Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

33. Игра «где галчонок? ». 34. Игра «где матрешка? ». 36. Игра «переехали на новую квартиру». 10. Л. Г. Кобзарева и др. Материал для практического овладения учащимися подбором антонимов




Блок 6

Примерный материал:

  на в У
  в перед за
  за за с
  под У без
  У к на
  к от к

33. Игра «Где галчонок? »

' Развитие умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них. Набор картинок: галчонок, деревья различных пород, ска­мейка, дорожка и т. п.

Логопед рассказывает, что в парке живет галчонок. Он еще ма­ленький, и ему хочется играть. Он все время перепрыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие отве­тят, где находится галчонок.

Один ученик передвигает фигурку галчонка, а другие составляют предложения о нем. Например: «Галчонок сел на ветку», «Он поскакал под лавку», «Птичка скачет по дорожке» и т. д.

Адекватное составление предложения о местонахождении галчонка поощряется фишкой.

34. Игра «Где матрешка? »

Отработка умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них. Оборудование: Матрешка и кукольная мебель.

Логопед меняет местоположение матрешки, учащиеся по очереди говорят, где находится игрушка в данный момент.

Для расширения круга употребляемых предлогов логопед может записать их на доске. Сначала предлоги прочитываются хором, а потом включаются в игру.

35. Игра «В каком предложении предлог? »

Развитие умения строить предложения, используя нужные предлоги.

Выставляются на наборном полотне картинки: Корзинка с грибами, один гриб около нее; Ящик со щенками, у ящика собака; Кормушка с птицами, одна птица над кормушкой; Карточки с предлогами.


Использование приставок и предлогов______________ 145

Учащиеся рассматривают картинки (одну-две, исходя из резерва времени) и прочитывают предлоги. Логопед предлагает составить предложения по картинке, используя любой предлог, например: «Гриб лежит у корзины», «Гриб выпал из корзины», «Грибы лежат в корзине», «На полу корзина с грибами».

Каждый ученик, правильно составивший предложение, не повторив при этом предыдущих, получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал боль-ще фишек.

36. Игра «Переехали на новую квартиру»

Расширение круга употребляемых предлогов, развитие умения строить предложения с предлогами. У логопеда картинки с изображением предметов мебели, на доске план комнаты с обозначением двери и окон. Логопед показывает картинку и спрашивает: «Где поставим этот предмет? ». Ученик по вызову учителя (можно играть по рядам на очки) предлагает, например, поставить письменный стол у окна. Игровая фиш­ка вручается каждому, кто правильно построил предложение с предлогом.

37. Игра «Прятки»

Расширение круга употребления предлогов, развитие умения строить предложения. На фланелеграфе или магнитной доске разме­щаются картинки с изображением дома, сарая, забора, деревьев и других предметов, вырезанные фигурки детей.

Учитель объявляет, что сейчас начнется игра в прятки и вся группа водит. (Предварительно учащиеся дают имена фигуркам детей). Затем водящие закрывают глаза, а учитель «прячет» фигурки (так, чтобы они были видны) за сарай, дом, забор, на крышу сарая, дома, на дерево, в дом, сарай, под крыльцо, под сарай.

Учащиеся открывают глаза, находят, кто где спрятался, и отвечают, строя предложения с предлогами и нужными глаголами, например: «Витя залез на дерево», «Коля спрятался за забор». Правильный ответ поощ­ряется игровой фишкой.

10. Л. Г. Кобзарева и др.


Блок VII

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПОДБОРОМ АНТОНИМОВ

Есть детское стихотворение о двух барашках, которые встретились на узком мосту. Они были так упрямы, что не уступили друг другу, и оба утонули. В языке есть пары слов, похожие на упрямых барашков. Это антонимы - слова с противоположными значениями. Являются ли анто­нимами слова низкий и счастливый"? Нет, потому что сравнивать можно только по одному признаку, а здесь их два, и антоним к слову низкий -слово высокий. Единый признак мы показали на рисунке в виде мостика: если один будет на берегу, а другой - на мостике, то они не смогут стол­кнуться, как не сталкиваются слова низкий и счастливый.

Если антонимы обозначают какое-то качество, то они должны об­ладать этим качеством в равной мере. Подумайте, почему жара и холод -антонимы, а жара и прохлада - нет.

Существительные - антонимы, которые следует вводить в речь учащихся

Алчность - бескорыстие, богатство - бедность, богатство - нище­та, богач - бедняк, большинство - меньшинство, великан - карлик, весе­лье — грусть, веселье - печаль, веселье - тоска, весна - осень, вечность -мгновение, миг, взлет - падение, взлет - посадка, внутренне - наружно, восток - запад, восход - закат, встреча - разлука, выигрыш - проигрыш, въезд - выезд, голова - хвост, гордость - скромность, день - ночь, добро -зло, доверие - недоверие, достоинство - недостаток, друг - враг, дружба -вражда, жар - холод, жара - стужа (разг. ), жизнь - смерть, защита - на­падение, защита - объединение, зима - лето, избыток - недостаток, исти-


147

на - ложь, красавец - урод, красота - безобразие, ласка - строгость, лю­бовь - ненависть, мир - война, мир - ссора, молодость - старость, мороз -зной, мудрость - глупость, награда - наказание, надежда - отчаяние, на­ходка - потеря, начало - конец, нищета - роскошь, нужда - достаток, оборона - нападение, одобрение - порицание, отечество - чужбина, по­беда - поражение, победитель - побежденный, полдень - полночь, порядок - беспорядок, потепление — похолодание, правда - обман, ложь, предок - потомок, прилив - отлив, противник - союзник, раб - господин, радость - горе, рассвет - закат, расцвет - упадок, рождение - смерть, свет -мрак, тьма, темнота, свобода - неволя, рабство, сила - слабость, скром­ность - тщеславие, смех - плач, смерть - бессмертие, сон - бодрствование, счастье - горе, талант - бездарность, тишина - шум, труд - безделье, лень, тревога - покой, утро - вечер, фронт - тыл, храбрость - трусость, юноша - старик, молодость - старость.

Прилагательные - антонимы, которые следует вводить в речь учащихся

Абстрактный - конкретный, активный - пассивный, белый - черный, ближний - дальний, близкий — далекий, богатый - бедный, большой -малый, быстрый - медленный, быстрый - медлительный, вежливый -грубый, веселый - грустный, веселый - мрачный, веселый - печальный, веселый - скучный, веселый - тоскливый, веселый — угрюмый, винова­тый, - правый, виновный, внутренний - внешний, временный - постоян­ный, высокий - низкий, высший - низший, глубокий - мелкий, гладкий -шероховатый, горячий - холодный, громадный - маленький, громкий -тихий, густой - редкий, дружественный - враждебный, естественный -искусственный, жаркий - холодный, живой - мертвый, здоровый - боль­ной, зрячий - слепой, искренний - лицемерный, короткий - длинный, коллективный - индивидуальный, красивый - безобразный, крупный -мелкий, ласковый - грубый, левый - правый, легкий - тяжелый, легкий -трудный, любимый - ненавистный, лучший - худший, молодой - старый, мудрый - глупый, мягкий - жесткий, мягкий - твердый, нежный - грубый, новый - старый, огромный - крохотный, острый - тупой, первый - пос­ледний, поздний - ранний, положительный - отрицательный, празднич­ный - будничный, прекрасный - безобразный, прилежный - ленивый, простой - сложный, прошедший - будущий, светлый - темный, серьез­ный - легкомысленный, сильный - слабый, сладкий - горький, смелый -робки и. солнечный - пасмурный, сухой - сырой, мокрый, сытый - голод-10*



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...