Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смещенные ряды близких и противоположных слов




111-й этап

1. Сравните и запишите предложения с союзом а.

Перец и мед. Реку и ручей. Уголь и мел. Камень и пушинку. Орла и воробья. Клюкву и сахар. Мед и лимон. Перец и арбуз. Огурец и помидор.

Тропинку и дорогу. Зайца и тигра. Зиму и лето. «

2. Сравните словосочетания, заменив прилагательное в каждом
словосочетании антонимом.

Холодный утюг - холодное пальто; мелкий пруд - мелкий дождь; сладкое яблоко - сладкое лекарство; чистый пол - чистое небо; тихая езда - тихий голос; мягкая зима - мягкий человек; верный друг - верный ответ; ясное небо - ясный вопрос; худое ведро - худая-слава; кислая яго­да - кислое молоко; легкая задача - легкий груз; свежий хлеб - свежий ветер.

3. Подберите слова с разными значениями.

Легкий рюкзак -...; свежая рубашка -...; легкая задача -...; све­жий журнал -...; легкий мороз -...; глухой голос -...; старый сад -...; глухой переулок -...; старая квартира -...; твердый грунт -...; мягкий климат -... ; твердая воля -... ; мягкий диван -... ; свежий ветер -... ; свежий хлеб -....

Подобрав противоположные по смыслу слова, сравните их значе­ния. Составьте предложения.

4. Прочитайте. Проанализируйте, в чем различие выделенных слов.

Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою их ведет. А кораблик больно ходок: вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу поведет.

(Утка с утятами)


/// этап: применение знаний___________________ 163

5. Прочитайте стихотворение.

Находка

Смелый и робкий

По городу шли,

На тротуаре

Коробку нашли:

Белая береста

Сосчитаешь до ста

И откроешь просто.

- Брось ее! - воскликнул робкий. -

Может быть змея в коробке.

Или волки там внутри!

Лучше в руки не бери!

Но пугаться храбрецу,

Как известно, не к лицу.

Нет, не стал считать до ста,

Он открыл коробку просто,

А в коробке той - пирог,

Не пирог, а городок,

Город праздничный, нарядный,

Пряничный и шоколадный.

Вот и надпись у ворот:

«Смелость города берет».

(Г. Сапгир)

Сделайте вывод, с помощью каких слов автор передает основную мысль стихотворения. Составьте предложения, в которых бы слова сме­лый и робкий были существительными и прилагательными.

6. К словам из левого столбика подберите по смыслу слова из пра­
вого столбика. Напишите слова парами, вставляя пропущенные буквы.

вд-. ли                     н.. чало

д.. шевый               .. доровье

м.. лчать                 д.. р.. гой

св.. тлеть                передовой

к.. нец                    т.. мнеть

б. лезнь                  вбл.. зи

.. тсталый               г.. в.. рить

11*



Блок 7


Составьте предложения с любыми тремя парами слов. Докажите что это антонимы.

7. Найдите в пословицах антонимы.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Мягко стелет, да жестко спать. В глаза не хвали, а за глаза не кори. Сытый голодного не разумеет. За ма­леньким погнался, а большое потерял. Меньше говори, а больше думай.

Прочитайте пословицы. Сделайте вывод, что помогло передать смысл пословиц.

8. Введите слова-антонимы в предложения. Какую роль они вы­
полняют? Обобщите.

Наспех - неторопливо. Быстро - медленно. Издали - вблизи. Доверху - донизу. Вплавь - пешком. Вниз - вверх. Воочию - заочно. Вперед - назад. Сверху - снизу.

9. Прочитайте пословицы.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит. Самое слад­кое - язык, самое горькое - язык. Много говорено, да мало делано. Зна­ние человека возвышает, а невежество унижает. Ученье в счастье укра­шает, а в несчастье утешает.

Подберите к ним аналогичные пословицы.

10.   Считаем целесообразным закончить работу над антонимами
серией заданий по развитию развернутого связного высказывания слож­
ными предложениями с союзом а, с использованием навыка у детей
образования слов с помощью суффиксов и приставок, по развитию сло­
весно-логического мышления.

Предлагаются два предмета для сравнения по материалу, по вели­чине, по форме, по цвету, по назначению.

СМЕЩЕННЫЕ РЯДЫ БЛИЗКИХ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СЛОВ


1.


Доход - расход Прибыль - убыток Выгода - невыгода Барыш - потеря


С/нещенные ряды слов___________________________ 165

Какие пары антонимов можно составить? «Прибыль-убыток» не соотносятся.

2.                       Вниз — в...
Книзу- к...

Образуйте пары антонимов, объясните, как они образовались.

3.                       Вскочить - со...
Выпрыгнуть - вы...

Объясните оба значения. Составьте предложения с каждым сло­вом.

4.                     Легкий - трудный.
Нетрудный - сложный.
Простой - непростой.
Немудреный - мудреный.
Пустяковый - хитрый.

Составьте пары антонимов.

5.                  Медленный - скорый.
Медлительный - торопливый.
Неторопливый - стремительный.

Запишите первую группу синонимов, затем вторую группу сино­нимов. Образуйте пары синонимов из слов этих групп.

6.                      Поблизости - вдалеке.
Близко —

Вблизи -Рукой подать -Под самым носом -

Образуйте недостающие слова, запишите полученные антоними­ческие пары.

7.                         Развернуть - с...
Раскатать -
Раскрутить -

Образуйте антонимы путем приставок роз-, рас- на приставку -с-. С полученными парами составьте предложения.


166______________________________

8. Дружба - вражда. Любовь - ненависть.
Составьте пары синонимов и антонимов.

9.                          Жара - холод.
Пекло - мороз.
Жарища - стужа.
Зной-

Составьте пары синонимов и антонимов.

10. Лошадь. Как еще зовут лошадей?

Конь - скакун - лошадка - коняга - коняшка - лошаденок - кляча. Составьте предложения. Объясните разницу в значениях.

11. Образуйте пары антонимов.

Гигантский -... маленький, колоссальный -..., громадный -..., огромный -..., хороший -..., неплохой -..., недурной -..., славный -..., очень хороший -..., отличный -..., великолепный -..., превосходный -..., замечательный -..., первоклассный -..., прекрасный -....

Слова для справок: маленький, крохотный, малюсенький, микроско­пический, плохой, нехороший, дурной, скверный, очень плохой, отвра­тительный, безобразный, гадкий, мерзкий, противный, ужасный.

Расположите слова каждого ряда по возрастающей (убывающей) степени качества. Назовите несколько вариантов. Составьте предложения.

12. Даны отрывки из стихотворений. Найдите названия лошади,
объясните их смысл:

Савраска, запряженный в сани, Понуро стоял у ворот.

Мои друзья летели в бурках Зимой в огненной пыли. И сивка - вещая каурка Едва касалася земли.


Блок VIII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...