9. Игра «Кто больше?». 10. Игра «Эрудит». III-й ЭТАП
9. Игра «Кто больше? » Играющие делятся на две команды. Ведущий на доске записывает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить с ним как можно больше словосочетаний или коротких предложений. Мягкий свет. Мягкий характер. Мягкое наказание. Мягкий вагон. Мягкий знак и т. д. Для игры могут быть взяты слова: | голубой, острый, тупой, пустой, тонкий, тяжелый и т. д. 10. Игра «Эрудит» Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены. Главный - с Жадный - л Мощный - и Густой - а Иностранный - н Большой - г Блок 7
Смышленый - о Занимательный - н Прекрасный - и Кроткий - м Скорый - ы Отчетливый - п Буйный - р Притворный - и Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный. 11. Подберите к данным глаголам синонимы. Составьте с ними пред Устать. Ликовать. Влезть. Слова для справок: \ радоваться, взобраться, утомиться. 12. Составьте с данными глаголами словосочетания. Удивился (чему? ), поражаться (чем? ); Хотеть (чего? ), стремиться (к чему? ); Беспокоиться (о ком? ), тревожиться (за кого? ); Захватить (что? ), завладеть (чем? ); Продавать (что? ), торговать (чем? ). 13. К данным глаголам подберите синонимы. Составьте с ними сло
Образец: Блестеть - сверкать на солнце. На солнце сверкали капельки росы. Блестеть. Бороться. Работать. Торопиться. Пригласить. Вертеться. Взлететь. Греметь. Сторожить. Успокоить. Заглядеться. Бежать. 14. Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существи // этап: понимание знаний_________________________ 183 Образец: Посетить друга. Побывать в Москве. Брат посетил больного друга. Мне очень хочется побывать в Москве. Посетить, побывать (Москва, друг); Заботиться, беспокоиться (дети, здоровье); Вращаться, виться (колесо, ласточка); Охранять, караулить (склад, покой); Унять, успокоить (ребенок, больной). 15. К данным существительным-синонимам подберите одно- Образец: Смеется - хохочет. Смех - хохот. Беспокойство - волнение. Борьба - сражение. Рабо-; та - труд. Горе - печаль. Рокот - грохот. Сторож — охрана. Укор - упрек. 16. Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы и замените На деревьях сверкал пушистый иней (искрился, сиял, блистал); Мать опасалась за здоровье ребенка (страшилась, пугалась, боя--лась); Быстро бежало время (торопилось, мчалось, спешило); На улицах и площадях развевались флаги (реяли, парили); Над головой гремел оглушительный гром (шумел, грохотал, рокотал). 17. Выпишите из каждой пары предложений глаголы-синонимы. Образец: Ругайте - браните. Не ругайте меня понапрасну. Не браните меня целый день. - Я отыщу секрет и ларчик вам открою. - Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. Чтоб концы его владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать. - В кузнице молот стучит. Кто-то барабанит в дверь. - Скрыла солнце туча грозовая. Женя спрятала игрушки от маленькой сестренки.
18. Прочитайте и найдите в предложениях однородные глаголы. не спится ему, не дремлется. - Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. - Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, 184__________________________________________ Блок 8 родную землю защищать. - Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. 19. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные глаголы. - Мне не верится, что ты убежал от врага. По-моему, голубь, ты - Он, товарищ капитан, просто мало-мало заливает. 20. Замените повторяющийся глагол идти синонимами. Обоснуй По улицам города идут колонны детей. Бодро идут по дороге веселые туристы с рюкзаками. Босоногие мальчишки осторожно идут по свежескошенной траве. Слова для справок: шествуют, шагают, ступают. III-й ЭТАП 1. Прочитайте. Коля прочитал папе свое сочинение. Вот оно: «На уроке естествознания учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы пошли домой, то тоже говорили о садах. Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады». - Бедный у тебя язык, - сказал папа. - Найди в своем сочинении Выполните задание, которое дал Коле папа. Объясните свой выбор слов. 2. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они А у нас на площади Стоят четыре лошади. Дед тихонько лошадь тронет, Скажет: «Лошади - не кони! » Улыбается отец: «Лошадь - пахарь, /// этап: применение знаний________________________ 185 Конь-боец! » И тихонько взрослые Объясняют мне: «Груз везут на лошади, Скачут - на коне». (Р. Дышаленкова) 3. Прочитайте текст. Проанализируйте в нем недостаток. Что нуж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|