Измерение температуры тела человека.
Измерение температуры тела человека носит название термометрия, она проводится с помощью медицинского ртутного термометра. Температуру тела наиболее часто измеряют в подмышечной впадине (при подозрении на симуляцию – одновременно в обеих) реже – в паховой складке (у детей), полости рта (резервуар термометра помещают под язык) (Рис.19), прямой кишке (смазанный вазелином резервуар термометра вводят в просвет прямой кишки на 2-3 см больному, находящемуся в положении лежа на левом боку). При измерении температуры обязательно присутствие медсестры. Следует помнить, что температура тела в подмышечной области в норме 36 - 37°С, и она на 0,5 – 0,8°С ниже температуры слизистых оболочек.
Рис.19. Измерение температуры в ротовой полости.
Термометрия проводится следующим образом: сухой термометр с показаниями шкалы ниже 35°С помещается в предварительно насухо протертую подмышечную область, так, чтобы он полностью соприкасался с кожей (плечо больного следует прижать к грудной клетке), через 7-10 минут определяют показания термометра и записывают показания в температурный лист. Далее термометр встряхивают и погружают на 4\5 длины или полностью в дезинфицирующий 1% раствор хлорамина (или другое дезинфекционное средство) на 15 минут, далее прополаскивают под проточной водой и хранят в сухом виде в емкости со слоем ваты на дне. Следует отметить, что в настоящее время, существуют другие способы измерения температуры - электронные термометры, электротермометры (термощупы) для быстрого определения температуры, это – экспресс-метод – прикладывание к коже лба полоски бумаги, покрытой термолабильным веществом, изменяющим свою окраску при повышении температуры.
Для графического изображения суточных колебаний температуры тела составляют температурные листы. Температурные листы заводят при поступлении на каждого больного и дважды в день в них заносят результаты термометрии. По оси абсцисс откладывают дни болезни, по оси ординат располагают температурную сетку, каждое деление которой равно 0,2°С. На лист точками наносят результаты двухразовой ежедневной термометрии, точки соединяют между собой, получая температурные кривые. Исследование артериального пульса. Важные сведения о работе сердца и состоянии кровообращения можно получить при исследовании артериального пульса, который является результатом колебаний стенки артерий, вызванных сокращением сердца, выбросом крови в артериальную систему и изменением в ней давления. Исследовать пульс можно пальпаторно на лучевой, височной, сонной, подколенной, задней большеберцовой, бедренной артерии, на артерии тыла стопы. Рис.20. Определение пульса на лучевой артерии.
Как правило, основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Пальпация осуществляется на внутренней поверхности предплечья над лучезапястным суставом в ямке между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой кости. Чтобы прощупать пульс, руку исследуемого берут так, чтобы большой палец охватывал тыл предплечья, а II и III пальцы накладываются на его внутреннюю поверхность; затем слегка сгибают II и III пальцы и подушечками нащупывают точку наиболее выраженной пульсации сосуда. Исследуют пульс при расслабленных мышцах предплечья (Рис.20). Вначале пульс исследуют на обеих руках, сравнивая его характеристики на правой и левой. Если характеристики одинаковые, дальнейшее исследование проводят только на правой стороне. Если же выявлен различный пульс, то далее исследование проводят на той руке, где пульсовые волны больше выражены. Различный пульс может наблюдаться при аномальном расположении одной из лучевых артерий или при сдавлении одной из них (опухолью, рубцами и т. д.). Аналогичные изменения в плечевой, подключичной артериях, при сдавлении артериальных стволов аневризмой аорты, опухолью средостения, загрудинным зобом также приводят к появлению различного пульса. При пальпации пульса оценивают такие его свойства, как ритм, частота, напряжение, наполнение, величина, форма, состояние сосудистой стенки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|