Методы контурных токов и узловых потенциалов
Стр 1 из 8Следующая ⇒ УДК 621.3.011 Г94 Отрецензировано на кафедре «Теоретическая и общая электротехника» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.
Гуляев, В.В. Лабораторные работы по теоретическим основам электротехники: учеб.-метод. пособие для студ. оч. и заоч. обуч. спец-ти 180407 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» / В.В. Гуляев, А.А. Кралин, А.С. Репин. – Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2015. – 48 с.
Учебно-методическое пособие содержит задания и методические указания к лабораторным работам по основным разделам дисциплины «Теоретические основы электротехники». Лабораторные работы связаны с исследованиями цепей постоянного и переменного однофазного и трехфазного тока, переходных процессов в цепях первого и второго порядка, а также в нелинейных цепях. Работы проводятся на физических установках (стендах). Рекомендуется для студентов очного и заочного обучения.
Для студентов очного и заочного обучения.
Работа рекомендована к изданию кафедрой электротехники и электрооборудования объектов водного транспорта (протокол № 10 от 10.06.2014 г.).
Лабораторная работа № 1 Изучение методов расчета линейных Электрических цепей Цель работы: опытное подтверждение специальных методов расчета в сложных электрических цепях. Метод наложения токов В любой линейной электрической цепи ток или напряжение в любой ветви всегда можно определить как алгебраическую сумму частичных токов или напряжений, вызванных действием источников ЭДС или тока каждого в отдельности (рис. 1.1).
В соответствии с принципом суперпозиции схему (см. рис. 1.1) можно представить с помощью двух схем (рис. 1.2; 1.3).
– частичные токи. Токи в ветвях исходной схемы определяются алгебраической суммой частных токов этой ветви:
Каждая схема (рис. 1.2 и 1.3) рассчитывается отдельно, например, методом эквивалентных сопротивлений. Для схемы (рис. 1.2):
Программа работы
1. Собрать схему рис. 1.1 с параметрами Е1, Е2, R1, R2, R3 по заданию преподавателя и измерить переносным вольтметром В7–40 напряжения на всех элементах схемы: UR1, UR2, UR3. Результаты занести в табл. 1.1. Таблица 1.1
2. Закоротив источник Е2, получить схему рис. 1.2. Измерить напряжения на элементах схемы UR1, UR2, UR3. Результаты занести в табл. 1.1. 3. Закоротить источник Е1. В полученной схеме рис. 1.3 измерить напряжения UR1, UR2, UR3; результаты занести в табл. 1.1. 4. По заданным величинам R1, R2, R3 определить токи в ветвях схем рис. 1.1, 1.2, 1.3. Результаты занести в табл. 1.1. 5. По исходным данным рассчитать теоретически схему рис. 1.1 методом наложения и полученный результат сравнить с экспериментом. Содержание отчета: – схемы рис. 1.1–1.3; – табл. 1.1; – вычисления согласно п.п. 4 и 5 программы работы; – выводы. Варианты заданий Таблица 1.2
Метод эквивалентного генератора Согласно теореме об активном двухполюснике, схемы рис. 1.4, а и 1.4, б эквивалентны. Ток в ветви АВ можно определить, используя закон Ома:
Неизвестные величины Еэ и Rэ можно определить, проделав опыты холостого хода (хх) и короткого замыкания (кз) со схемой рис. 1.4, а:
Кроме того, ток в выделенной ветви можно рассчитать теоретически (без проведения эксперимента), используя метод эквивалентного генератора. Последовательность расчета при этом такова: 1. Рассчитать любым методом напряжение на зажимах разомкнутой ветви UАВХХ. 2. Определить входное сопротивление RВХ всей цепи по отношению к зажимам АВ при закороченных источниках ЭДС и разомкнутых ветвях, содержащих источники тока. Подсчитать искомый ток по формуле:
Программа работы 1. Собрать схему двухполюсника рис. 1.5 со следующими параметрами: Е1, R1, R2, R3, R4 (по заданию преподавателя). 2. Подключить к зажимам двухполюсника исследуемую ветвь (рис. 1.5, а) и измерить ток в ветви с сопротивлением R (по заданию преподавателя), результат занести в табл. 1.3. 3. Подключить к зажимам двухполюсника АВ вольтметр (рис. 1.5, б) и записать измеренное значение напряжения хх (UАВХХ) в табл. 1.3.
4. Подключить к зажимам АВ амперметр и измерить ток кз (IАВКЗ), занеся результат в табл. 1.3. 5. По результатам опытов хх и кз определить внутреннее сопротивление двухполюсника RЭ (см. (1.7)) и вычислить силу тока в диагонали мостовой схемы (ветвь с сопротивлением R) по формуле (1.5). Результаты вычисления сравнить с экспериментом (п. 2). 6. Используя известные значения сопротивлений R1, R2, R3, R4, R и напряжения источника питания Е1, рассчитать методом эквивалентного генератора силу тока в ветви с сопротивлением R. Результаты измерений и вычислений занести в табл. 1.3. Таблица 1.3
Содержание отчета: – рис. 1.5; – табл. 1.3; – вычисления согласно п.п. 5, 6 программы работы; – выводы. Варианты заданий Таблица. 1.4
Методы контурных токов и узловых потенциалов
Сложная электрическая цепь (например, такая как на рис. 1.6) может быть рассчитана по законам Кирхгофа, а также методами контурных токов и узловых потенциалов. Подробно алгоритм составления уравнений данными методами приведен в [5]. Программа работы 1. В соответствии с индивидуальным вариантом нарисовать развернутую электрическую схему с шестью ветвями (например, как на рис. 1.6). 2. Найти токи в заданной схеме по законам Кирхгофа. 3. Найти токи в заданной схеме методом контурных токов. 4. Найти токи в заданной схеме методом узловых потенциалов. 5. Составить уравнение баланса мощностей рассматриваемой цепи.
Таблица 1.5 Конфигурация и состав элементов электрической цепи
Таблица 1.6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|