Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенция органов внутренних дел при осуществлении контроля за частной детективной и охранной деятельностью




 

В правовом государстве все властно-исполнительные структуры, в частности органы внутренних дел, в пределах своей компетенции должны обеспечивать безопасность граждан, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.

Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти, обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах. В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органов исполнительной власти. В связи с чем, можно сделать вывод, что компетенция органов внутренних дел представляет собой совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов задач, функций, прав и обязанностей, направленных на обеспечение общественного порядка и противодействия преступности.

В целях выполнения возложенных на них задач и функций органы внутренних дел наделены определенными методами, посредством которых воздействуют на поведение объектов управления (в данном случае - частных охранно-сыскных предприятий) с целью добровольного соблюдения ими норм права, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Одним из методов такого воздействия выступает контроль со стороны ОВД.

Контроль ОВД за частной детективной и охранной деятельностью представляет собой процесс, при помощи которого сотрудники ОВД наблюдают за соблюдением всеми субъектами установленных правовыми актами норм, стандартов, правил, обязанностей, ограничений, требований, направленных на регламентацию общественных отношений в сфере деятельности частных охранно-сыскных предприятий.

Полномочия органов внутренних дел по применению мер государственного контроля за частной детективной и охранной деятельностью установлены ст. 12 Закона «О полиции», согласно которой к их обязанностям относятся:

1) выдача при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности;

2) выдача для подтверждения правового статуса частного детектива и правового статуса частного охранника удостоверения установленного образца;

3) принятие квалификационных экзаменов у частных охранников и лиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника;

4) проведение периодических проверок частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;

5) осуществление контроля за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, а также участие в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании анализа отечественного законодательства основными задачами при осуществлении контроля органами внутренних дел в этом направлении следует считать: обеспечение лицензирования предприятий, организаций и физических лиц в строгом соответствии с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подзаконными актами по его реализации; проведение целенаправленных мероприятий по выявлению и пресечению незаконно действующих охранных структур и принятию мер к их ликвидации как потенциальных очагов формирования преступных группировок; выявление нарушений при подготовке кадров для частных детективных и охранных структур негосударственными образовательными учреждениями; выявление нарушений законодательства при заключении договоров между частными детективными и охранными предприятиями и клиентами; периодическая проверка работников частных охранно-сыскных предприятий на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Исходя из данных направлений контроля, можно выделить определенные критерии по организации контроля за частной детективной и охранной деятельностью:

1) по времени осуществления контроля;

2) скрытно или открыто он проводится;

)   присутствует ли непосредственно сам контролирующий в момент проверки, либо он реагирует на полученную информацию о работе частных детективных и охранных предприятий.

По времени осуществления контроль можно подразделить на три вида:

) предварительный - должен осуществляться, например, при проверке документов на получение лицензий, разрешений на приобретение оружия и спецсредств, комиссионное обследование помещений для хранения оружия;

2) текущий и завершающий - при проверке уставных и других служебных документов, сдаче нормативов по огневой подготовке, проверке знания законодательства, регламентирующего частную детективную и охранную деятельность, и т.д.

Второй критерий классификации видов контроля: гласный и негласный контроль. Гласный контроль в силу своей простоты и доступности считается наиболее распространенным видом контроля и осуществляется, в основном, работниками аппаратов лицензионно-разрешительной системы.

Что касается негласного контроля, то для его реализации требуется привлечение возможностей служб и подразделений криминальной милиции.

В соответствии с третьим критерием классификации - присутствует или не присутствует проверяющий лично в момент проверки - контроль за работой можно определить как непосредственный и опосредованный.

Непосредственный вид контроля включает в себя личное общение с руководителями частных детективных и охранных структур и проверку работы нарядов охраны на объектах и на маршрутах движения.

К опосредованному виду контроля можно отнести изучение документов охранно-сыскных структур, изучение мнения населения о работе охранно-сыскных структур, использование технических средств и т.п.

Наряду с вышеуказанными видами контроля в последнее время действенной формой проведения контроля за деятельностью частных охранно-сыскных предприятий явилось проведение специальных оперативно-профилактических мероприятий. Основной их задачей является полная проверка всех коммерческих структур, охранно-сыскных предприятий, выявление в этой среде преступных проявлений и пресечение нарушений законодательства о частной детективно-охранной деятельности.

На практике данные оперативно-профилактические мероприятия выглядят следующим образом. В целях выявления и пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий и осуществления частной охранной и сыскной деятельности, на территории Челябинской области в период с 26 ноября по 5 декабря 2010 года был проведен I этап комплексной оперативно-профилактической операции «Сфера-безопасность».

