Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая характеристика частной детективной и охранной деятельности в российской федерации




Введение

 

Актуальность темы. Начиная с конца 80-х годов прошлого века на территории Российской Федерации получил бурное развитие институт предпринимательства, который в свою очередь сформировал растущий спрос на услуги безопасности. Удовлетворить его государственные силовые структуры были не готовы. В связи с чем образовавшуюся нишу стремительно заполнял частный бизнес.

На сегодняшний день частный детективный и охранный бизнес представляет собой активно развивающийся сектор экономики. Емкость этого рынка на территории Российской Федерации оценивается в 4 миллиарда долларов, его делят между собой около 30 тысяч сыскных и охранных предприятий. Только на территории Челябинской области зарегистрировано 572 частных охранно-детективных предприятия, которые, по разным оценкам, контролируют от 50 до 65% рынка услуг безопасности в областном центре.

На лицо тот факт, что институт частной детективной и охранной деятельности играет важную роль в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности страны.

Между тем, случаев, когда частные охранно-детективные предприятия не оправдывают возложенных на них задач, достаточно. Примером может послужить теракт в Домодедово, произошедший 24 января 2011 года. Из-за неслаженной работы сотрудников ЧОП и сотрудников линейного отдела внутренних дел на транспорте погибло 35 человек и более 120 были госпитализированы.

На практике имеют случаи нарушения частными охранно-детективными предприятиями законодательства о частной детективной и охранной деятельности. Так, по результатам комплексной оперативно-профилактической операции «Сфера-Безопасность», проводимой с 26 ноября 2010 года и направленной на выявление и пресечение правонарушений в деятельности частных охранных организаций, частных детективов на территории Российской Федерации, было проверено 7,2 тысяч частных охранных предприятий, а также более 58 тысяч охраняемых ими объектов, 253 частных детективных предприятия.

В период проведения операции установлено 1,7 тысяч фактов незаконного оказания охранных услуг, к административной ответственности привлечены 8,5 тысяч руководителей и работников охранно-сыскных предприятий, возбуждено 38 уголовных дел.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об острой необходимости постоянного контроля со стороны органов государственной власти за соблюдением законности в работе частных охранно-детективных предприятий.

В соответствии со ст. 20 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел. Основными задачами при осуществлении данного контроля следует считать: обеспечение лицензирования предприятий, организаций и физических лиц в строгом соответствии с законодательством; обеспечение неукоснительного соблюдения порядка приобретения, учета, хранения огнестрельного оружия и специальных средств охранными предприятиями и их персоналом; проведение целенаправленных мероприятий по выявлению и пресечению незаконно действующих охранных структур и принятию мер к их ликвидации как потенциальных очагов формирования преступных группировок; и др.

В любом случае контроль органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью может дать положительные результаты только при комплексном подходе к осуществлению контроля. В связи с чем возникает потребность в детальной разработке вопросов организации деятельности ОВД по контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

Целью дипломной работы является комплексное исследование вопросов организации деятельности ОВД по контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

К задачам дипломной работы следует отнести:

1) уточнение понятия и признаков частной детективной и охранной деятельности, анализ ее содержания;

2) выявление и раскрытие содержания правового регулирования частной детективной и охранной деятельности;

)   рассмотрение полномочий сотрудников органов внутренних дел по осуществлению контроля за деятельностью частных охранно-детективных предприятий;

)   рассмотрение сущности и содержания контроля за соблюдением порядка осуществления частной детективной и охранной деятельности;

)   раскрытие вопросов привлечения к ответственности за нарушения законодательства в сфере частной детективной и охранной деятельности;

)   рассмотрение проблем пределов компетенции органов внутренних дел по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельности.

Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации положений Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих частную детективную и охранную деятельность, а также в процессе деятельности подразделений органов внутренних дел по лицензированию частных охранно-сыскных предприятий и контролю за соблюдением порядка осуществления частной детективной и охранной деятельности

В качестве предмета дипломной работы выступают административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области частной детективной и охранной деятельности и контроля за ней со стороны органов внутренних дел, их интерпретация в комментариях, научных работах, а также практика органов внутренних дел по их реализации.

Исследование темы дипломной работы выполнено на основе современных научных методов познания, таких как: метод анализа результатов исследования и их систематизация, метод обобщения и синтеза, метод индукции и дедукции, и т.д.

Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области административного права, административной деятельности органов внутренних дел и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы: М.Ф. Деминой, А.А. Маликова, А.Ю. Огурцова, В.И. Садчикова, В.И. Сургутскова и других ученых.

Нормативную основу дипломной работы составили Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 


Правовая характеристика частной детективной и охранной деятельности в российской федерации

Понятие, содержание и признаки частной детективной и охранной деятельности

 

Рассмотрение на научном уровне любого вопроса невозможно без досконального осмысления тех понятий, которые лежат в его основе, формируют правовой базис той или иной изучаемой проблемы. Данное положение вполне применимо и к вопросу о контроле органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельности.

