1-й ЭТАП. Тараторка
Блок 7 ный, талантливый - бездарный, толстый - худой, тонкий, умный - глупый, храбрый - трусливый, частый - редкий, чистый - грязный, широкий - узкий, ясный - мрачный. Глаголы - антонимы, которые необходимо вводить в речь учащихся Белеть - чернеть, богатеть - беднеть, брать - отдавать, веселиться - печалиться, веселиться - грустить, веселиться - тосковать, веселиться. - скучать, взлетать - падать, возвышать - унижать, возникать - исчезать, впускать - выпускать, вставать - ложиться, вспыхивать - гаснуть, погасить, угасать, встречать - провожать, встречаться -расходиться, всходить, - заходить, заходить - выходить, выигрывать - проигрывать, въезжать - выезжать, говорить - молчать, гордиться - стыдиться, давать - брать, доказывать - опровергать, жить - умирать, заболевать - выздоравливать, забывать - вспоминать, забывать - помнить, завышать - занижать, завязывать - развязывать, загораться - гаснуть, погаснуть, зажигать - гасить, закрывать - открывать, зажигать - тушить, засыпать - просыпаться, запрещать - позволять, зацветать - отцветать, защищать - обвинять, защищаться - нападать, здороваться - прощаться, кричать - шептать, любить - ненавидеть, медлить - спешить, мириться - ссориться, награждать - наказывать, нагревать - охлаждать, надевать - снимать, наступать -отступать, находить - терять, начинать - заканчивать, обвинять - оправдывать, одевать - раздевать, опускаться - подниматься, падать - подниматься, повышать - понижать, помнить - забывать, появляться - исчезать, преувеличивать - преуменьшать, прибавлять - отнимать, приближать - удалять, продлевать - сокращать, приобретать - терять, присутствовать - отсутствовать, радовать - огорчать, разбирать - собирать, раскрывать - закрывать, расцветать - отцветать, светлеть - темнеть, создавать - разрушать, соединять - разъединять, спасаться - гибнуть, спрашивать - отвечать, строить - разрушать, улыбаться - хмуриться, умирать - возрождать, хвалить — ругать, хохотать - плакать.
Наречия - антонимы, которые необходимо вводить в речь учащихся Абстрактно - конкретно, близко - далеко, богато - бедно, быстро -медленно, вблизи - вдали, вверх - вниз, вверху - внизу, вежливо - грубо, вблизи - вдали, весело - грустно, весело - мрачно, весело - печально, весело - скучно, весело - тоскливо, весело - угрюмо, влево - вправо, / этап: воспроизведение знаний_______________ 149 вместе - отдельно, вместе - врозь (разг. ), вместе - порознь (разг. ), внутренне - внешне, вперед - назад, впереди - позади, впереди - сзади, временно - постоянно, всегда - никогда, вчера - завтра, высоко - низко, глубоко - мелко, горячо - холодно, громко - тихо, густо - редко, добрый -злой, дружественно - враждебно, жарко - холодно, кверху - книзу, коротко - длинно, крупно - мелко, ласково - грубо, ласково - сурово, легко -трудно, легко - тяжело, много - мало, можно - нельзя, мягко - жестко, налево - направо, нежно - грубо, низ - верх, поздно - рано, полезно -вредно, правдиво - лживо, прежде - теперь, прежде - потом, приятно -неприятно, просторно - тесно, сильно - слабо, сухо - сыро, тайно -открыто, явно, тепло — холодно, умно - глупо, хорошо - дурно, плохо, часто - редко, широко - узко, ярко - тускло. Можно познакомить учащихся со следующими фразеологическими оборотами-антонимами: Больше всего — меньше всего. Брать себя в руки - выходить из себя. В двух шагах - за тридевять земель, на краю света. В лучшем случае - на худой конец. В первое время - в последнее время. В первую очередь - в последнюю очередь. Воспрянуть духом - пасть духом. Входить в колею -выбиться из колеи. Заваривать кашу - расхлебывать кашу. Засучив рукава - спустя рукава. Звезд с неба не хватает - семи пядей во лбу. Капля в море - хоть пруд пруди. Легок на подъем - тяжел на подъем. Не покладая рук - сложа руки. Положить начало - положить конец. С легким сердцем -с тяжелым сердцем.
1-й ЭТАП 1. Бледнеть - краснеть. Отчего человек может побледнеть? Отчего 2. Добро - зло. Пословица: Добро сеять, добро и пожинать. Задание: Добро - это все хорошее, зло - все плохое. Назовите и выпишите слева добро, а справа зло: а) помочь больному, слабому а) отказать в помощи больному, слабому; б).................... б)....................... в).................... в)....................... Расскажите случаи, когда поступок можно было назвать добрым. Блок 7 3. Друг - враг. Кого называют другом? Кого врагом? Хорошо, когда есть друг! Расскажите о своем лучшем друге. 4. Мир - ссора. Худой мир лучше доброй ссоры. У людей хоть и бедность, да мир. У меня в доме крик, ссора шумная. Задание: мир - война, ссора. Объясните разницу. Составьте предложения. 9 5. Можно - нельзя. Что значит - можно? Что значит - нельзя? Составьте рассказ с заглавием «Можно и нельзя». 6. Правда - ложь. Родственные слова: лживый, лжец, лгун. Лживому всегда не верят. Ложь в правду рядилась, а о правду и разбилась. Резва ложь, да от правды не уйдешь. Продолжите ряд пословиц с данным антонимом. 7. Радость - грусть, печаль. От радости старики молодеют, а от печали молодые стареют. Расскажите о радостных днях, часах вашей жизни. 8. Прослушайте стихотворение и найдите в нем слова с противо У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, Что низко. А Мышонок - Высоко. Воробей сказал, Что близко, г / этап: воспроизведение знаний А Улитка - далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок - тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: Кислое - зачем оно? - Что вы? -Шепчет Червячок, -Сладкий у него бочок. (Г. Сапгир) Беседа по вопросам: 1. Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, 2. Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему? 3. Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
9. Прослушайте шуточное стихотворение Д. Родари и назовите антонимы в нем. Тараторка Вот тараторка для ребят. Когда молчат, не говорят. Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий. Что далеко - не очень близко. Что высоко - не слишком низко. Нельзя приехать, не уехав, И грызть орех, коль нет орехов. Никто сидеть не может стоя, Лить из порожнего в пустое. Нельзя писать на белом мелом И называть безделье делом. 10. Прочитайте или прослушайте рассказ, в котором на антонимах основана образность речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|