенное воинское звание.

Статья 46 Положения о порядке прохождения воинской службы устанавливает составы военнослужащих и соответствующие им воинские звания:

1. Солдаты, матросы, сержанты, старшины – соответствующие им воинские звания: рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина.

2. Прапорщики и мичманы - соответствующие им воинские звания: прапорщик, старший прапорщик.

3. Младший офицерский состав - соответствующие им воинские звания: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан.

4. Старший офицерский состав - соответствующие им воинские звания: майор, подполковник, полковник.

5. Высший офицерский состав - соответствующие им воинские звания: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии.

Высшее воинское звание ВС РФ – маршал армии. 21 ноября 1997 года звание Маршала Российской Федерации было присвоено Министру обороны России Игорю Дмитриевичу Сергееву. По настоящее время звание Маршала Российской Федерации более никому не присваивалось.

Повышение уровня профессионализма личного состава воинских частей, одна из целей военной реформы. В первую очередь это касается военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В целях всесторонней и объективной оценки указанной категории военнослужащих, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии. Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

Согласно ст. 50 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» увольнение с военной службы может производиться:

1. В запас – при признании гражданина годным либо ограниченно годным к несению военной службы и при условии, что не достигнут максимальный возраст для нахождения его в запасе.

2. В отставку – производится при признании гражданина негодным к несению военной службы, а также в случае достижения максимального возраста.

Особенности военной службы, выделяющие ее в особый вид федеральной государственной службы, обуславливают существование особенностей правового статуса военнослужащего как специфического субъекта права.

Под статусом военнослужащих следует понимать совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Права и обязанности военнослужащих - это установленные государством меры возможного и дозволенного поведения личности, в том числе военнослужащего, в области экономических, политических и иных общественных отношений, включая и отношения, связанные с военной службой.

Военнослужащие находятся под защитой государства, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. В Российской Федерации военнослужащему гарантируется право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на труд и отдых, на жилище и т.д. Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием[19].

Обязанности военнослужащих делятся на общегражданские и военно-служебные. Общегражданские обязанности устанавливаются Конституцией Российской Федерации и законодательными актами. К ним в частности относятся: обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уважать законные права и интересы других лиц.

Военно-служебные обязанности военнослужащих возникают у военнослужащих в связи с поступлением на военную службу. Эти обязанности также можно разделить на общие, должностные и специальные.

Общим обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга. К ним, в частности относятся: обязанность быть верным Военной присяге; беззаветно служить своему народу; защищать Отечество мужественно и умело; совершенствовать воинское мастерство; дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом и т.д.

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач.

Специальные обязанности возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей, и носят, как правило, временный характер, например при несении караула.

Одним из направлений поддержания высокой боевой готовности и боеспособности войск является обеспечение достаточного уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Государство обязуется осуществлять особую социальную защиту военнослужащих, как в момент службы, так и после отставки или увольнения. Финансирование производится исключительно из федерального бюджета. Средства Пенсионного и других фондов РФ в данных мероприятиях не участвуют.

Социальное обеспечение военнослужащих включает в себя несколько видов обеспечения:

- денежное вознаграждение;

- вещевое обеспечение;

- продовольственное довольствие.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.

Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Административную ответственность военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - также в виде административного штрафа.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам, и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.

Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

 


[1] См., например, Положение о кадровом резерве государственной гражданской службы Волгоградской области. / Утверждено Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.03.2007г. N 288

[2] Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008. С. 6

[3] Старилов Ю.Н. Служебное право России: уже реальность или научная гипотеза // Правовая наука и реформа юридического образования. 2013. № 3. С. 113.

[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Доступ СПС «Консультант Плюс»

[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Доступ СПС «Консультант Плюс»

 

[6] См., например, ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

[7] Градовский А. Д. Начала русского государственного права: В 2 томах. Том 1. О государственном устройстве-М.: Зерцало, 2006. С. 132.

[8] Михеева С. В. Правовое регулирование деятельности и правовое положение государственных и муниципальных служащих в российской федерации: региональный аспект. Волгоград, 2005. С. 9.

[9] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. СПб., 1892. С. 271.

[10] Студеникин С.С. Советская государственная служба // Труды военно-юридической академии: Вопросы административного и военно-административного права. Вып. 7. М.: РИА ВЮА, 1948. С. 7.

[11] Пашерстник А.Е. К вопросу о советской государственной службе // Вопросы советского административного права. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 97-133

[12] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 109.

[13] Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел РФ: состояние и теория развития. — Саратов, 1998. С. 123.

[14] Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы РФ // Административное и муниципальное право. 2009. № 3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

[15] Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С. 79–82.

[16] О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Доступ СПС «Консультант Плюс»

[17] О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур: приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 07.06.2016) // Доступ СПС«Консультант Плюс»

[18] Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. С. 144.

[19] О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: федер. закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ // Доступ СПС «Консультант Плюс»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...