Законодательное определение частной детективной и охранной деятельности дается в ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», где она определяется как «оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов».

Однако в научной литературе частная детективная и охранная деятельность определяется далеко не однозначно. В частности, одни авторы отмечает, что частная детективная и охранная деятельность - это деятельность по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями, действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка. Вторые определяют частную сыскную деятельность как основанную на законе и облеченную в правовую форму правовых отношений деятельность негосударственных субъектов (частных сыщиков и организаций), использующих специальные силы и средства, осуществляемую посредством оказания услуг в сфере уголовного и гражданского судопроизводства. Третьи авторы под частной детективной деятельностью понимают совокупность действий индивидов и их объединений, имеющих специальное разрешение, по оказанию услуг физическим и юридическим лицам за вознаграждение, с целью защиты их частной собственности или иного законного интереса. Четвертые определяют частную детективную и охранную деятельность как предусмотренный законом определенный вид юридической, лицензируемой деятельности по оказанию услуг юридическим и физическим лицам на возмездной договорной основе в целях защиты их прав и законных интересов. Пятые авторы частную детективную и охранную деятельность рассматривают как регулируемую преимущественно нормами административного права один из методов правоохранительной деятельности, состоящий в оказании гражданам и организациям со стороны частных детективов охранных и охранно-сыскных услуг, имеющих публичный характер, и осуществляемый в целях защиты законных прав и интересов граждан и организаций на основе специального государственного разрешения.

Анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о том, что частная детективная и охранная деятельность имеет двойственную природу, с одной стороны, рассматриваемая деятельность носит публично-правовой характер, с другой стороны, данная деятельность имеет частно-правовую составляющую.

В ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» законодатель определяет содержание частной детективной и охранной деятельности, одна из составляющих которых заключается в осуществлении сыска, а другая - в предоставлении услуг по охране. Таким образом, законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана, которые осуществляются специальными предприятиями.

Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - пять лет, в дальнейшем срок продлевается еще на пять лет.

Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников;

)   проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;

)   консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

)   обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации, такие как:

) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;

2) сбор информации о предпринимательской деятельности;

)   сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;

)   поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества.

Наряду с вышеперечисленными услугами частные охранно-сыскные предприятия активно взаимодействуют с органами внутренних дел. В частности, оказывают:

1) непосредственную помощь органам внутренних дел путем безвозмездного выделения сил и средств для обеспечения общественного порядка на основании договоров о сотрудничестве между предприятиями и отдельными подразделениями ОВД;

2) помощь оперативным подразделениям правоохранительных органов путем предоставления информации, проведения совместных или согласованных мероприятий.

На сегодняшний день картина взаимодействия выглядит следующим образом.

В соответствии с отчётом о результатах проведения комплексной оперативно-профилактической операции «Сфера-безопасность» (2 РС) в 2010 году на территории Российской Федерации частными охранниками при оказании содействия органам внутренних дел задержано 115 тысяч правонарушителей, из них почти 9 тысяч - по подозрению в совершении преступлений. По итогам 2009 года более 30% (129,5 тысяч) объектов, охраняемых частными охранными организациями, включены в систему единой дислокации сил и средств органов внутренних дел, что превышает итоговый показатель 2008 года на 15%. Таким образом, принимаемые меры, способствуют ежегодному увеличению количества задерживаемых частными охранниками граждан за различные правонарушения. По сравнению с 2007 годом данный показатель увеличился на 59,3%.

На основании услуг, оказываемых частными охранно-сыскными предприятиями как физическим или юридическим лицам, так и правоохранительным органам, можно выделить следующие признаки частной детективной и охранной деятельности:

1) правоохранительный характер как частной детективной, так и охранной деятельности.

Наличие данного признака вызывает споры среди специалистов в области правоохранительной деятельности. Так, например, Т.В. Захарова в своем комментарии к Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» отмечает, что «тезис о правоохранительной сущности этого вида предпринимательства обоснован общностью задач, характера, форм и методов их деятельности, однако общность содержания деятельности частных охранно-детективных структур и правоохранительных органов условна и основана на больших допущениях». В одном из учебников по курсу «Правоохранительные органы» также отмечается, что «…в некоторых изданиях, не только учебных, но и претендующих на «нечто высоконаучное», среди правоохранительных органов упоминаются даже частные охранные фирмы…». Однако в целом ряде других работ по рассматриваемой проблематике их авторы придерживаются противоположной точки зрения и считают, что частная детективная и охранная деятельность является составной частью негосударственной правоохранительной деятельности. Л.Ф. Кваша и Ю.Ф. Кваша, например, включают в систему негосударственных субъектов правоохранительной деятельности внештатных сотрудников, народных дружинников и частных охранников, органы частной полиции в форме частных детективных и охранных организаций, частных детективов-индивидуалов, службы безопасности хозяйствующих субъектов;

) наличие специального государственного разрешения - лицензии на осуществление сыска и охраны.

