Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Игра «Кто больше?». 10. Игра «Эрудит». III-й ЭТАП




9. Игра «Кто больше? »

Играющие делятся на две команды. Ведущий на доске записывает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить с ним как можно больше словосочетаний или коротких предложений.

Мягкий свет. Мягкий характер. Мягкое наказание. Мягкий вагон. Мягкий знак и т. д.

Для игры могут быть взяты слова:

| голубой, острый, тупой, пустой, тонкий, тяжелый и т. д.

10. Игра «Эрудит»

Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже про­ставлены.

Главный - с          Жадный - л

Мощный - и         Густой - а

Иностранный - н    Большой - г



Блок 7


Жгучий - а Смелый - т Выносливый - е Гостеприимный - л Заискивающий - ь Жгучий - н Роскошный - ы Бесстрашный - е

Смышленый - о Занимательный - н Прекрасный - и Кроткий - м Скорый - ы Отчетливый - п Буйный - р Притворный - и

Слова для справок:

знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, силь­ный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.

11. Подберите к данным глаголам синонимы. Составьте с ними пред­
ложения.

Устать. Ликовать. Влезть.

Слова для справок:

\ радоваться, взобраться, утомиться.

12. Составьте с данными глаголами словосочетания.

Удивился (чему? ), поражаться (чем? ); Хотеть (чего? ), стремиться (к чему? ); Беспокоиться (о ком? ), тревожиться (за кого? ); Захватить (что? ), завладеть (чем? ); Продавать (что? ), торговать (чем? ).

13. К данным глаголам подберите синонимы. Составьте с ними сло­
восочетания, используя для этого подходящие по смыслу существитель­
ные и, где нужно, предлоги. Придумайте с этими словосочетаниями
предложения.

Образец: Блестеть - сверкать на солнце. На солнце сверкали ка­пельки росы.

Блестеть. Бороться. Работать. Торопиться. Пригласить. Вертеться. Взлететь. Греметь. Сторожить. Успокоить. Заглядеться. Бежать.

14. Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существи­
тельные. Напишите, где нужно, предлоги. Составьте с полученными сло­
восочетаниями предложения.


// этап: понимание знаний_________________________ 183

Образец: Посетить друга. Побывать в Москве. Брат посетил боль­ного друга. Мне очень хочется побывать в Москве.

Посетить, побывать (Москва, друг); Заботиться, беспокоиться (дети, здоровье); Вращаться, виться (колесо, ласточка); Охранять, караулить (склад, покой); Унять, успокоить (ребенок, больной).

15. К данным существительным-синонимам подберите одно-
' коренные глаголы. Проверьте правильность написания гласной в корне.

Образец: Смеется - хохочет.

Смех - хохот. Беспокойство - волнение. Борьба - сражение. Рабо-; та - труд. Горе - печаль. Рокот - грохот. Сторож — охрана. Укор - упрек.

16. Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы и замените
ими глаголы в данных предложениях. Лишние исключите.

На деревьях сверкал пушистый иней (искрился, сиял, блистал); Мать опасалась за здоровье ребенка (страшилась, пугалась, боя--лась);

Быстро бежало время (торопилось, мчалось, спешило); На улицах и площадях развевались флаги (реяли, парили); Над головой гремел оглушительный гром (шумел, грохотал, рокотал).

17. Выпишите из каждой пары предложений глаголы-синонимы.
Проанализируйте оттенки их значений.

Образец: Ругайте - браните.

Не ругайте меня понапрасну. Не браните меня целый день. - Я оты­щу секрет и ларчик вам открою. - Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. Чтоб концы его владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать. - В кузнице молот стучит. Кто-то барабанит в дверь. - Скрыла солнце туча грозовая. Женя спрятала игрушки от маленькой сестренки.

18. Прочитайте и найдите в предложениях однородные глаголы.
Затужили старик со старухой, загоревали. - Иван лежит в избушке -

не спится ему, не дремлется. - Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. - Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться,


184__________________________________________ Блок 8

родную землю защищать. - Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом.

19. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные глаголы.
Подберите к ним близкие по смыслу глаголы. Объясните употребление
этих слов в данном контексте.

- Мне не верится, что ты убежал от врага. По-моему, голубь, ты
что-то сочиняешь.

- Он, товарищ капитан, просто мало-мало заливает.

20. Замените повторяющийся глагол идти синонимами. Обоснуй­
те свой выбор.

По улицам города идут колонны детей. Бодро идут по дороге весе­лые туристы с рюкзаками. Босоногие мальчишки осторожно идут по све­жескошенной траве.

Слова для справок: шествуют, шагают, ступают.

III-й ЭТАП

1. Прочитайте.

Коля прочитал папе свое сочинение. Вот оно:

«На уроке естествознания учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы пошли домой, то тоже говорили о садах. Миша гово­рил, что он поедет на Север и рассадит там сады».

- Бедный у тебя язык, - сказал папа. - Найди в своем сочинении
слово, которое повторяется, замени его другими, близкими по смыслу.

Выполните задание, которое дал Коле папа. Объясните свой выбор слов.

2. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они
различаются?

А у нас на площади Стоят четыре лошади. Дед тихонько лошадь тронет, Скажет: «Лошади - не кони! » Улыбается отец: «Лошадь - пахарь,


/// этап: применение знаний________________________ 185

Конь-боец! » И тихонько взрослые Объясняют мне: «Груз везут на лошади, Скачут - на коне».

(Р. Дышаленкова)

3. Прочитайте текст. Проанализируйте в нем недостаток. Что нуж­
но сделать, чтобы устранить его?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...