За время проведения мероприятия сотрудниками милиции Челябинской области проведено 1746 проверок объектов лицензионно-разрешительной системы: 457 - частных охранных предприятий, 23 - частных детектива, 1257 - объектов, охраняемых частными охранными структурами, 9 - негосударственных образовательных учреждений. По результатам проверок выявлено 215 фактов нарушения законодательства, регламентирующего частную детективную и охранную деятельность и об оружии. Фактов незаконного оказания охранных услуг физическим и юридическим лицам: 53 частными охранными предприятиями и их работниками, 62 физическими лицами и иными организациями и предприятиями.

По всем указанным фактам виновные привлечены к административной ответственности, сыскным предприятиям вынесено 53 письменных предупреждений.

За различные нарушения установленного порядка хранения, учета и использования огнестрельного оружия в охранно-сыскных предприятиях временно изъято 204 единиц оружия и 3736 патронов, 41 единиц специальных средств (см. приложение 3).

Что касается направлений контрольной деятельности органов внутренних дел в сфере частной детективной и охранной деятельности, то к ней следует отнести:

) лицензирование частных детективных и охранных структур;

2) контроль за соблюдением порядка осуществления частной детективной и охранной деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Из данного определения следует, что посредством режима лицензирования государство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего лицензируемого вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности.

В сфере частной детективной и охранной деятельности лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В соответствии с Федеральным законом «Об оружии», Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и другими нормативными актами вопросы лицензирования возлагаются на органы внутренних дел.

К основным задачам осуществления лицензионно-разрешительной системы относятся:

1) контроль за частной детективной и охранной деятельностью;

2) предупреждение хищений и утраты предметов, веществ, на которые установлена разрешительная система, и недопущение использования их не по назначению или в преступных целях;

)   обеспечение строгого соблюдения правил приобретения, перевозки, хранения и использования предметов и веществ, подпадающих под разрешительную систему;

)   выявление и устранение причин и условий, которые могут вызвать наступление вредных последствий, нарушение общественного порядка и общественной безопасности.

Положения Приказа МВД России «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков)» определяют процессуальный порядок выдачи соответствующих лицензий.

Лицензия на осуществление частной детективной и охранной деятельности выдается уполномоченными подразделениями и органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако поскольку частная детективная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан и при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции РФ о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 и ч. 1 ст. 45), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности.

В ст. 6 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусмотрены такие квалификационные требования, содержащие перечень условий, при наличии которых соискателю лицензии отказывается в выдаче лицензии. Так, лицензия не выдается гражданам: не достигшим двадцати одного года; состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психических заболеваний, алкоголизма или наркомании; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или порядок управления; не представившим документы, перечисленные в статье 6 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Лицензия также не выдается бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.

Для получения лицензии на осуществление охранно-сыскной деятельности соискатель лицензии представляет в уполномоченное подразделение органа внутренних дел следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии;

) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

Также в орган внутренних дел необходимо представить копии документов, подтверждающих наличие у руководителя охранной или сыскной организации квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Наряду с данным пакетом документов соискатель лицензии должен представить: анкету установленного образца, фотографии, медицинскую справку установленной формы, документы, подтверждающие гражданство, справку о регистрации по месту жительства соответствующего органа внутренних дел, документы, подтверждающие прохождение спецподготовки для работы в качестве частного охранника, частного детектива, наличие юридического образования либо стаж работы не менее трех лет в правоохранительных, следственных или в государственных организациях, если служба была связана с использованием огнестрельного оружия.

После получения всех необходимых заявления и документов орган внутренних дел проводит их проверку, регистрирует, рассматривает и в установленном порядке принимает решение о выдаче лицензии.

Для установления достоверности сведений, изложенных в предъявленных документах, осуществляется проверка путем собеседования с лицом, претендующим на получение лицензии; запросов в соответствующие информационные центры системы МВД России о наличии судимости или факта предъявления обвинения заявителю в совершении преступления; запросов в наркологические и психдиспансеры о нахождении заявителя на их учетах; сбора информации оперативно-розыскного характера и т.д.

После принятия положительного решения выдача лицензии осуществляется в определенной административной процедуре, которая включает в себя следующие стадии:

1) возбуждение производства по административному делу;

2) рассмотрение административного дела;

)   принятие решения по административному делу;

)   исполнение решения по административному делу;

)   пересмотр решения по административному делу.

С момента выдачи лицензии субъект наделяется правами и обязанностями лицензиата, включающими права на осуществление частной охранной или детективной деятельности и обязанности по соблюдению лицензионных требований и условий.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод, компетенция органов внутренних дел в сфере контроля за частной детективной и охранной деятельностью заключается в задачах, правах, обязанностях, полномочиях и ответственности органов внутренних дел. В частности, органы внутренних дел наделены полномочиями выдачи лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности, удостоверений установленного образца для подтверждения правового статуса частного детектива и правового статуса частного охранника, осуществление контроля за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, реализация отчетов контроля подразделений лицензионно-разрешительной работы полиции и т.д. Лицензирование как одно из направлений контрольной деятельности органов внутренних дел в сфере частной детективной и охранной деятельности представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...