Согласно ст. 6 и ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» оказание услуг в области сыска и охраны разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Учитывая характер осуществляемых частными детективами и охранниками функций, допускать к такой деятельности лиц либо организаций, не прошедших предварительную проверку в компетентных органах - значит вовлечь в эту деятельность криминальные элементы;

) возмездная договорная основа деятельности частных детективных и охранных предприятий, то есть коммерческая деятельность.

Данный признак существенно отличает деятельность государственных органов правоохранительной направленности от негосударственных предприятий той же направленности. Хотя следует признать, что деятельность каждого служащего государственного органа тоже оплачивается как гражданами, так и иными организациями посредством отчисления налогов. Разница состоит в том, что договорной характер отношений между частными детективными и охранными предприятиями и их клиентами подразумевает конкретный размер оплаты за обозначенные в договоре действия, а налогообложение в целях оплаты труда работников государственных правоохранительных органов носит неопределенный общий характер;

) особые требования, предъявляемые к кандидатам на работу в частных детективных и охранных предприятиях, то есть те требования, которые предъявляются для получения лицензии (см. приложение 1).

Наряду с вышеперечисленным следует отметить, что частная детективная и охранная деятельность осуществляется в достаточно жестком административно-правовом режиме, который обеспечивает требования законности в деятельности как частных детективов, так и охранников; одним из средств обеспечения законности в деятельности частных детективов и охранников являются административные запреты.

Говоря о деятельности частных детективов, следует отметить, что им запрещается:

) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

)   осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

)   прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

)   совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

)   разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц; и др.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. При этом стоит отметить, что с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом №272-ФЗ от 22 декабря 2008 г. все огнестрельное оружие частных охранных структур было передано на баланс МВД РФ и в настоящее время используется на правах аренды.

При применении огнестрельного оружия или специальных средств сотрудники охранно-сыскных структур обязаны:

) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

)   обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

)   немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Это обусловлено тем, что главной обязанностью работников частных охранных структур является обеспечение безопасности граждан, осуществление которого без необходимого профессионализма невозможно. Для того чтобы приступить к работе, частные охранники должны пройти специальное обучение, итогом которого будет сдача экзамена на присвоение квалификации (разряда).

На сегодняшний день предусмотрено три профессиональных разряда частных охранников: 4-й, 5-й, 6-й разряды:

1) работник 4-го разряда может осуществлять трудовые функции по оказанию услуг только с использованием специальных средств, а именно с резиновой палкой и наручниками;

2) работник 5-го разряда - с использованием гражданского оружия самообороны (газовое оружие, в том числе со слезоточивыми и раздражающими устройствами, электрошоковые устройства);

)   работник 6-го разряда с использованием служебного оружия, гражданского оружия самообороны и специальных средств.

Периодическая проверка проводится для охранников 6-го разряда через 1 год, 5-го разряда - через 2 года, 4-го - перед продлением срока действия удостоверения.

Наряду с этим руководитель охранной структуры должен обеспечить свое предприятие юристом и психологом. Так, юрист необходим для того, чтобы грамотно подготовить договор и грамотно инструктировать работу с людьми. Психолог (врач) каждое утро должен осмотреть охранника, определить его самочувствие, психологическое состояние и только потом дать заключение о его готовности выйти на объект.

Требование повышение квалификации касается не только частных охранников, но и самого руководителя частной охранной организации. Тем самым, помимо наличия высшего профессионального образования у руководителя, обязательным требованием является наличие у него удостоверения частного охранника.

Вышеизложенные требования направлены на усиление и упорядочение государственного контроля в сфере деятельности частных охранных предприятий, что в итоге должно привести к значительному уменьшению правонарушений, совершаемых частными охранниками, и повышению уровня их услуг.

Как было отмечено ранее в своей деятельности частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства. В частности: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники - и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан; для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

При этом запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемому имуществу.

Кроме применения специальных средств, охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Подводя итоги данного параграфа, представляется возможным сделать следующие выводы, частная детективная и охранная деятельность - это деятельность, направленная на оказание физическим и юридическим лицам предприятиями услуг на возмездной договорной основе по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц, и осуществление иных целей, установленных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Основное содержание частной детективной и охранной деятельности состоит в обеспечении защиты законных прав и интересов граждан и организаций. Признаками частной детективной и охранной деятельности является ее правоохранительный характер, наличие специального государственного разрешения - лицензии на осуществление охранно-сыскной деятельности, возмездная договорная основа деятельности частных детективных и охранных предприятий, то есть коммерческая деятельность, особые требования, предъявляемые к кандидатам на работу в частных детективных и охранных предприятиях для получения лицензии.

частный детективный регулирование контроль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...