Смещенные ряды близких и противоположных слов
111-й этап 1. Сравните и запишите предложения с союзом а. Перец и мед. Реку и ручей. Уголь и мел. Камень и пушинку. Орла и воробья. Клюкву и сахар. Мед и лимон. Перец и арбуз. Огурец и помидор. Тропинку и дорогу. Зайца и тигра. Зиму и лето. « 2. Сравните словосочетания, заменив прилагательное в каждом Холодный утюг - холодное пальто; мелкий пруд - мелкий дождь; сладкое яблоко - сладкое лекарство; чистый пол - чистое небо; тихая езда - тихий голос; мягкая зима - мягкий человек; верный друг - верный ответ; ясное небо - ясный вопрос; худое ведро - худая-слава; кислая ягода - кислое молоко; легкая задача - легкий груз; свежий хлеб - свежий ветер. 3. Подберите слова с разными значениями. Легкий рюкзак -...; свежая рубашка -...; легкая задача -...; свежий журнал -...; легкий мороз -...; глухой голос -...; старый сад -...; глухой переулок -...; старая квартира -...; твердый грунт -...; мягкий климат -... ; твердая воля -... ; мягкий диван -... ; свежий ветер -... ; свежий хлеб -.... Подобрав противоположные по смыслу слова, сравните их значения. Составьте предложения. 4. Прочитайте. Проанализируйте, в чем различие выделенных слов. Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою их ведет. А кораблик больно ходок: вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу поведет. (Утка с утятами) /// этап: применение знаний___________________ 163 5. Прочитайте стихотворение. Находка Смелый и робкий По городу шли, На тротуаре Коробку нашли: Белая береста Сосчитаешь до ста И откроешь просто. - Брось ее! - воскликнул робкий. - Может быть змея в коробке. Или волки там внутри! Лучше в руки не бери! Но пугаться храбрецу, Как известно, не к лицу.
Нет, не стал считать до ста, Он открыл коробку просто, А в коробке той - пирог, Не пирог, а городок, Город праздничный, нарядный, Пряничный и шоколадный. Вот и надпись у ворот: «Смелость города берет». (Г. Сапгир) Сделайте вывод, с помощью каких слов автор передает основную мысль стихотворения. Составьте предложения, в которых бы слова смелый и робкий были существительными и прилагательными. 6. К словам из левого столбика подберите по смыслу слова из пра вд-. ли н.. чало д.. шевый .. доровье м.. лчать д.. р.. гой св.. тлеть передовой к.. нец т.. мнеть б. лезнь вбл.. зи .. тсталый г.. в.. рить 11* Блок 7 Составьте предложения с любыми тремя парами слов. Докажите что это антонимы. 7. Найдите в пословицах антонимы. Ученье - свет, а неученье - тьма. Мягко стелет, да жестко спать. В глаза не хвали, а за глаза не кори. Сытый голодного не разумеет. За маленьким погнался, а большое потерял. Меньше говори, а больше думай. Прочитайте пословицы. Сделайте вывод, что помогло передать смысл пословиц. 8. Введите слова-антонимы в предложения. Какую роль они вы Наспех - неторопливо. Быстро - медленно. Издали - вблизи. Доверху - донизу. Вплавь - пешком. Вниз - вверх. Воочию - заочно. Вперед - назад. Сверху - снизу. 9. Прочитайте пословицы. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит. Самое сладкое - язык, самое горькое - язык. Много говорено, да мало делано. Знание человека возвышает, а невежество унижает. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает. Подберите к ним аналогичные пословицы. 10. Считаем целесообразным закончить работу над антонимами
Предлагаются два предмета для сравнения по материалу, по величине, по форме, по цвету, по назначению. СМЕЩЕННЫЕ РЯДЫ БЛИЗКИХ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СЛОВ 1. Доход - расход Прибыль - убыток Выгода - невыгода Барыш - потеря С/нещенные ряды слов___________________________ 165 Какие пары антонимов можно составить? «Прибыль-убыток» не соотносятся. 2. Вниз — в... Образуйте пары антонимов, объясните, как они образовались. 3. Вскочить - со... Объясните оба значения. Составьте предложения с каждым словом. 4. Легкий - трудный. Составьте пары антонимов. 5. Медленный - скорый. Запишите первую группу синонимов, затем вторую группу синонимов. Образуйте пары синонимов из слов этих групп. 6. Поблизости - вдалеке. Вблизи -Рукой подать -Под самым носом - Образуйте недостающие слова, запишите полученные антонимические пары. 7. Развернуть - с... Образуйте антонимы путем приставок роз-, рас- на приставку -с-. С полученными парами составьте предложения. 166______________________________ 8. Дружба - вражда. Любовь - ненависть. 9. Жара - холод. Составьте пары синонимов и антонимов. 10. Лошадь. Как еще зовут лошадей? Конь - скакун - лошадка - коняга - коняшка - лошаденок - кляча. Составьте предложения. Объясните разницу в значениях. 11. Образуйте пары антонимов. Гигантский -... маленький, колоссальный -..., громадный -..., огромный -..., хороший -..., неплохой -..., недурной -..., славный -..., очень хороший -..., отличный -..., великолепный -..., превосходный -..., замечательный -..., первоклассный -..., прекрасный -.... Слова для справок: маленький, крохотный, малюсенький, микроскопический, плохой, нехороший, дурной, скверный, очень плохой, отвратительный, безобразный, гадкий, мерзкий, противный, ужасный.
Расположите слова каждого ряда по возрастающей (убывающей) степени качества. Назовите несколько вариантов. Составьте предложения. 12. Даны отрывки из стихотворений. Найдите названия лошади, Савраска, запряженный в сани, Понуро стоял у ворот. Мои друзья летели в бурках Зимой в огненной пыли. И сивка - вещая каурка Едва касалася земли. Блок VIII
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|