Системы менеджмента качества
Система менеджмента качества (СМК) — это та часть общей системы управления в компании, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества продукции или услуг. Сфера действия СМК в организации, зависит от количества стадий жизненного цикла производимой продукции, которые реализованы в организации. В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 стадий, и при управлении качеством имеют значение они все: 1. Маркетинг, поиск и изучение рынка. 2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции. 3. Материально-техническое снабжение. 4. Подготовка и разработка производственных процессов. 5. Производство. 6. Контроль, проведение испытаний и обследований. 7. Упаковка и хранение. 8. Реализация и распределение продукции. 9. Монтаж и эксплуатация. 10. Техническая помощь и обслуживание. 11.Утилизация после использования. Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую среду, действующую на предприятии и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Система менеджмента качества призвана обеспечить уверенность потребителей (заказчиков) в качестве получаемой продукции, улучшить деятельность организации, повысить эффективность управления. При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции и услуг). Причиной брака всегда являются неправильные действия. Для того, чтобы их избежать необходимо формулировать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.
Как практически реализуется эта главная задача СМК - устранение ошибочных действий? Любая система управления качеством включает систему мотивации качественной работы, систему обучения персонала, систему взаимоотношений с поставщиками, систему взаимоотношений с потребителями, а также систему организационно-распорядительной документации. Образно эти 5 подсистем нашли отражение в т. н. «звезде» качества, см. рис. 1.4. Рис. 1.4. «Звезда» качества Подсистемы СМК находятся во взаимодействии. В частности, как мы помним из принципа 1, потребители должны развиваться за счет поставляемой продукции или услуг, т. е. всегда должны получать больше. Для этого требуется постоянно высокая мотивация сотрудников и постоянное повышение квалификации. С другой стороны, показатели процессов, условия групповой работы определенные в документации, повышают мотивацию сотрудников, делают их более сознательными и требовательными в отношении поставщиков. На всех предприятиях получаются разные СМК. Например, в компании «Тойота» ошибочные действия воспринимаются как потери, что создает особый характер СМК «Тойоты»:«Говорят, что производственная система Тойоты столь могущественна, что с ее помощью можно выжимать воду из сухого полотенца. На самом деле это хорошее сравнение. Например, чтобы просушить порошок, мы должны не только удалить влагу с его поверхности, но и устранить невидимую влажность, кристаллизованную внутри. Так и в компании «Тойота» мы ищем «невидимые» потери, которые обычно ускользают от беглого взгляда, поскольку воспринимаются как естественная часть каждодневной работы.
Действия операторов можно рассматривать как операции и потери. Потери – это любое действие, которое не вносит вклада в операцию, - ожидание, накопление полуобработанных деталей, перезагрузка, перекладывание материала из одной руки в другую. Существуют два типа операций: добавляющие ценность и не добавляющие ее. Вторые можно считать потерями – это ходьба на склад за деталями, распаковка доставленных материалов и узлов, настройка оборудования и т. п. [3, с.177] Мы недавно купили видеокамеру и начали снимать операции в цехе. После каждой съемки мы приглашали рабочего, которого снимали, команду улучшения данного участка [3, с.201]. Вопрос подсистемы документации мы будем рассматривать в Методические указания: · изучить дополнительные материалы (источник, глава, параграф, диапазон страниц). Ø Гиссин В. И. Управление качеством (2-е издание). – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – гл. 1, с.8-16, гл. 2, с.21-30. Ø Смит А. Исследование природы и причин богатства народов. – Кн.1, гл.1 http://ek-lit.agava.ru/smit002.htm. Ø Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. Ø http://quality.eup.ru/MATERIALY/isttqm.html. Контрольные вопросы главы 1: 1. Дайте определение качества. 2. Укажите исторические причины появления управления качеством на предприятиях. 3. Охарактеризуйте суть и значение управления качеством. 4. Назовите крупнейших ученых и вклад, внесенный ими в развитие управления качеством.
5. Выделите основные этапы формирования управления качеством как научного направления. 6. Раскройте понятие системы менеджмента качества. 7. Перечислите принципы менеджмента качества и объясните их суть.
Выполнить практическое задание из раздела 1.
[1] Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: «Филинъ», 1997. [2] Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир// Предпринимательство в промышленности: пути развития/ Сборник докладов II межрегиональной конференции, М., 2003. [3] Воскун М. Д. Требования к системам управления качеством: зарубежный и российский опыт// Предпринимательство в промышленности: пути развития/ Сборник докладов II межрегиональной конференции, М., 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|